Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 17:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры тгп.doc

— 543.50 Кб (Скачать файл)

   Социальная теория (20 век) Эрлих, Муромцев и другие. Разделяют  право и закон. Под правом понимаются  юр.действия, юр.практика, правопорядок. Судьи наполняют законы правом и субъектами правотворчества. Согласно теории такое понимание ориентирует на реализацию права, на практическое его осуществление; отмечается приоритет общественных отношений над правовой формой; подчеркивается ограничение гос.вмешательства, т.к. именно судьи творят право. (+понимание права ориентир на реал-цию права, обосновано отмечается приоритет общ отнош-й, ограниче-е влияния  гос-ва на экон) ( - теряются четкие критерии правомер и неправомер, тк реализ-я м б закон и незакон, перенос правотворч-ва на судей м повлиять на некомпетент произвол со стороны долж лиц)

 

 

43. Принципы права: понятие  и виды

   Принципы права – это  основополагающие идеи начала, выражающие  сущность права и вытекающие  из идей справедливости и свободы.

   Выделяют общие и межотраслев и отраслев принципы права.

   Общие: 1) гуманизм права (правовое  признание ценности человека  как личности, его прав и свобод, утверждение блага чел., как критерия  оценки общ. Отнош.); 2) принцип справедливости (требование соответствия между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием); 3) равноправие (равенство всех перед законом и судом, = прав свободы чел. И граджд., м и ж); 4) принцип законности (только строгое неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права действующих на территории государства НПА); 5) принцип демократизма (принадлежность всей полноты власти народу); 6) принцип взаимной ответственности государства и личности (ответственность должна нести не только личность, но и государство в случаях нарушения своих обязанностей перед личностью); 7) Единство прав и обязанностей сторон (предоставленные субъектам права сочетаются с их обяз-ми др. п/д др. и п/д об-ов в целом).

Межотраслев – на 2 и более отраслей права, м б смежными (прин-п состязат-ти и гласности, уголов и гражд права)

Отраслев – к конкрет отрасли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Функции права: понятие  и виды

   Это основные направления  его воздействия на общественные  отношения и поведение людей.

Признаки Ф пр: 1) ф пр возникают из егосущ-ти и опред-ся его назнач-ем в об-ве; 2) пр порождает необ-ть своего существ-я как соц-го явления в воздействии на общ-е отнош-я; 3) ф пр выражают самые гл черты пр и направлены на осуществление коренных задач стоящих п/д прав-ом; 4) ф пр представляют направление активного воздействия пр., упорядочивающего опред. Вид общ-ых отношений; 5) ф пр отличаются постоянством, состоящем в непрерывности и длительности дейст-я пр.

Сис-ма ф пр.: 1. общеправовая 2. межотраслевая 3. отраслевая 4. ф прав. Институтов 5. ф норм пр.

   Виды функций права: общесоциальные и собственноюридические.

   Виды общесоциальных: культурно-историческая; воспитательная; информационно-ориентационная; функция социального контроля.

   Виды собственноюридических  функций: регулятивные; охранительные.

   Регулятивная функция – это направление правового воздействия, которое призвано обеспечить организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общества. Она выступает в качестве правового воздействия, выражающимся в установлении правил поведения, предоставление субъективных прав и возложение юр.обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений соответствующих интересам личности, общества, государства. Она подразделяется на: регулятивн-динамическую (воздействие права на общественные отношения путем формирования их в движении) и регулятивно-статистическую  (воздействие права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах).

   Охранительная функция – это такое правовое воздействие, которое направлено на охрану общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений опасных для человека, его жизни и здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия. 

 

45. Социальные и технические  нормы, их особенности и взаимосвязь

   Право – совокупность  правил поведения, установленных  или санкционированных государством, выступающими регулятором общественных отношений.

   Норма – это определенные  стандарты, образцы, модели, эталоны  поведения участников общественных  отношений. Без норм нет существование  общества. Нормы: политические, религиозные, корпоративные, обычаи, традиции, привычки и т.д.

