Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 17:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры тгп.doc

— 543.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

55. Логическая структура  нормы права

   Структура – внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью ее трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Структура: логическая и структура нормы предписания.

Логич. Стр-ра нормв предписания – это выявляемая логическим путем НП, кот. воплощает органические связи м/у нормами предписания и обладает полным набором свойств, раскрывающих их гос.вл., регулятивную природу.

Содержит три основных элемента:

  1. Гипотеза – это структурный элемент правовой нормы, указывающий на жизненные обстоятельства при наличие кот. НП действует.

   Классификация норм права  по их гипотезам: простая (описывает  одно обстоятельство, с наличием  которого связывается действие  нормы права); сложная  (действие нормы связано с наличием двух или более обстоятельств одновременно); альтернативная (в которой действие юр.нормы зависят от одного из нескольких  перечисленных в законе обстоятельств).

  2.  Диспозиция – это структурный элемент правовой нормы, указывающий на правила поведения, которому должны следовать участники правовых отношений.

  Классификация норм права по их диспозициям: простая (называет вариант поведения, но не раскрывает его содержания); описательная (описывает все существующие признаки поведения); ссылочная (не излагает правила поведения, а отсылает к другим нормам закона); бланкетная (отсылает не к норме закона, а к инструкциям, правилам).

   3. Санкция - это структурный элемент правовой нормы, указывающий на поощрительные или карательные меры, наступающие в случае соблюдения или нарушения обозначенной в диспозиции Н.

   Классификация норм права по их санкциям: 1) по степени отдаленности: абсолютная определенность (указывает размер неблагоприятных последствий); относительная определенность (от min до max указаны границы неблагоприятных последствий); альтернативная (указывает несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает одно). 

56. Норма права  и статья нормативно-правового  акта. Способы изложения норм  права в статьях нормативно-правовых  актов.

Соотношение НП и ст. НПА: 1) В 1 ст. 1 НП 2) В 1ст. несколько НП 3) 1 НП в нескольких статьях.

  Норма права выражает гос.властное предписание и регулирует общественные отношения.

   Признаки:

   1. Устанавливаются  и санкционируются государством.

   2. Отражают взаимные  общественные отношения.

   3. Обладает общеобязательным  характером.

   4. Обеспечивается  мерами гос.принуждения.

   5. Носит общий  характер  и отражает типичность  социальных процессов.

      Классификация  норм права:

   1. По юр.силе: 1) нормы  закона. Закон – это НПА высшей  юр.силы, регулирующий наиболее важные  общественные отношения; 2) подзаконный  акт – акт, принятый в соответствии с законом во исполнение закона.

   2. По предмету  правового регулирования: 1) материальные  нормы (закрепляют права и обязанности  субъекта, их правовое положение  и пределы правового регулирования); 2) процессуальные (регламентируют порядок, формы и методы реализации материальных норм права).

   3. По методу правового  регулирования: 1) императивные нормы (содержат общеобязательные предписания, недопускающие отступлений и  иной трактовки); 2) диспозитивные (предписывают  вариант поведения, однако дают возможность субъектам урегулировать отношения между собой по своему усмотрению в рамках закона); 3) поощрительные (нормы, которые гос.органы используют для поощрения полезный для государства и общества вариант поведения субъектов); рекомендательные.

   4. По форме выражения: 1) запрещающие; 2) обязывающие (обязанность  совершать определенные положительные  действия); 3) управомочивающие (право  субъектов на совершение предусмотренных  положительных действий).

   5. По признаку  выполняемых функций: 1) охранительные (предусматривающие меры гос.принудительного воздействия за совершение правонарушений); 2) регулятивные (устанавливают юр.права и обязанности общественных отношений, рассчитаны на правомерное поведение субъектов); 3) специализированные (содержат предписания, обеспечивающие действие охранительных норм.

   6. По кругу лиц: 1) общие (нормы, которые распространяются  на всех лиц, проживающих на  территории государства); 2) специальные (только в отношении определенных  категорий лиц).

   7. По способу изложения: 1) нормы с прямым способом (описание всех существенных признаков поведения); 2) нормы с отсылочным способом изложения (отсылают к другим статьям этого же НПА); 3) нормы с бланкетным способом изложения (отсылка ни к конкретной норме, а к инструкциям, правилам).

 

57. Понятие и  основные элементы системы права. Отрасль и институт права

   Система права представляет  собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в  определенной связи.

   Система права складывается объективно в зависимости от сложившихся общественных отношений. Эти правовые нормы объединяются в институты права Þ отрасли права. В целом это образование – система права.

   Черты СП:

  1. первичным элементом СП являются правовые нормы, которые объединяются в более крупные образования;
  2. элементы СП не противоречивы, внутресогласованны, взаимосвязаны;
  3. имеет объективный характер, т.к. зависит от существующих общественных отношений и не может создаваться по субъективному усмотрению людей.

   Структурный элемент СП: норма права; отрасль права; подотрасль права; институт права; субинститут права.

   Политическая норма –  первичный элемент СП, представляющий  собой нисходящее от государства  правило поведения.

   Отрасль права – обособившаяся  внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенный род или сферу общественных отношений. Выделяются отрасли права: уголовное, гражданское и т.д.

