Экономическая функция государства теоретико правовой аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Развитие теоретических взглядов на сущность экономической функции государства связано с изменением влияния государства на экономику. В отечественной науке нет единой концепции по поводу функций и роли государства, а, следовательно, возможности определить необходимые объемы государственных финансовых ресурсов. Отсутствие четкой и научно-обоснованной стратегии развития государственных финансов в России привело к неэффективному решению многих социально-экономических проблем, особенно резко проявившихся в условия финансового кризиса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие и виды экономических функций государства
§1.1. Понятие и сущность основных функций государства……………………8
§1.2.Эволюция взглядов на роль государства в экономике……………………9
§1.3.Виды экономических функций государства……………………………14
Глава II. Государственное регулирование как реализация экономических функций государства
§2.1.Определение границ государственного регулирования экономики……22
§2.2.Цели, инструменты и методы осуществления государственного регулирования экономики………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

КОМАРОВ ГОРДЕЙ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 45.53 Кб (Скачать файл)

Подытоживая, можно сказать, что на рубеже двадцатых и двадцать первыхстолетий государство изменяет формы вмешательства в экономику: от прямого участия в форме государственных предприятий переходит к косвенному  в форме государственных предприятий  с помощью  государственных гарантий и регулирующих норм. Это приводит к денационализации предприятий, ранее оказывавших общественные услуги (энергетика, транспорт, связь).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.3.Виды экономических функций государства

Свойственнымиыми функциями государства в любой экономике являлось и является беспосредственное (окончательное) принятие решения:

1) относительно формирования и  распределения бюджетных средств  и государственного имущества;

2) обеспечение выполнения законов  и правил поведения экономических  агентов (домашних хозяйств и  фирм), принятых также государством;

3) создание фондов пособий по  безработице и стимулирование  создания новых рабочих мест.

Обеспечивающие данные функции операции в принципе могут выполняться субъектами, не входящими в состав органов государственной власти и управления и даже не принадлежащими государству. Тем не менее, качество выполнения неотъемлемых функций государства, очевидно, зависит от качества исполнения обеспечивающих операций.

Рыночная экономика, созданная на частной собственности, не может работать без необходимой базы. Должна быть создана неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных договоров и обеспечена охрана граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функциональностью государства должна являться создание правовой основы функциональности и развития экономической системы. Это создается через законодательство о частной собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы . Государство должно обеспечить такой экономический “фон”, чтобы он обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

Одна из главных функций государства - интенсификация, активизация именно в сфере инвестиций, инноваций и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильного состояния национальной валюты. Это достигается посредством правильной финансовой, а также денежной и кредитной политики.

Вместе с минимальной границей существует и максимальная граница вмешательства государства в экономическую сферу общества и ее регулирование. Сюда относятся следующие функции, выполняемые государством:

во-первых, перераспределение и мобилизация ресурсов в критических условиях;

во-вторых, перспективное развитие экономики, нацеленность на перспективу и длительный экономический рост;

в-третьих, обеспечение приоритетных структурных преобразований в промышленном производстве;

в-четвертых, курирование региональной политики;

в-пятых, решение важнейших социальных проблем, которые не могут быть решены в должной мере рынком;

и, наконец, в-шестых, реализация национальных интересов в мировой экономике.

Разберем подробнее некоторых из этих условий (с учетом того, что этим проблемам также будут посвящены отдельные главы учебного пособия).

Первое, что стоит отметить – это недостаточно успешную работу чистой рыночной экономики в экстремальных условиях. В качестве примера можно привести кризис 1929—1933 гг., который страны Европы и, в особенности США, успешно преодолели, опираясь на государственное регулирование.

Стоит упомянуть и опыт СССР, продемонстрировавший достоинства централизованного управления государством, например, во время перестройки экономики после начала Великой Отечественной войны 1941—1945 годах.

Во-вторых, рынок не всегда в полной мере ориентирован на перспективу. Этот недостаток наиболее заметен, когда фундаментальные научные исследования, крупные инвестиции тесно связаны с экономическим ростом.

В таком случае рынок нужно корректировать при помощи программ национального и регионального развития.

Например, можно привести опыт некоторых стран в реализации программ по компьютеризации экономики, по созданию атомной энергетики в ряде государств Западной Европы, а также СССР.

Рыночная экономика, дополненная государственным стимулированием, оказалась на несколько порядков эффективнее, чем полностью государственная экономика.