   Система нормативного регулирования  не совпадает полностью с юридическо-правовой  надстройкой, она выступает в  качестве совокупности правовых  явлений. Система правовых норм  – часть нормативного регулирования. В обществе два вида норм:

  • Социально-технические.
  • Собственно социальные.

   Система нормативного регулирования  – совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей  в обществе, их отношения между  собой в рамках объединений  и коллективов и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой и техникой.

   Социально-технические нормы  указывают, как человек должен  обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать  на воздействие природы.

Нет однозначного решения относить ли к чисто техническим или социально-техническим.

   К техническим относят: биологические; санитарно-гигиенические; эпидемиологические; технологические; научно-технические; экологические и т.д.

   Часть норм находит отражение  в законодательстве, они носят  название технико-правовых: технические, ГОСТы, правила, загрязнение окружающей среды и т.д. за нарушение норм предусматриваются различные виды ответственности.

Соц.нормы-это правила поведения, регул-е отнош-я м/у людьми.

Признаки: 1) носят общий и общеобязательный хар-р; 2) создаются в рез-те сознательно-волевой д-ти людей; 3) яв-ся правилами поведения людей; 4) регул-т общ. Отнош-я; 5)  обеспечиваются соответ-ми средствами и объединениями людей; 6) обусловлены уровнем раз-я об-ва.

Виды: 1) По способу формиров-я и обеспеч-я: а) Нормы пр.-это общеобязательное правило поведения, устанавл-е/санкционированное гос-ом и обеспеченное его принудительной силой; б) Нормы морали – правила поведения, кот. устанавливаются в об-ве в соот-е с морал-ми прнедстав-ми людей о добре и зле, справедоивости и несправ-ти, долге, чести, достоинстве и охраняетсясилой общ-го мнения/общ.убеждением. в) Корпоративные нормы – правила поведения, устан-е в общ.орг-ях, исполнение кот. обеспечивается с помощью мер общественного воздействия, предусмот-ми уставами орг-и. г) Религиозные нормы – регул-ют отнош-я м/у чел.и церковью, верующих по отношению др. к др., а также орг-ю и функц-е религиозных учреждений. Д) Обычаи

2) По содержанию: а) Полит.-пр-ла поведения, регул-е отнош-я м/у соц.группами, классами, гражданами и гос.вл., а также отнош-я м/у нациями и народами. б) Эконом.-пр-ла поведения, регул-е отнош-я хоз-щих субъектов, разв-е произ-ва, отнош-я распрд-я и потреб-я на основе функционир-я сис-мы рын.отнош-ий. в) Эстетические-устанавливают пр-ла поведения людей в связи с представлениями о красоте чел. Поступков. г) Орг-ые-закрепляют структуру, порядок образования и д-ти гос.органов и общ.орг-ий. д) Культ-е-пр-ла повед-я людей в целом, в кот. отражается дух-ое разв-е народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46. Соотношение права  и морали: единство, различие, взаимодействие  и противоречия

   Право – совокупность  правил поведения, установленных  или санкционированных государством, выступающими регулятором общественных  отношений.

   Мораль – это система  исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их отношения друг с другом, а также к обществу, государству и поддерживаемых личным убеждением, воспитанием, силой общественного мнения всего общества.

   ЕДИНСТВО 1. П и М яв-ся  надстройкой над экном. Базисом; 2) яв-ся регулятором общ.отнош-ий; 3) представляют собой разновидность  соц. Норм; 4) имеют единый объект  регул-я; 5) в бол.шинстве случаев  реализ-ся добровольно; 6) яв-ся показателем  соц. И культ. Уровней разв-я об-ва; 7)опред-ют границы должного и возможного поведения субъектов.

