Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 17:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры тгп.doc

— 543.50 Кб (Скачать файл)

   Законы признаки:

  1. принимаются высшими органами гос.власти или в порядке референдума;
  2. присуща высшая юр.сила и верховенство относительно других источников права;
  3. принимается, изменяется и дополняется в особом порядке;
  4. регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные отношения;
  5. выражает волю и интересы общества в целом;
  6. является исключительно нормативным, т.е. содержит только нормы права.

   Подзаконные акты обладают меньшей юр.силой, изданы в соотв-е с З на основе З и не должны противоречить закону.

  В РФ к подзаконным актам относятся: указы Президента; НА правительства; НА центральных органов исполнительной власти, министерств, ведомств и т.д.; НА органов МСУ; локальные НА, действующие в пределах предприятия, организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49. Действие нормативных  актов во времени, в пространстве  и по кругу лиц

1. Действие НПА во  времени – это порядок вступления в действие и прекращение дейст-я НПА.

Вступление: 1) о вступлении НПА указано в сопутствующих документах ( в нем м.б. указаны дата/содержание указа, что НПА вступает в силу с момента опубликования/поэтапно/с момента принятия); 2) в НПА срок не указан, а применяется порядок, установленный в ФЗ о порядке опубликования и вступлении в законную силу ФКЗ, ФЗ и актов Фед.Собрания; 3) постепенное вступление в силу.

Прекращение: 1) по истечении срока дейст-я, установленного в самом НПА; 2) на основе прямого указания об отмене НПА, содер-ся в тексте  вновь принятого З/специально изданном акте уполномоченным на то органом; 3) в связи с принятием нового НПА, отменившего ранее действ-ий.

Обратная сила З по общему правилу З, устанавливающий наказание/иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. З имеет обратную силу если; 1) устраняет преступность деяния 2) смягчает наказание 3) иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление.

Переживае З – это порядок в соот-е с кот., З, утратив юр.силу по специальному указанию нового з-на м. продолжать действовать по отдельным вопросам.

2. Дейст-е НПА в  пространстве – этопределы дейст- З на тер-рии суверенного гос-ва.

Территория – все сухопутные и водные пространства внутри гос-ва, границы страны, воздушное пространство над земной и водной территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море. К.т. к ним относятся: 1) территориальное море, т.е. примыкающая к сухопутной тер-рии/внутр. Морским водам гос-ва морской пояс шириной 12 миль, входящих в состав тер-рии гос-ва и наход-ся под его суверенитетом. 2) исключ. Эк. Зона – приныкающая к тер-му морю 200-х морских миль район от берега суверенного гос-ва и реал-ся в целях разведки и сохранение природных ресурсов.

Экстерриториальность – это порядок, в соответствие с которым  З не распространяются на то/иное пространство/на опред-ую группу лиц.

3. Дейст-е НПА по кругу лиц – это порядок дейст-я З в отношении лиц, проживающих/находящихся на тер-рии суверенного гос-ва. По общему правилу  НПА общего дейст-я распространяются на граждан гос-ва, иностранных граждан и лиц без гражданства. В соот-е со ст. ФЗ №115 2002г. иностанные граждане имеют право на свободу передвижения в личных и деловых целях в пределах тер-рии РФ на основании док-ов выданных/оформленных в соот-е с дейст-им З, за исключением посещений тер-рий орг-ий и объетов, для въезда на кот. треб-ся спец. Разрешения. Иностранные граждане временно проживающие на тер-рии РФ не в праве по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах тер-рии s-та РФ. Иностранный гражданин – сотрудник дипломатических представительств и сотрудники консульских учреждений имеют право передвижения по всей тер-рии РФ на основе принципов взаимности, за исключением ограничений установленных ФЗ. Главы гос-в и правительств, сотрудники консульских и дипломатических представительств наделены дипломатическим иммунитетом и не м.б. привлечены к ответственности на тер-рии РФ.

Ограничения: иностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего по флагом РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ/др. эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, быть командиром воздушного судна гражданской авиации, быть принятым на работу на объекты, связанные с обеспечением безопасности РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50. Понятие, принципы и  виды правотворчества

   Правообразование – это относительно длинный по времени процесс формирования и оформления юр.норм. Оно включает: 1) возникновении потребности в правовом регулировании общ-ых отношений. 2) анализ соц. Ситуации. 3) осознание эк. И соц-пол. Обусловленности регул-я общ-ых отнош-ий. 4) разработка и принятие НПА

   Правотворчество – это  деятельность гос.органов, должностных  лиц, в случае референдума всего  народа по изданию, переработке  и отмене НПА.

