Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:59, шпаргалка

Краткое описание

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИД. НАУКИ И ПРАКТИКИ

Предмет изучения ТГП составляют основные общие закономерности существования и развития гос-но-правовых явлений, т.е. изучение наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП (64 вопроса).docx

— 247.70 Кб (Скачать файл)

 

23.ДЕЙСТВИЕ НПА  ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И  ПО КРУГУ ЛИЦ

 

НПА - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование обществ. отн-й,  принимаемый в особом порядке и в конкретной письм. форме, а так же состоящий в иерархических отн-ях с др. актами.

Норм. акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

 

Действия НПА во времени

Нач. и конечн. моментами такого действия явл-ся вступление в силу закона и прекращение его действия. (с мом. опублик-я или с даты, указанной в з-не)

Во многих странах дейст-ют определенные правила вступл-я в силу НА:

1. Акт  вступает в силу с момента  его принятия правотворческим  органом.

2. Акт  начинает действ-ть по истечении  опр. срока после его опубликования.

3. Акт  вступает в силу со времени  указанного в самом акте.

Обратной силы З-н не имеет, это означает, что предписание закона не распространяется на те отн-, к-рые. возникли и существовали до его вст. в силу.

Искл-я допускаются только в 2-х случаях:

– если самим актом устан-ся его обратная сила;

– если уг. законы смягчают наказание или вообще устраняют наказуемость деяний.

НПА акты утрачивают свою силу на осн-ях:

1. По  истечении срока действия акта

2. В  св. с изданием нового НА, заменившего  ранее действующего.

3. На  осн-ии прямого указания конкретного  органа об отмене данного акта.

 

Действия НПА актов в пространстве

Пределы их действия в пространстве опр-ся тер-рией и гос. суверенитетом. ФЗ действуют на тер-рии всей Ф., законы субъектов Ф. действуют на тер-рии субъектов Ф. Акты О.М.С. дейст-ют на терр-ии дан. муниц. образ-я. Порядок, в соотв. с к-рыми з-ны не распростр-ся на ту или иную терр-ю или лиц, наз-ся экстерриториальностью.

Иностр. закон-во не м. применяться на терр-ии др. гос-ва лишь постольку, поскольку это допускается его законами.

Сухопутная тер-рия, морск. простр-во (на 12 миль), возд. простр-во (<100 км), морск. суда=тер-рия РФ

 

Действия НПА по кругу лиц

Распр-ся на гр-н РФ, нах-хся на тре-рии РФ или др. страны, а также иностр. гр-н на тер-рии РФ или при наличии м/унар. договоров.

Бывают НА общего действия, кот. распр-ся на всех лиц, прож-х на терр-ии дан. гос-ва. НА спец. значения распр-ся только на определ. категорию лиц. Уг. з-ны распр-ся на граждан дан. гос-ва, независимо от места их нахождения.

Главы гос-в, сотрудники дипломат. и консульских представительств наделены дипломат. иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности. Это значит, что к ним не м.б. применены меры отв-ти за наруш-я уг. и адм. закон-ва.

Ин. гр-не и лица без граж-ва в соотв. с з-ном дан. гос-ва не м. обладать рядом прав. Н-р, правом избираться и быть избранным, быть судьями, сотрудниками тамож. органов, капитанами и членами экипажей морских, возд. судов

 

24. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПОНЯТИЕ, СТАДИИ, МЕХАНИЗМ

 

Метод прав. регул-ния – это совок-ть способов, приемов и ср-в, выраж. в юр. ср-вах, к-рые способны воздействовать на обществ. отн-я.

Ср-ва прав. регул-я выраж-ся в особ-тях моделир-ния поведения субъекта (определяют хар-р поведения).

Формы (виды) прав. регул-ния:

    • дозволение (Н-р: проезд в обществ. тр-те с детьми или без них)
    • обязывание (Н-р: пр-ла перехода улицы)
    • запрет (Н-р: управление ТС в сост. опьянения)

Способы прав. регул-я определяют прав. положение субъекта в правоотн-нии (отн-ния субъекта к норме права):

  • императивный (только как к норме  права)
  • диспозитивный (субъекты выбирают сами)
  • альтернативный (предлагают вар-ты поведения)

Диспозитивный – уч-ки правоотн-й по своему соглашению опред-ют хар-р и модель своего поведения (дозволение)

Императивный – для субъектов устан-ся трогая форма поведения, отходить от к-рой они не могут (запрет, обязывание)

Субординационный – уч-ки правоотн-й поставлены в соподчинение

 

Прав. регул-ние имеет пределы, к-рые м.б. (хар-р):

- объектив. (гос-во не м. вмешиваться в  частные вопросы)

- субъектив. (Н-р: регул-ся отн-я студентов => не для всех, а для узкого круга лиц).

 

Стадии:

1) формирование и действие юр.норм (введенные в правовую систему нормы, регламентируют, направляют поведение участников общ-ых отн-й, устан-ют для них тот или иной прав. режим;

2) возникновение прав и обяз-й (правоотн-й) (на основе юр. норм при наличии предусмотренных обстоятельств (юр. фактов) у конкретных субъектов возникают права и обяз-ти – индивидуализированные меры поведения)

3) реализация прав и обяз-й, (программы поведения, к-рые заложены в юр. нормах и затем выражены в конкретных мерах поведения для данных субъектов (в правах и обяз-тях), воплощаются в жизнь, осуществляются, становятся реальностью.

4) применение права (компетентный властный орган (прежде всего суд) издает властный индивид. акт)

Прав. регул-е выступает в качестве единого механизма, вкл. систему правовых средств, при пом. к-рых обеспечивается результативное правовое воздействие на общ-ые отношения (элементы):

-правовые  нормы,

-правовые  отношения,

-правовая  отв-сть,

-правовое  сознание,

-юр.е факты и акты применения права,

-акты  реализации прав и обязанностей  и др.