РАЗЛИЧИЕ 1. По возрасту: а) НП возникли вместе с гос-ом б) НМ  с образованием чел. Об-ва 2. По способу формир-я а)НП устан-ся гос. б)НМ формир-ся в сознании людей 3. По среде дейст-я: а) НП регул-ют только наиб. Важные общ-е отнош-я б)НМ регул-т повед-е, кот.м. дать моральную оценку 4. По форме выражения: а) НП закрепляются в спец. Юр. Актах б) НМ живут в сознании людей и возникают стихийно. 5. По способу обеспечения: а) НП обеспечиваются принудительной силой гос. б) НМ – мерами общ. Воздействия. 6. По времени действия: а) НП прекращают свое действие вместе с отмеранием гос. б) НМ остаются в любом об-ве.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 1) П и М поддерживают др.др в упорядочивании общ-ых отнош-ий;2) П и М создают единую оценку в отношении правонарушений; 3) П и М помогают др.др в достижении общ. Целей; 4) П и М плодотворно сотрудничают в сфере отправления правосудия и в д-ти правоохранительных органов; 5) П и М закрепляют и защищают нравственные устои об-ва.

ПРОТИВОРЕЧИЕ 1) П: разрешенное П осуждается М;2) М:запрещенное П одобряется М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. Понятие источника  и формы права. Виды форм права

   Формы права – это  система разнообразных юр.источников, способ организации общих правил  поведения, регулирующих общественные отношения.

Существует три подхода к понятию формы (источники) права:

   1) в материальном смысле (показывает, откуда появляется право, в чем его первооснова и  главный правообразующий фактор);

   2) идеологический подход (взгляды, идеи, под воздействием которых создается право);

   3) формально-юр.подход (внешняя  форма выражения права и существование  правовых норм).

   Формы (источники):

   1) НПА – это официальный  акт, принятый в результате правотворческой  деятельности и содержащий нормы права.

   2) договор нормативного  содержания – это двустороннее  или многостороннее соглашение  между субъектами отношений, содержащее  нормы права.

   3) правовой прецедент –  это судебное или административное  решение по конкретному юр.делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел в будущем.

   4) правовой обычай – санкционированное  государством исторически сложившееся  правило поведения.

   5) юр.науки – это различные  научные труды, в которых создаются  понятия и конструкции, используемые правотворческим органом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48. Нормативные акты: понятие  и виды

   НПА – основная форма  права. Содержит юр.нормы; представляет  собой официальный письменный  документ; является результатом  особой деятельности государства.

   НПА может приниматься и в порядке правотворческой деятельности и в порядке референдума.

   НПА – официальный письменный  акт-документ, содержащий юридические  нормы и принимаемый в определенной  процедурной форме, либо компетентными  органами государства, или в порядке  делегированного заседания, либо в порядке референдума.

   НПА (задача): хранить определенную  информацию и доводить до сведения  адресата. В этом плане он наиболее  действующий источник и быстрее  может отреагировать на обстановку.

   Виды: 1. По юр.силе: а)законы б)подзаконные акты. 2. По сфере действия: а) акты внеш. Дейст-я (охватывают все субъекты н/з от их трудовой/служебной д-ти б)акты внутр. Дейст-я (касаются только субъектов, кот. входят в сотав опред-го министерства/ведомств, проживающих на опред-ой террит-и. 3. По субъектам издающим НПА: а) А референдума б) А президента в) А органов гс.вл. г) А должностных лиц д) А органов МСУ е) А гос. и негос. Орг-ий.

Виды законов(З): 1. По юр. Силе: а) К-осн. З гос-ва, определяющий правовую основу гос-ва, принципы, структуру, гл. хар-ки гос-го строя, права и свободы человека и гражданина, форму правления и гос. устройства и сис-му правосудия. б) ФКЗ-З,кот. прямо предусматривают К гос-ва, посвящены прав. Основам гос/гос.строя. в) ФЗ-З, кот. принимается фед. Органама законод.вл по вопросам эк., полит., соц. И дух. Жизни об-ва и распростаняется на всей тер-рии гос-ва. Г) ЗSРФ – принимаются в соответствие с компетенцией s-та и распространяется только на тер-рии данного s-та. 2.По объему и хар-ру действия а) З общего дейст-я(охватывают всю совокупность обществ. Отнош-ий на всей тер-рии гос-ва. б) З ограниченнго дейст-я (распространяютсян6а часть групп/на строго определенный контингент лиц, проживающий на определенной тер-рии. в) З исключающего дейст-я ( принимаются только при наступлении определенных обстоятельств, на кот. рассчитан НПА.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"