  Принципы правотворчества:

   1. Законность (в его основу  заложено правило, согласно которого вся правотворческая работа должна осуществляться в рамках закона, и, прежде всего, конституции государства, т.е. ФЗ не могут противоречить конституции государства).

   2. Демократизм и гласность (суть заключается в процедуре  разработки и принятия НПА, т.е. открытость правотворческого процесса, свободном обсуждении проектов НПА). 

   3. Профессионализм (принцип  прямо связан с качеством правотворчества  и эффективностью механизма принятия  гос.решений).

   4. Научный характер (в основе  заложено правило, в соответствии с

 

которым все законопроекты готовятся при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановке в обществе).

   Виды правотворчества: референдум; плебисцит (опрос населения о  политической судьбе территории, на которой проживает население); ведомственное правотворчество; правотворчество в субъектах РФ; правотворчество органов МСУ; правотворчество должностных лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51. Понятие и основные  стадии законотворческого процесса

   Стадии:

  1. Законодательная инициатива (осуществление определенными лицами права на предложение об указании законов и на внесение законопроектов в законодательный орган, который обязан рассмотреть предложения и законопроекты. Согласно конституции правом законодательной инициативы обладает: президент, СФ, члены СФ, депутаты ГД, правительство РФ, Конституционный суд, верховный суд и высший арб.суд РФ).

   2. Решение компетентного  органа о необходимости издания  закона. Все законопроекты вносятся  в ГД, которая поручает комитетам и комиссиям рассмотреть и оценить их. На данной стадии решается вопрос о включении поступившего предложения в план законодательных работ и выработку официального законопроекта.

   3. Внесение законопроекта  в законодательный орган (или  обсуждение законопроекта). Рассмотрение в чтениях. Первое чтение: обсуждение, работа над поправками, вынесение его на второе чтение, в котором: обсуждаются поправки, ставится вопрос о принятии. В третьем чтении посредством голосования законопроект принимается.

   4. Принятие законопроекта. В соответствии с конституцией законы принимаются ГД и в течении 5 дней передается на рассмотрение СФ, который в 14-дневный срок рассматривает его и в случае принятия решения об одобрении закона, его текст вместе с постановлением СФ в 5-дневный срок направляется президенту для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится 14-дневный срок.

   5. Официальное опубликование (промульгация). Источники: Российская  газета, парламентская газета и  собрание законодательства РФ.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52. Систематизация нормативных  актов: понятие и виды

   Это упорядочение действующих  НПА, приведение юр.норм в упорядоченную  согласованную систему.

   Виды:

   1. Инкорпорация (форма систематизации, в процессе которой НПА подвергаются  внешней обработке без изменения содержания и объединяются полностью или частично в различного рода сборники или собрания). Виды: официальная и неофициальная. Официальная – это форма официального опубликования или переопубликования НПА на основе достоверного размещения материала в сборниках, издаваемых компетентными органами и применяемые при решении юр.дел. Неофициальная – это внешняя обработка законодательства, проводимая издательствами, научными и учебными заведениями. Виды официальных инкорпораций: 1) хронологическая (подбор материала по годам и этапам их издания); 2) предметная (по предмету или сфере регулирования общественных отношений независимо от периода их издания); 3) алфавитная.

   2. Кодификация (упорядочивание  правовых норм в процессе правотворчества, когда создается единый, юр.согласованный акт, т.е. кодекс). Виды: 1) всеобщая (образование сводных кодифицированных актов по всем отраслям права); 2) отраслевая (объединение нормативного материала  определенной отрасли); 3) специальная (объединение норм определенного правового института или нескольких правовых институтов).

   3. Консолидация (нормативные  акты сводятся в единый акт  без изменения их содержания).

Результаты кодификации: основы законодательства, кодексы, уставы, положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53. Юридическая техника и ее значение для правотворчества и систематизации нормативных актов.

   Это совокупность средств, приемов, правил разработки, оформления, публикации и систематизации  НПА, обеспеч-ие их совершенство  и эф-ое исп-е.

   Юр.техника включает: юр.терминологию; юр.конструкцию; способы конструирования НПА.

   Юр.терминология – это  обозначение понятий, с их помощью  кот. законодатель выражает свою  волю в НПА. Различают: общеупотребляемые  термины; специальные юр.термины  и специальные технические термины.

   Требования, которые предъявляют  к терминологии: единство (в НПА  один и тот же термин должен  употребляться в одном и том  же значении; общепризнательность (требования  употребляются в обиходе, и не  должны употребляться разработчиками); стабильность (термины должны быть устойчивыми, а их смысловое значение должно сохраниться и в иных НПА); доступность (они должны давать правильное представление о содержании НПА).

