Экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы - отразить сущность, генезис, виды и способы реализации экономической функции государства.
Основные задачи данной работы:
- описать основные функции государства;
- раскрыть сущность экономической функции государства;
- описать виды экономических функций государства;

Содержание

Введение - 3 -
Глава 1 Понятие функций государства - 4 -
Глава 2. Экономические функции государства - 7 -
2.1 Стабилизационная функция - 8 -
2.2 Распределительная функция - 11-
2.3 Аллокационная функция - 13-
2.4 Формирование конкурентной среды и обеспечение правовой
базы ее функционирования - 14-
2.5 Регулирующая функция - 18-
2.6 Внешнеэкономическая функция - 21-

Заключение - 22-

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая функция государства курсовая работа..doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Экономические функции государства

 

 

Содержание

 

Введение               - 3 -

Глава 1  Понятие функций государства          - 4 -

Глава 2. Экономические функции государства         - 7 -

2.1 Стабилизационная функция          - 8 -

2.2 Распределительная функция          - 11-

2.3 Аллокационная функция           - 13-

2.4 Формирование конкурентной  среды и обеспечение правовой

базы ее функционирования                    - 14-

2.5 Регулирующая функция           - 18-

2.6 Внешнеэкономическая функция          - 21-

 

Заключение              - 22-

Библиографический список            - 24-                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Существует множество определений понятия «государство», а также его функций. Вот одно из них: государство - это суверенная политическая организация, официально представляющая и охватывающая всё население в пределах определённой территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения. Функции государства - основные направления его деятельности, в которых выражается сущность государства, назначение, цели и задачи. Среди этих направлений одним из важнейших является государственное регулирование экономики и происходящих в стране экономических процессов. Государственное регулирование охватывает все сферы общественной жизни. Экономика, в свою очередь, наряду с внешней и внутренней политикой, культурой, социальным регулированием занимает главенствующее положение в государственном устройстве общества и аппарата управления.

Цель этой работы - отразить сущность, генезис, виды и способы реализации экономической функции государства.

Основные задачи данной работы:

- описать основные функции государства;

- раскрыть сущность экономической функции государства;

- описать виды экономических функций государства;

- проследить генезис экономической функции государства;

- обозначить необходимость государственного регулирования экономики;

- дать определение государственному регулированию экономики и определить его границы;

- сделать выводы о роли государственного регулирования экономики в происходящих в стране экономических процессах.

Глава 1. Понятие функций государства

Функции государства — это основные, социально-значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества, в которых выражается роль и назначение государства в обществе. Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Это практическая деятельность государства, имеющая предметно-политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри или вне государства. Общим для всех ученых является определение, что в функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения <1>.

Воздействуя на экономические отношения государство: во-первых, содействует развитию господствующего базиса, либо, во-вторых, тормозит развитие новых экономических отношений, которые сменяют отживающие. Если господствующие экономические отношения потеряли свое объективно прогрессивное значение и стали препятствием для развития производительных сил общества, то государство становится реакционной силой, поскольку продолжает защищать старые производственные отношения в угоду экономически изжившим себя, но еще политически господствующим силам. Препятствуя развитию новых, более прогрессивных отношений, государство усугубляет конфликты в общественном производстве.

Функции государства - это направление деятельности, но не сама деятельность. Определяя основные направления деятельности, государство подключает к их реализации все органы целиком, не разделяя их на отдельные части. Некоторые ученые предлагают такую трактовку функций государства - это не только направление его деятельности, но и механизм воздействия на общественные процессы потому что, выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно, посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования социальных связей воздействует на состояние общественных процессов.

Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в государственных целях, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.

Функции государства формируются объективно, под определяющим воздействием целей и задач, обусловленных экономической и политической структурами общества и вытекающими отсюда интересами социальных групп, коллективов, всего народа. Поэтому функции государства постоянно присущи ему в течение всего исторического периода его существования. Если к власти приходят другие политические силы, то изменяются и функции государства. Содержанием каждой функции государства является предмет ее деятельности, что показывает, какие средства используются для достижения той или иной цели.

Простейшей классификацией функций, признаваемой всеми, является подразделение их на внутренние и внешние. Внутренние функции — это основные направления деятельности государства внутри общества и страны (государства). В числе их необходимо выделить следующие:

— функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;

— функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов;

— экономическая функция (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т. д.) <2>;

— социальная функция - создание системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования, пенсионное обеспечение и т. д.;

— экологическая функция - деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий проживания людей;

— идеологическая функция - пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.

Внешние функции — это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими организациями или государствами.

К внешним функциям относятся:

— защита общества, государства от внешней угрозы - создание вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность разведки, контрразведки, пограничных войск и т. д.;

— взаимодействие с другими государствами и международными организациями - экономическое сотрудничество, участие в различных международных организациях, военно-политических блоках и союзах и т.д.<2>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экономические функции государства

Государство разрабатывает долгосрочные экономические программы развития, определяет чёткую налоговую политику, создаёт благоприятные условия для развития приоритетных отраслей экономики, деятельность кото-рых приносит наибольшую пользу обществу. Кроме того, государство фор-мирует бюджет и контролирует его исполнение, осуществляет непосредст-венное хозяйственное руководство государственным сектором в экономике (предприятиями, учреждениями и т.д.).

