Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 17:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры тгп.doc

— 543.50 Кб (Скачать файл)

 

12. Теория насилия по  вопросу о происхождении государства

   Многообразие теорий можно  объяснить:

1)  те мыслители, которые предлагали  объяснения, жили в разные периоды  времени и использовали ту  информацию, которая была характерна  в тот период времени;

2)  ученые брали для иллюстраций  те регионы, в которых они проживали, игнорируя другие регионы;

  1. многие мыслители, основываясь на тех или иных достижениях, применяли их к теориям происхождения государства Þ односторонность;

Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX—XX веках. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумлловича, К. Каутского и других. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления — это следствие политических актов.

собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой. Австрийский социолог и государствовед Гумплович является  представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоеваний возникает рабство: одно племя, победившее борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов.

Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактом существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). Элементы насилия, как внутреннего, так и внешнего, объективно присутствовали и сопровождали процесс возникновения любого государства (римское, древнегерманское государство. Киевская Русь). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют полностью игнорировать ее научные положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Материалистическая теория  происхождения государства

Многообразие теорий можно объяснить:

1)  те мыслители, которые предлагали  объяснения, жили в разные периоды  времени и использовали ту  информацию, которая была характерна  в тот период времени;

2)  ученые брали для иллюстраций  те регионы, в которых они проживали, игнорируя другие регионы;

  1. многие мыслители, основываясь на тех или иных достижениях, применяли их к теориям происхождения государства Þ односторонность;

Представителями материалистической теории происхождения государства являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, объясняющие возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль перехолит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое прежде всего выступает как инструмент проведения воли имущих. Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма. Для данной теории характерно увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Психологическая теория  происхождения государства

Многообразие теорий можно объяснить:

  1. те мыслители, которые предлагали объяснения, жили в разные периоды времени и использовали ту информацию, которая была характерна в тот период времени;
  2. ученые брали для иллюстраций те регионы, в которых они проживали, игнорируя другие регионы;
  3. многие мыслители, основываясь на тех или иных достижениях, применяли их к теориям происхождения государства Þ односторонность;

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л. И. Пет- ражицкого, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать. Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная. Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют тс или иные агрессивные устремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство. Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты, который ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, только проблему харизмы, чтобы убедиться в этом. Вместе с тем не следует преувеличивать роль психологических свойств личности (иррациональных начал) в процессе происхождения государства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться лишь в качестве моментов государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Социальные нормы первобытного  общества: понятие и виды.

   На всех этапах развития  первобытного общества все отношения  регулировались определенными правилами  поведения, то есть существовали  регуляторы общественных отношений. Человек вырабатывает для регулирования  отношений социальные регуляторы, которые выполняли две функции: 1) позволяли первобытным людям освободить свою психическую энергию от страха перед природой и направить ее на производственную деятельность; 2) установление в обществе стабильных отношений.

   Стабильность отношений  и понятность вело к обеспечению гарантий безопасности всех членов общества. С развитием человека вырабатывались правила поведения, которые вошли в привычку и передавались по наследству. Социальные нормы – это правила поведения, определяющие взаимные отношения между людьми. Они необходимы, чтобы поддерживать мирное сосуществование людей. Признаки: 1) социальные нормы регулируют отношения между людьми; 2) регулируют повторяющиеся или типичные ситуации; 3) рассчитаны на многих людей, т.е. социальные нормы не персонифицированы; 4) социальные нормы – это правила поведения, которые имеют определенную форму. (Первые социальные нормы – ритуалы, обряды; позже это словесные выражения); 5) каждая социальная норма имеет санкцию (это предстоящее неблагоприятное последствие, применяемое к нарушителю этой нормы). С развитием человеческого общества вводились новые социальные нормы, которые со временем усложнялись.

   Очередность: 1) ритуалы; 2) обряды, которые выделяются из ритуалов; 3) когда человек перешел к членораздельной  речи появляются мифы; 4) обычаи; 5) религиозные нормы укрепляли духовный союз человека с божественной силой;

В далекий от нас период возникновения человека им руководили прежде всего инстинкты, и в этом смысле праисторические люди мало чем отличались от других животных. Инстинкты действую!; как известно, независимо от воли и сознания живого существа. Природа посредством генов передает от поколения к поколению инстинктивные правила поведения отдельных особей.  Со временем, по мере роста сознания, у наших предков инстинкты постепенно стали трансформироваться в социальные нормы. Они возникли на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулирования поведения людей таким образом, чтобы достичь целесообразного их взаимодействия для решения общих задач. Социальные нормы создали положение, когда поступки человека уже не состояли из инстинктивных реакций на раздражители. Между ситуацией и порождаемым ею импульсом стояла социальная норма, которая связана с наиболее общими принципами общественного бытия. Социальные нормы — это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе. Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения. Многократная повторяемость такого поведения делала его привычкой. Затем обычаи передавались из поколения в поколение. Нормы нервобыгной морали — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Такие правила поведения возникают значительно позже обычаев, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения морали. Религиозные нормы — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Так, особое место в их жизни начинает занимать отправление религиозных культов, жертвоприношение богам, заклание животных (иногда людей) на жертвенниках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Возникновение права и его отличительные признаки

   Право возникает на ранней  стадии становления классового  общества как способ регулирования  общественных отношений. Становление  права идет путем образования  определенных правил.

   Признаки правовых отношений: 1)социальность, т.е. такие правила поведения, которые регулируют отношения между людьми в различных сферах; 2)нормативность, т.е. каждая норма имеет определенную структуру; установление масштаба меры поведения, определяющих границы дозволенного, запрещенного и предписанного; 3)обязательность, т.е. правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения; 4)формализм, т.е. правовые нормы фиксируются в письменном виде специальных форм (законы, сборник законов и т.д.); 5)процедурность: право как система норм, включает в себя четкие процедуры создания, применения и защиты, т.е. для создания закона необходима определенная процедура, проводимая государством; 6)неперсонифицированность: нормы права распространяются на всех членов общества; 7)институциональность, т.е. появление права связано с определенным процессом создания норм права, т.е. правотворчеством, которое осуществляется определенными органами государства; 8)объективность: законодательный характер появления права на этапе перехода к производящей экономике, т.е. право не является навязанной извне силой, а появляется в результате закономерного взаимодействия условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Государственная власть  как особая разновидность социальной  власти

   Принято различать виды  власти: власть рода, племени, общины;  власть государственная;  власть политическая; власть семейная и т.д.    Власть представляет собой совокупность или свойство некоторого субъекта: индивида, коллектива или организации подчинять себе волю или поведение другого субъекта в своих собственных интересах или в интересах других лиц.    Признаки власти: 1)Власть – это явление социальное, то есть общественное. 2)Власть является неотъемлемым компонентом общества на всех этапах его развития, т.е. на любом этапе человеческого развития всегда существует власть. 3)Власть может существовать и функционировать лишь в рамках общественного отношения, т.е. такого отношения, которое существует между людьми. 4) Власть всегда базируется на силе, именно на наличии силы. Сила власти может иметь различную природу: физическую, авторитета, эстетическую.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"