Механизм П.р. приводится в действие при пом. конкретных методов правового регул-ния, выбор к-рых зависит в каждом конкретном случае от цели П.р.

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия юр. норм на обществ. отн-я (импер-ый и диспоз-ый).

Т.о., механизм правового регулирования - это система юр. средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения обществ. отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

 

25.КОНСТИТУЦИЯ  – ОСНОВНОЙ ЗАКОН ОБЩЕСТВА  И ГОС-ВА

 

КРФ является Основным Законом страны. КРФ обладает высшей юр. силой по отношению ко всем остальным правовым актам, ни один правовой акт, принимаемый в стране (ФЗ, акт Президента РФ, Прав-ва РФ, акт регионального, мун. или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т.д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юр. коллизий) приоритет имеют нормы Конституции.

КРФ является ядром правовой системы гос-ва, основой развития текущего (отраслевого) закон-ва. Помимо того что Конституция закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству и определяет главные цели такого нормотворчества, прямо определяет сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы ФКЗ, ФЗ, указами Президента РФ, НПА органов гос-ной власти субъектов РФ и так далее, она содержит и многие базовые положения, лежащие в основе развития других отраслей права.

Конституция - это система правовых норм, имеющих высшую юр. силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и гос-вом - с другой, а также основы организации самого гос-ва.

Конституция - это Основной Закон гос-ва, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации гос-ва и функционирования публичной власти.

Именно с понятием конституции связана ее сущность - Основной Закон гос-ва призван служить главным ограничителем для власти в отношениях с человеком и обществом.

Сущность Конституции, проявляется через ее основные юр. свойства (то есть характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа), к которым относятся: - выступление в качестве Основного Закона гос-тва; - юридическое верховенство; - выполнение роли основы всей правовой системы страны; - стабильность.

Иногда к свойствам конституции относят и др. признаки - легитимность, преемственность, перспективность, реальность и др.

Стабильность конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). С точки зрения порядка изменения КРФ является "жесткой" (в отличие от "мягких", или "гибких", Конституций некоторых гос-в - Великобритании, Грузии, Индии, Новой Зеландии и других, где изменения в конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы, или, по крайней мере, по достаточно простой процедуре).

Сложный порядок изменения КРФ призван обеспечить стабильность полит. и правовой системы, Основного Закона гос-ва вообще и базовых принципов конституционного строя.

КРФ представляет собой единый, достаточно лаконичный документ, содержащий принципиальные положения, закрепляющие и регулирующие различные аспекты общественных отношений.

 

26. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ  НОРМАТИВНЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЗНАЧЕНИЕ

 

НПА - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование обществ. отн-й,  принимаемый в особом порядке и в конкретной письм. форме, а так же состоящий в иерархических отн-ях с др. актами.

 

Систематизация НА- это упорядочение их и приведение в единую систему для удобства пользования.

Виды систематизации:

  1. инкорпорация - объединение НПА без изменения их содержания и переработки по различным признакам: хронологии, предмету прав. регулирования. Н-р: Гарант, Консультант+

Принципы инкорпорации:

    • хронологический (по времени их принятия),
    • тематический (по определенной тематике)

Сущ-ет:

    1. официальная (Собрание закон-ва РФ);
    2. неофициальную (сборники норм. материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения) нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юр-их дел, например в суде.

 

2) кодификация - объединение НА в единый, логически законченный док-т с изменением их содержания для устранения повторов, пробелов и противоречий. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность (НК РФ).

Поэтому кодификация - способ правотв-ва, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации.

Виды кодификации

    1. всеобщая (переработке подвергается значительная часть закон-ва),
    2. отраслевая (перерабатываются нормы опред. сферы закон-ва) - кодексы
    3. специальная (кодиф-ся отдел. институты). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию в их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов) – редко!

Признаки кодификации:

1 имеют  право заниматься только специальные  органы;

2. в  итоге появляется новый нор-ый  акт - кодекс;

3 кодифицированный  акт выступает основным среди  всех иных актов, действующих  в данной сфере.

Рассматривая основные виды систем-ции НА, следует обратить внимание на специфическую разновидность упорядочивания нормативно-правовой информации. Это - введение в строй электр. системы клас-ции правовых актов

 

3) консолидация –  объединение НА без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самост. юр. значение. НА объединяются по признаку их относимости к одному виду Де (охрана природы, образование).

Особенность - консолидации является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Используется как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации.

Встречается очень редко

Н-р: в УК были статьи об охране окр. среды=>создан экол. кодекс (статьи из УК изъяты)

 

27. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА. ВИДЫ  ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Правоотношение – юр. форма обществ. отн-я, представляющее собой возникающее на основе прав. норм в опред. жизн. обст-вах у уч-ков этих отн-й юр. прав и обяз-тей, гарантир-ных гос-вом.

Признаки:

1) основаны  на нормах права

2) им. юр. форму

3) уч-ками явл-ся конкрет. субъекты права, обладающие субъект. правами и несущие юр. обяз-ти

4) права и обяз-ти гарантированы гос-вом (цель-удовлетворение собств. интересов)

5)носят  волевой характер и осознаны.

6) возникают  на основе юр. фактов

 

Виды:

1. по предмету: гос., админ., финан., гражд., трудовые, семейные и т.д.

2. по функциям:

  • регулятивные (устан-ся права и обяз-ти уч-ков. Н-р: при устройстве на работу).
  • охранительные (обесп-ся выполнение норм права при пом. примен-я мер гос. принуждения).

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"