Экономическая функция государства теоретико правовой аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Развитие теоретических взглядов на сущность экономической функции государства связано с изменением влияния государства на экономику. В отечественной науке нет единой концепции по поводу функций и роли государства, а, следовательно, возможности определить необходимые объемы государственных финансовых ресурсов. Отсутствие четкой и научно-обоснованной стратегии развития государственных финансов в России привело к неэффективному решению многих социально-экономических проблем, особенно резко проявившихся в условия финансового кризиса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие и виды экономических функций государства
§1.1. Понятие и сущность основных функций государства……………………8
§1.2.Эволюция взглядов на роль государства в экономике……………………9
§1.3.Виды экономических функций государства……………………………14
Глава II. Государственное регулирование как реализация экономических функций государства
§2.1.Определение границ государственного регулирования экономики……22
§2.2.Цели, инструменты и методы осуществления государственного регулирования экономики………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

КОМАРОВ ГОРДЕЙ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 45.53 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра международного права

 

 

 

 

 

Комаров Гордей Андреевич

«Экономическая функция государства: теоретико-правовой аспект»

 

Специальность 030900 «Юриспруденция»

Курсовая работа студента 1-го курса очной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный  руководитель

 

 

______________   В. А. Цыгановкин

 


 

 

 

 

 

 

Москва  2013

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Понятие и виды экономических функций государства

§1.1. Понятие и сущность основных функций государства……………………8

§1.2.Эволюция взглядов на роль государства в экономике……………………9

§1.3.Виды экономических функций государства……………………………14

Глава II. Государственное регулирование как реализация экономических функций государства

§2.1.Определение границ государственного регулирования экономики……22

§2.2.Цели, инструменты и методы осуществления государственного регулирования экономики………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы………………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие теоретических взглядов на сущность экономической функции государства связано с изменением влияния государства на экономику. В отечественной науке нет единой концепции по поводу функций и роли государства, а, следовательно, возможности определить необходимые объемы государственных финансовых ресурсов. Отсутствие четкой и научно-обоснованной стратегии развития государственных финансов в России привело к неэффективному решению многих социально-экономических проблем, особенно резко проявившихся в условия финансового кризиса.

В условиях кризиса в России еще острее стоит потребность в глубоком анализе роли и особенностей государственных финансов для повышения результативности развития государственного сектора экономики. Тем более, совершенно очевидно, что Россия как развивающееся государство нуждается в экономических ресурсах, которые необходимы для выполнения ей своих функций. А государственный сектор экономики является неотъемлемой частью и необходимым условием выполнения функций государства.

В отечественной юриспруденции мало исследований, которые посвящены уяснению самого понятия государственного сектора экономики. Однако без определения необходимой дефиниции сложно говорить о выработке рекомендаций по эффективному развитию государственного сектора экономики в России. Проблемы с понятийным аппаратом на этом не заканчиваются. Также в отношении государственного сектора экономики отсутствует продуманная управленческая система органов государственной власти, не разработан специализированный нормативный акт, который бы определял направления деятельности и возможного совершенствования госсектора. Вместе с тем, еще и отсутствует четкий механизм регулирования госсектора экономики и экономической политики, им проводимой.

Вышеприведенные обстоятельства, как нельзя лучше, актуализируют необходимость изучения, анализа и исследования современного состояния и дальнейшего развития государственного сектора экономики в России.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере развития экономической составляющей государства.

Предметом исследования выступают правовые нормы по вопросам реализации и воплощения в жизнь экономической функции государства.

Цель этой работы – отразить сущность, генезис, виды и способы реализации экономической функции государства.

Основные задачи данной работы:

Кратко описать основные функции государства;

Раскрыть сущность экономической функции государства;

Описать виды экономических функций государства;

Проследить генезис экономической функции государства;

Обозначить необходимость государственного регулирования экономики;

Дать определение государственному регулированию экономики и определить его границы;

Сделать выводы о роли государственного регулирования экономики в происходящих в стране экономических процессах.