Государство устанавливает определённый порядок налоговых, тамо-женных, акцизных и других сборов. Такие сборы являются основным источ-ником пополнения государственного бюджета, а, следовательно, делают ре-ально исполнимыми важные государственные программы и проекты, обеспе-чивают нормальное функционирование всего государственного аппарата<1>.

Множественность целей государственного регулирования экономики определяет характер экономических функций государства.

Традиционно выделяют три основные функции:

- стабилизационная, которая состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста;

- распределительная, связанная с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях социальной справедливости;

- аллокационная, связанная с участием государства в более эффективном размещении и использовании экономических ресурсов с целью изменить структуру национального производства и его продукта.

В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:

1) формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы ее функционирования. Это предполагает защиту мелкого и среднего бизнеса, антимонопольное законодательство и др.;

2) внешнеэкономическую деятельность и поддержание равновесия платежного баланса.

Все эти функции оказывают влияние на процесс общественного воспроизводства. Наиболее значимая функция из всех перечисленных — стабилизационная.

 

2.1 Стабилизационная функция

 

Эта функция предполагает обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормальной работы. Во всех странах с давними рыночными традициями это достигается путём осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией, инфляцией и безработицей. Как показывает практика всех развитых стран, рыночный механизм не содержит в себе иммунитет против этих болезней, резко снижающих эффективность экономических процессов, вплоть до их полной дезорганизации. Чтобы снизить монополизацию рыночной экономики государство должно проводить антимонопольную политику, а именно:

1) разработать и принять  специальное антимонопольное законодательство;

2) сформировать системы  органов, осуществляющих антимонопольное  регулирование и контролирующих  соблюдение антимонопольного законодательства, используя административно-организационные методы.

Использование имеющегося мирового опыта по стабилизации экономики в России затруднено, а часто невозможно по двум основным причинам: во-первых, в России отсутствует достаточная конкурентная среда рынка с его инфраструктурой; во-вторых, инфляция в российской экономике сочетается с общим кризисом существующей общественно-экономической системы, что в мировой практике встречается редко. Чтобы подавить инфляцию государство вводит временное замораживание цен и доходов, устанавливаются верхние пределы их роста и др. Иногда государство ставит задачу удерживать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темп роста производительности труда.

В целях стабилизации экономики государство должно иметь свою чрезвычайную программу выхода из кризиса, которая была бы нетривиальной и специфичной, как, например, программа «Новый курс» Ф. Рузвельта. Также государство должно решать такие задачи, как: создание рынка и его инфраструктуры, рыночных механизмов саморегулирования; формирование эффективно работающего негосударственного сектора экономики; создание самого государственного сектора, использующего принципы рыночного механизма, вместо тотально огосударствленной рыночной экономики, действующей в административно-командном режиме.

Для обеспечения устойчивых темпов экономического роста, государство может воздействовать, как на факторы предложения (увеличивая капитальные вложения в государственный сектор, стимулируя частные инвестиции, финансируя научно-технические исследования и их внедрение), так и на факторы спроса (стимулируя потребление за счет перераспределения доходов, государственных закупок продукции и др.), а также на факторы распределения экономических ресурсов, обеспечивая их полное вовлечение в производство и эффективную утилизацию.

В целях стабилизации экономики государство может также сдерживать экономический рост путем увеличения затрат на окружающую среду, охрану труда и здоровья, сокращения расходов на инвестирование экономики, стимулирования сокращения расходов частного сектора с помощью повышения налогов, уменьшения субсидий, ужесточения условий кредита.

Высокий уровень занятости государство стремиться обеспечить, реализуя государственные программы подготовки и переподготовки трудовых ресурсов. В условиях научно-технической революции и перехода к информативной экономике возросли требования к рабочей силе, так как повысилось интеллектуальное содержание труда, значение информатики и управления производством.

В государственном регулировании сферы занятости начали преобладать мероприятия не конъюнктурного, а долговременного характера, направленные на развитие трудовых ресурсов и повышение эффективности их использования. Разрабатывались программы по стимулированию занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, программы содействия найму рабочих, поддержки малого и среднего бизнеса. Кроме этих программ, государство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия безработным.

Обеспечение стабильности цен путем их государственного регулирования направлено на формирование нужных пропорций между ценами и денежными доходами населения, которые должны не допускать общего снижения жизненного уровня. Динамика цен в XIX в. в условиях свободной конкуренции характеризовалась неравномерностью изменения: резким подъемом цен в годы войны и долгосрочной устойчивой тенденцией к снижению их с окончанием войны.

В условиях рыночной экономики цены считаются стабильными, если их рост не превышает 3-5 % в год. Преодоление инфляции и обеспечение стабильности цен осуществляется путем государственного вмешательства в процесс ценообразования и государственного регулирования цен.

Государственное воздействие на цены носит прямой и косвенный характер. Прямое воздействие проявляется в установлении фиксированных цен на отдельные товары, определении верхнего и нижнего пределов колебания цен, определении размера налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, установлении цен на продукцию государственных предприятий, определении допустимых размеров повышения роста цен в условиях инфляции. Косвенное воздействие на цены оказывают таможенные ограничения во внешней торговле, государственное вмешательство в процесс ценообразования. Воздействие на издержки производства осуществляется через ускоренную амортизацию, регулирование цен на продукцию предприятий, относящихся к «естественной монополии».

Информация о работе Экономические функции государства