   В отраслях выделяются:

   Подотрасль права – совокупность  однородных правовых норм, регулирующих отдельные массивы в рамках больших отраслей права.

   Институт права – упорядоченная  совокупность правовых норм, регулирующий  определенный вид или группу  общественных отношений.

   Субинституты – упорядоченная  совокупность правовых норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права.

   Основания деления права  на отрасли и институты. Критерии  деления на отрасли: предмет правового  регулирования; метод правового  регулирования.

   Предмет правового регулирования  – те общественные отношения, которые подвергаются правовому  регулированию. Это не все отношения, а только те, которые отвечают  признакам: являются устойчивыми  и характеризуются повторяемостью  событий, действий людей; допускают возможность государственно-правового контроля за ними; существует объективная потребность в их урегулировании.

   Метод правового регулирования  – совокупность юридических средств, при помощи которых регулируются  качественно однородные общественные  отношения. Если предмет отвечает на вопрос, что регулируется, то метод – с помощью каких средств и как регулируются общественные отношения.

   Виды методов: императивный (метод властных предписаний (субординации), основан на запретах, обязанностях  и наказаниях); диспозитивный (метод равноправия сторон (координации), основан на дозволении); поощрительный; рекомендательный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58. Частное и публичное  право

   Ульпиан: Публичное право  есть то, которое относится к  положению римского государства; частное - которое относится к пользе отдельных лиц.

   Публичное право составляют  нормы, регулирующие отношения, одним  из участников которых является  государство. Частное же право, защищает  интересы отдельных лиц в их  взаимодействии с другими лицами. В этой сфере участники могут самостоятельно регулировать характер и содержание правоотношения. Частное означает, что в сферу действия этого права недопустимо вмешательство государства. Но надо отметить, что между публичным и частным правом есть связь, в современном мире, ни частное, ни публичное право в чистом виде не существует. В публичном праве отражаются частные интересы (если нет, тогда публичное право умирает), и, наоборот, в частном праве заинтересовано государство.

   В современных условиях  широкое распространение получил институт договоров, в котором возможно максимально свободное волеизъявление сторон.

   Публичное право – право, которое имеет целью обеспечение  интересов государства и общества, и состоит из норм, регулирующих  отношения, одним из участников которых является государство.

   Частное право - право, которое  имеет целью обеспечение интересов  личности, и состоит из норм, защищающих  интересы отдельных лиц в их  взаимоотношениях в другими лицами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

59. Система права и  система законодательства, их соотношение и взаимосвязь

   Система права – исторически  сложившаяся совокупность юр.норм, образующая институты, отрасли.

   Принципы системы права:

   1. Единство или целостность (единство принципов построения  и функционирования НПА, отсутствие противоречий в правовых требованиях).

   2. Системность.

   3. Дифференциация (подразделение  права на отрасли, подотрасли).

   Основные элементы системы  права: 1. НП; 2. Правовой институт (группа  юр.норм регулирующая качественный  однородные отношения); 3. Подотрасль права (совокупность правовых норм и институтов, регулирующих правовые отношения); 4. Отрасль права (совокупность правовых норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих однородные общественные отношения своим особым методом).

   Виды отраслей права: по  предмету правового регулирования (конституционные, уголовные, гражданские  и т.д.); по характеру назначения (материальное и процессуальное).

   Ценность системы права:

   1. Устанавливает связи между  НП, институтами и отраслями права.

   2. Средство накопления информации.

   3. Выступает в качестве  специфической карты права, с  помощью которой можно отыскать  нужную НП.

   4. Не зависит от воли  и желания законодателя.

   Система законодательства  – группировка НПА, принятых законодателем.

   Строение системы законодательства:

   1. Горизонтальное (разделение  законодательства на отдельные, регулирующие определенные отрасли  общественных отношений. При этом  строении основу составляют конституция  РФ, блоки: отрасли регулирующие экономику, социальное развитие, охрану общественного порядка и т.д.).

   2. Вертикальное (построение  законодательства на основе иерархии  НПА. Это строение предусматривает  структуру, включающую законы и  подзаконные НПА).

   3. Федеральное (построение законодательства в соответствии с принципами федерации).

 

60. Понятие, признаки и  структура правоотношения. Виды  правоотношений

   Правоотношение – это  охраняемое государством общественное  отношение, возникающее вследствие  воздействия норм права на  поведение людей и характеризующееся наличием субъективных прав и юр.обязанностей у его участников.

   Признаки: 1) правоотношение  – это разновидность общественных  отношений; 2) возникает на основе  НП; 3) оно осуществляется через  взаимные права и обязанности; 4) оно возникает на основе норм права; 5) оно охраняется государством.

   Виды:

   1. В зависимости от количества  субъектов: правоотношения двухсторонние  и многосторонние.

   2. По соотношению прав  и обязанностей участников: простые  и сложные.

   3. По предмету правового регулирования: отрасли, которые есть.

   4. По продолжительности: длящиеся  и кратковременные.

   5. По методу правового  регулирования: договорные и управленческие.

   6. По характеру поведения  сторон: пассивные и активные.

   7. По способу регулирования отношений: материальные и процессуальные.

   8. По функциям права: регулятивные  и охранительные.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"