Методологическую основу исследования составили различные общенаучные и специальные методы. Так, в частности, были использованы методы системного и структурного анализа, метод синтеза, индукции и дедукции, сравнительный метод, системно-структурный и формально-логический метод. Все методы использовались в совокупности, что позволило уяснить и решить ряд проблем в системе государственного сектора экономики России. Теоретическую базу исследования составили труды таких правоведов и экономистов как В.Л. Тамбовцева, В.И. Витягина, К.Б. Власовой, А.Л. Гогаевой, В.В Анцупова., Т.В. Капелько, А.А Максурова, Д.В. Петухова, В.П. Пугачева, А.Д. Нестеровой, С.С. Собянина, А.И. Соловьева, И.О. Тетерского, С.В. Халудоровой, Б.А. Райзберга.

 

Экономическая функция крайне тесно связана с другими функциями государства. Поэтому важно рассмотреть их виды.

Функции государства зависят от его задач и изменяются по мере ее изменения сущности государства, по мере перехода к сущности другого порядка. Функции государства – это основные направления его деятельности, определенная работа, круг его деятельности, осуществляемой по установленной в законе или договоре обязанности. Следует разделить функции государства и функции его отдельных органов. В выполнении функции государства, в той или иной степени, участвуют все его органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменять никакой другой. В свою очередь, все составные части органа (управления, отделы, сектора и т.п.) должны соблюдая свои непосредственные обязанности обеспечить общие функциональные задачи органа. Учитывая сущность указанных выше задач следует разделить функции государства на внутренние и внешние. Учитывая современный характер общественных отношений, на которых должно основываться социальное демократическое государство к внутренним функциям Российского государства следует отнести экономическую, идеологическую, социальную, экологическую, культурную функции и функцию охраны конституционного строя, прав и свобод граждан.

1. В экономическую функцию входит  выработка и координация государством  стратегических направлений развития  экономики страны в наиболее  оптимальном режиме. Эти действия  выражаются в виде кредитной, налоговой, эмиссионной, инвестиционной  политики государства. При этом  крайне важным является вопрос  о пределах вмешательства государства  в экономические отношения, в  особенности в сферу предпринимательства.

Ряд исследователей в своих работах выделяет в качестве самостоятельной внутренней функции государства функцию налогообложения (или функцию финансового контроля). Автор считает что управленческая деятельность в области сбора и распределения денежных средств относится к экономической функции государства, и выделять ее как самостоятельную функцию не стоит.

2. В идеологическую функцию входит  деятельность государства по  научной разработке и поддержке  определенной идеологии, в том  числе политической, нравственной, религиозной направленности образования, развития культуры, деятельности  средств массовой информации.

3. Социальная функция обеспечивает  социальную защищенность человека, приемлемые условия жизни для  всех членов общества вне независимости  от их прямого участия в  производстве материальных и  духовных благ.

Существует даже концепция «социального государства». Под ним понимается государство, которое постоянно заботится о благополучии своих граждан, старается сгладить социальное неравенство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие и виды экономических функций государства.

§1.1. Понятие и сущность основных функций государства.

Государство не может быть стабильно без эффективно развитой экономики, поэтому крайне важно выделить связь между двумя этими общественными явлениями. С древнейших времен величайшие ученые искали «золотую середину» в отношениях между государством и экономикой. В зависимости от эпохи менялось и отношение к экономике, ведь с развитием общества выходила на новый уровень и наука. Нынешние государства по большей части стремятся к созданию и развитию рыночной экономики. По этой причине огромная часть авторов задаются проблемой экономической функции государства и вторжения его в экономику в условиях рыночного склада хозяйства. Многообразие задач, которые состоят перед государством в экономике,  выделяют выполняемые государством экономические функции. Для выполнения данных задач, вставших перед государством в процессе исполнения этих функций, в его распоряжении имеется ряд инструментов, к главным из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие. Функциональный подход к деятельности государства, во-первых, помогает в корне  запомнить само понятие государства, узреть  его историческое значение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно выделить содержание деятельности государства, его механизм в определённых исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