В-третьих, на основе масштабных инвестиций государственное регулирование обязано обеспечивать более глубокие структурные преобразования в производственной деятельности.

При осуществлении крупных инвестиционных проектов, имеющих

длительный срок окупаемости, рыночный механизм может оказаться не эффективным или недостаточно эффективным. Речь идет об инвестициях в основной капитал с особо медленным оборотом, вложениях в социальную и экономическую инфраструктуру, в отрасли, главной задачей которых является выпуск продукции с неясными перспективами спроса. Подобная ситуация, как уже говорилось ранее, наблюдалась, например, в первые годы создания атомной энергетики в США, Англии, Франции, СССР. Структурная политика в развитых современных странах должна включать в себя меры, которые были бы направлены на формирование рыночной экономики с высокой эффективностью и социальной ориентированностью. В целом, данная политика нацелена на обеспечение стабильности в экономическом секторе.

В-четвертых, государственное регулирование способствует успешному решению региональных проблем, которые возникают не только в виду особых рыночных ситуаций, но и под влиянием исторических, демографических, национальных, и прочих не явно рыночных факторов.

Также, стоит отметить, что государственное регулирование имеет полномочия дополнять, а если нужно, то и "подправлять" рынок при решении некоторых социальных проблем, таких как занятость и безработица, инфляции, поддержка малоимущих, перераспределение доходов. Разберем подробнее каждую из этих проблем.

Безработица и занятость.

Для рыночной экономики характерно непрерывное высвобождение рабочей силы ввиду конкуренции и образование безработицы. Последний фактор может быть текучим (т. е. технологическая или структурная безработица) с относительно небольшим периодом поиска новой работы, но может становиться и длительным (застойным), особенно для людей пред пенсионного возраста, малоквалифицированных работников, женщин, молодежи.

Вряд ли возможно полностью избавиться вынужденной безработицы при рыночной экономике. Но снизить ее уровень и продолжительность должно государство. В плановой экономике иногда появляется искусственное неравновесие на рынке труда в пользу предложения (ситуация, когда спрос превышает предложение). Данное неравновесие понижает стимул желающих к труду. Рыночная экономика, наоборот, имеет тенденцию к возникновению неравновесия в пользу спроса, (ситуация, когда предложение превышает спрос). Для того, чтобы равновесие было достигнуто требуется вмешательство государства.

Основной задачей государства при данной проблеме является не столько материальная поддержка людей, не имеющих работу, сколько организация поиска работы, создание новых рабочих мест, организация общественных работ, переподготовка рабочей силы. Этими и другими мерами государство осуществляет политику полной занятости.

- Инфляция.

В рыночной экономике возникает  обесценивание цен. Кроме  экономических воздействий, сдерживающих инфляцию, государство должно проводить социальную политику, направленную на ограничение последствий повышение цен общего уровня на все товары . Примерами такой политики может быть как прямая материальная помощь малоимущим, так и денежная политика.

Безработица и инфляция обычно движутся в диаметральных направлениях. Одной из целей государственной политики является нахождение их оптимального сочетания, наименее болезненного для среды.

- Поддержка малоимущих.

В любой группе (в том числе и с рыночной экономикой) есть люди, не являющиеся собственниками факторов производства, не участвующие в производстве товаров и услуг, а следовательно не извлекают доходов от предпринимательской или любой другой общественной деятельности. На рынке они выступают только в качестве потребителей. Такими гражданами являются дети, инвалиды, люди пенсионного возраста.

Рыночный механизм распределения дает этим членам общества два возможных пути существования: прошлые накопления (сбережения) и благотворительные фонды. Однако такие источники не обеспечивают необходимый стандарт благосостояния (достойное существование). В связи с этим государство должно взять на себя обеспечение жизненного уровня этих слоев населения.

- Перераспределение доходов.

Существует лишь один критерий распределения доходов, признаваемый рыночным вариантом — доход как итог участия в качестве субъекта на рынке товаров, рабочей силы и капиталов. Этот критерий резко разграничивает доходы.

Государство, разумеется, не должно быть благотворительной организацией, поддерживающей "на плаву" банкротов. Однако оно должно выравнивать полюсы в распределении доходов (субсидиями малоимущим, прогрессивным налогообложением и др.).