   Способы конструирования  НПА:

   1. Абстрактный (признаки тех  или иных явлений излагаются  в общем виде, т.е. в виде абстрактного понятия).

   2. Казуистический (характеризуются  индивидуальные признаки по средствам  их перечисления применительно  характеристики явления).

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54. Понятие, признаки и  виды норм права

   Норма права – общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное, санкционированное или признанное и охраняемое государством и направленное на регулирование общественных отношений.

   Признаки:

  1. Исходит от государства и является официальным выражением гос.воли, всегда представляет собой властное общеобязательное волеизъявление государства.
  2. Правовая норма издается или санкционируется государством и выражается в установленной государством норме (закон, подзаконный акт, судебный прецедент). Формальная определенность требует письменной или документальной формы, правовая норма одновременно предоставляет субъективные права и налагает юридические обязанности.
  3. Поддерживается в своей реализации и охраняется от нарушений принудительной силой государства.
  4. Является гос.регулятором общественных отношений, т.е. правовая норма охраняется, создается государством, регулирует наиболее важные общественные отношения.
  5. Рассчитана не на конкретное разовое отношение, не на одно лицо, а на всех субъектов права.
  6. Отражает наиб. Важн. Общ. Отнош-я.

Содержание НП-это единство всех составляющих ее элементов, свойств, их взаимодействие м/у собой и регулируемыми общ-ми отношениями.

Виды содержания: 1. логическое – мысли утверждающие/отрицающие ч-л о предметах/явлениях объективнй дейст-ти. 2. соц-юр – регулируемое нормой то/иное общ-е отношение в единстве его объективного/субъективного состава. 3. волевое – стремление гос-ва властвующего класса/соц. Группы определенным образом урегулировать общ-е отношения, при использовании имеющихся у гос-ва возможностей.

Виды НП: 1. По юр.силе а) Закон-НПА высш. Юр. Силы, принятый в особом процедурном порядке высшими представителями  органов гос.вл./референдумом и регулирующий наиб. Важн. Общ. Отнош-я. б) Подзаконный акт- акт, принятый в соответствие с З, во исполнение З и не противоречащий З. 2. По предмету прав-го регул-я: а) мат. Нормы – закрепляют права и обязанности s-ов права, их правовое положение и пределы правового регул-я. б) Процессуальные – носят орг-но-процедурный хар-р, регламентирующий порядок и формы, а также методы реализации  мат. Н. 3. По методу правового регулирования: а) Императивные – содержат категорические, сторогго обязательные, недопускающие отступлений и иной трактовки предписания. б) Диспозитивные – предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют возможность  s-ам урегулировать отношения м/у собой по своему усмотрению в рамках З. в) Поощрительные – Н, кот. гос. органы используют для поощрения за одобряемый гос-ом и об-ом полезный для них вариант поведения s-ов. г) Рекомендательные – устанавливают вариант наиб. Желательного с т.з. гос-ва урегулирования общ-ых отношений. 4 По форме выражения: а) Запрещающие – н, кот. запрещают названное в них поведение. б) Обязывающие – Н закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. в) Управомочиващие – предоставляют s-ам право на совершение предусмотренных положительных действий. 5. По признаку выполняемых функций: а) Охранительные Н – предусматривают меры гос-го, принудительного воздействия за совершение правонарушений б) Регулятивные – устанавливают юр. Права и обязанности участников юр. Отношений, рассчитаны на правомерное поведение s-ов. в) Специализированные – содержат предписание, обеспечивающее дейст-е регулятивных и охранительных норм. Делятся на 1) Н начала – это предписания, закрепляющие устои сущ-го строя, основы соц-эк., полит., гос-ой жизни об-ва. 2) Н-принципы – законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. 3) определенно-установочные Н – это предписания. определяющие цели и задачи отдельных отраслей права, прав. институтов, а также предмет, формы и ср-ва прав. регул-я. 4. Н-дефиниции – содержат определение правовых категорий и понятий. 6 По кругу лиц: а) общие Н -  распростаняются на всех лиц, проживающих на тер-рии гос-ва. б) специальные Н – дейс-ют только в отношении опред-ой категории лиц. 7. По способу изложения: а) Н с прямым способом изложения – содержат в себе описание всех существенных признаков поведения. б) Н с отсылочным – правила поведения, но не раскрывают его полностью, а отсылают к др. родственным статьям этого же НПА. в) Н  бланкетным – делает отсылку не на конкретную норму закона, а к инструкциям, принципам, тех-им нормам (отсылка на др. ст. З.)

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"