§1.2.Эволюция взглядов на роль государства в экономике

Государство и экономика существуют с древнейших времён, но проблема интервенции правительства в сферу экономки и исполнение им экономических функций стала рассматриваться  в средних веках наукой. Теория здесь отстает от практики. В период ранних форм капитализма в Европе уже был централизованный контроль над качством товаров и услуг, над ценами продуктов, внешней торговлей и процентными ставками.

По мере увеличения разрыва между реальными действиями государства и ожиданиями населения, правительство начинает медленно разлагаться, тем самым лишая граждан возможности существования: безопасности и законности, доверия к контрактам и надежного средства обращения.

Благосостояние страны, по мнению меркантелистов, заключается в поддержке правительства. Они считали, что только правительство межет урегулировать сельское хозяйство, держать под контролем социальную справедливость.

С переходом к формации, свободной торговли многие предночертания меркантилистов "сошли на нет". Важнейшей ступенькой развития представлений о роли государства стала теория, которая умоминалась в работе Адама Смита (1723-1790 гг.) «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство». Согласно данному подходому государство должно обеспечивать сохранность его имущества и безопасность жизни, разрешать конфликты, т.е. делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Подход основоположников классической экономики (18-ый век), ограничивавших государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, имеет историческое объяснение. К тому времени распорядителями судеб в экономике стали свообода выбора и рынок. С экономической точки зрения свобода предполагает две главных составляющих: самостоятельность принятия решений и защищенное законом право частной собственности. В восемнадцатом-девятнадцатом веках роль государства в экономическом секторе сводилась, в большинстве случаев, к охране этих базовых прав. Реальная политика государства, по А. Смиту, обязана включать в себя принцип компромисса.

В 19-ом веке, учёные классического направления считали, что государство должно, во-первых, предоставлять гарантии права

собственности и защищать свободу договора, во-вторых, защищать экономические свободы граждан. Представители данного направления придерживались мнения, что вмешательство может нанести вред хозяйственной деятельности и препятствует экономическому росту. В странах с развитым промышленном производством властные структуры осуществляли регулирование в соответствии с концепцией «невидимой руки». Классики понимали под этим, что государство должно устанавливать и контролировать соблюдение законов, определяющих рамки частной предпринимательской деятельности, в том числе коммерческие кодексы для частных контрактов, законов о создании новых фирм и банкротстве, антимонопольное законодательство, создающее условия для конкуренции.

В 20-ом столетии под влиянием идей социалистов о перераспределении доходов и кейнсианской теории поддержания доходов граждан в периоды циклических колебаний роль государства в экономике была существенно увеличена: госсектор был расширен,возникли программы обязательных общественных работ, повысились государственные расходы на образование и здравоохранение, введены государственные пенсионные системы перераспределительного типа и программы помощи определенным социальным группам, появилось субсидирование товаров первой необходимости.

В начале 21-го века в сфере экономики не стало такого единого понятия кактермин «государственное управление» . В разных условиях общества – политических,  экономических , социальных и культурных – этот термин звучит по разному. Согласно Всемирному банку, под благим управлением понимается обосновонное управление предприятиями под контролем государства(эффективность, результативность и экономия), подотчетность, обмен информацией и ее свободное распространение и правовая база развития (правосудие, уважение прав человека и свобод). Особое внимание в этом определении предоставляется четырем центральным элементам, то есть  правомочности (государство должно пользоваться поддержкой народа, которым оно управляет); суммарности (обеспечение ответственности за свои действия и свобода средств массовой информации); компетентности (эффективная разработка и проведение политики и оказание услуг); уважению закона и защите прав человека.

Информация о работе Экономическая функция государства теоретико правовой аспект