Объективное с точки зрения рынка распределение доходов далеко не всегда справедливо с позиций общечеловеческой морали. И государство, будучи в некоторой мере выразителем общечеловеческого интереса, осуществляет (в большинстве стран мира) политику доходов, которая сдерживает (по мере возможности) рыночную поляризацию доходов, ослабляя этим, в случае необходимости, социальную напряженность и поддерживая общественное признание целесообразности рыночных отношений.

Наконец, это реализация интересов нации в мировой экономике. Это подразумевает под собой проведение нужной внешнеэкономической политики, а именно контроль над международной миграцией капитала и рабочей силы, урегулирование экспорта и импорта, управление платежным балансом...

Исходя из этого, можно утверждать, что рамки возможного вмешательства властных структур в рыночную экономику достаточно широки. В таких рамках в любом государстве (в ее конкретных условиях) должен быть найден путь наиболее оптимального взаимодействия властного регулирования и эффективно работающего рыночного механизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Государственное регулирование как реализация экономических функций государства

 

§2.1.Определение границ государственного регулирования экономики

«Мудрое и бережливое государство должно удерживать людей от

причинения взаимного вреда, предоставляя им во всем остальном

полную свободу занятий, и, не отнимая у них ими же заработанный

хлеб... Это все, что требуется от хорошего государства.»

Томас Джефферсон

 

В каждой общественной системе государство играет важную роль, выполняя в той или иной степени набор социальных и хозяйственных функций. Проблемы государственного регулирования экономики рассматриваются на примере той группы государств, где наиболее совершенным образом организована подобная деятельность (т. е. в странах с развитой рыночной экономикой). Властное регулирование экономики (то есть госрегулирование) — это процесс воздействия государства на экономическую жизнь социума и связанные с ним другие общественные процессы, в ходе которых осуществляется экономическая и социальная политика данной страны, основанная на определенной концепции. Причем для достижения поставленных задач используется конкретный набор нужных средств. Теория экономической политики видит  необходимость некоторого государственного вмешательства в рыннок, ввиду его несовершенности, в свою очередь речь должна идти о таких проявлениях как:

1) Несостоятельность конкуренции. Выражается в том, что возникающие  монополии могут наносить существенный  ущерб по уровню  благосостоянию  общества своим ценообразованием (если, конечно, этому не противодействует  государство).

2) Наличие большого количества  товаров, в которых общество нуждается  в высшей степени, либо не представленны на рынке, либо предложены в недостаточном количестве. Главным образом они реализуются в форме услуг (это товары в сферах здравоохранения, просвещения, науки, культуры, обороны и многих других).

3) Эффекты внешней среды, типичный  пример налглядно иллюстрируется в ситуации с нанесением каким - либо хозяйствующими структурами ущерба экологии, а тем самым и социуму, физическим, а также юридическим лицам, и непосредственно загрязнение природной среды.

4) Неполные рынки, например, рынок  услуг по оказанию страховой  помощи.

5) Несовершенство развития информационных  услуг, по многим признакам являющихся  общественным товаром, который в  более или менее нужном количестве (при условии соответствующего  качества) не может быть произведен  без определенного участия государственных  структур.

6) Инфляция, безработица, отсутствие  нестабильности в экономическом  секторе, резко проявляющееся в  периоды различных кризисов и  депрессий.

7) Слишком неравномерное распределение  доходов, ставящее под угрозу  стабильность в обществе, когда  государство не принимает должных  мер по обеспечению «социальной  компенсации» малоимущим и обездоленным  гражданам страны.

8) Наличие обязательных товаров, потреблять которые общество  может заставить только государство, но никак не рынок (например, начальное  образование).

Обобщив данные факты, можно утверждать, что из выше указанных несовершенств рынка (и других проявлений) вытекает необходимость регулирования со стороны властных структур.

Совершенствование рыночной экономики во второй половине двадцатого столетия выявило явно выделившуюся тенденцию к расширению масштабов функционирования государства и укрепления его роли в экономике. Наибольшая экономическая эффективность, в большинстве случаев, достигается в условиях действия рыночного механизма на основе конкуренции. Целью государства в рыночной экономике является не корректировка рыночного механизма, а создание условий его свободного функционирования, т. е. регулирующее воздействие государства обеспечиваться везде, где необходимо, а конкуренция - везде, где возможно.

Как тогда определить границы возможного вмешательства государства в экономику? Политика демократического общества базируется на принципе власти и влияния большинства. Относительно экономики данный принцип власти большинства возможен только с оговорками, то есть возникает

Информация о работе Экономическая функция государства теоретико правовой аспект