Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:59, шпаргалка

Краткое описание

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИД. НАУКИ И ПРАКТИКИ

Предмет изучения ТГП составляют основные общие закономерности существования и развития гос-но-правовых явлений, т.е. изучение наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП (64 вопроса).docx

— 247.70 Кб (Скачать файл)

- свобода  поведения, основанная на уставных положениях

 

В юр. смысле Право рассматривается как:

  1. Объективное право – сис-ма формально-определенных юр. норм, установленных и обеспеченных гос-вом, направленных на регулирование обществ. отношений.
  2. Субъективное право – мера юридически возможного поведения субъекта для удовлетворения его потребностей и общественных интересов

Право возникает при участии 2 субъектов – людей и гос-ва.

Отличительные черты права:

  • Выступает отдельно от общественных отношений;
  • Состоит из норм, которые поддерживаются принудит. силой гос-ва;
  • Выражает волю господствующего класса

Признаки права:

  1. Общие (как соц. норма)
    • Сост. из норм. установок
    • Выражает идеи справедливости и свободы
    • Имеет свой спец. предмет отражения (правопорядок)
    • Право регулирует поведение чел-ка, воздействуя на его мысли и чувства
    • Имеет специфич. форму выражения – закон-во
  1. Специфические (присущи закон-ву):
    • Возведенная в закон воля
    • Формальная определенность (=письм. форма выражения)
    • Системность (взаимосвязанность и согласованность)
    • Охраняется гос-вом
    • Равный масштаб по отношению к разным людям
    • Динамизм (измен. в зависимости от жизни общества)

 

Сущность права отождествляется с правопорядком. Сущность права представляет собой нормативную форму упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемую гос-м принуждением.

 

Правопонимание - это процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению

 

Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие и отношение к нему.

 

 

7. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ПРАВА  И ЕГО ФУНКЦИИ

 

Социальное назначение права проявляется через его функции. Социальное назначение права:

- регулировать  общественные отношения;

- определять  возможное и обязательное поведение  всех субъектов;

- управление  обществом.

Функции права - это методы воздействия права на общественные отношения.

Главное назначение права - создание и обеспечение правопорядка. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность.

Функции права условно принято делить: на общесоциальные и специально-юридические (правовые.)

 

1.Общесоциальные функции (- осн. направления прав. воздействия на разл. сферы обществ. жизни)

1) экономическая (упорядочивает произ-ные отношения, закрепляет формы соб-ти, опред-ет механизм распределения общ. богатства и т.п.);

2) политическая (закрепляет полит. строй общества, механизм функц-ния гос-ва, регламентирует полит. отношения, регулирует Де субъектов полит системы);

3) воспитательная (оказывает педагогическое возде-ие, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

4) коммуникативная (выступает способом связи между субъектом и объектом управления, между законодателем и обществом).

5) духовная

6) социальная 

 

2. Спец. юр. функции (- прав. регулирование обществ. отн-й)

1) регулятивная (развитие общественных отношений)

Имеет первичное значение, устан-ет наиболее ценные связи для общ-ва и гос-ва, регулирует обществ. отношения

Формы осуществления:

- определение соответствующих юр. фактов в гипотезах юр. норм.

Делится на:

А) регулятивно-динамическая (активное поведение через обязывающие нормы)

Б) регулятивно-статическая (пассивное поведение - действуют запрещающие нормы)

 

2) охранительная функция.

Устанавливает меры по защите регулируемых правоотношений (юр. отв-сть)

Специфика в следующем:

1. характеризует  право как особый способ воздействия  на поведение людей (санкция, установление  запретов и реализацией юридической  ответ-ти;

2. информатор  о том, какие социальные ценности  взяты под охрану посредством  правовых предписаний;

3. является  показателем политического и  культурного уровня развития  общества.

Формами осуществления:

- установление обязанностей, запретов, приостановлений, мер пресечения, мер принуждения;

- фиксация негативных санкций - наказаний и процедуры их реализации.

 

 

 

8. ПРИНЦИПЫ (ОСНОВНЫЕ  НАЧАЛА) ПРАВА

 

Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Принципы права участвуют в регулировании обществ. отн-й, т.к. они не только определяют общие направления прав. воздействия, но и м.б. положены в обоснование решения по конкр. юр. делу (при аналогии права).

В зав-сти от сферы распространения выделяют:

 

1. Общеправовые пр-пы (действительны во всей прав. сис-ме):

1) справедливость (соразмерность труда и его оплата,  преступление и наказание);

2) юридическое равенство перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ);

3) гуманизм (ст.21 Конституция: человечность, нет пыток, наказания);

4) демократизм (право исходит от власти народа);

5) единство прав и обязанностей (не может быть прав без обязательств или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юр. обязанность);

6) федерализм (только для федеративных гос-в);

7) законность (система требований общ-ва и гос-ва, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. ч.1 и 2 ст. 15 Кон-ции РФ:

Эти принципы действуют во всех без исключения отраслях права.

 

2. Межотраслевые пр-пы (действ. в неск. отраслях права)

- пр-пы судопроиз-ва: гласность, нац. язык, незав-сть судей (и в ГПр и в УгПр)

-неотвратимость отв-ти (в ГП, УП, админ. праве);

- равенство сторон (в ГрП и Семейном праве).

 

3. Отраслевые пр-пы (действуют в отдел. отраслях права)

- свобода труда (в ТП);

- принцип индивидуализации наказания (в УП);

- всеобщность защиты гр. прав (ГП);

-принцип  равенства сторон в имущественных  отношениях;

-презумпция невиновности (в УПП);

-принцип целевого характера использования земли (в земельном праве).

 

4. Пр-пы прав. институтов – положения, опред-щие ту или иную группу норм в составе отрасли права

- ист-т договора  в ГрП строится на осн. пр-пов:

* обязат-сти выполнения усл-й договора

  * недопуст-сти односторон. отказа от исполнения договора

Общеправ. принципы:

А) Общесоциальные – хар-ют общ-во в целом, фиксир-ют и закрепляют основы обществ. отн-ний, устои общ-ва

* полит. начала права (пр-п демократизма, разделения властей)

* экон. начала права (свобода демократ. Де)

* нравств. начала права (пр-п соц. справ-сти, гуманизма)

 

Б) Специально-юридические – хар-ют право с юр. стороны, предст. собой начяала прав. регул-ния

* пр-п закон-сти

* пр-п рав-ва перед законом

* пр-п отв-сти за вину и  презумпция невиновности

* пр-п суд. защиты прав и св-д  гр-н

* пр-п единства прав и обяз-й

* пр-п сочетания убеждения и  принуждения в праве

  
9. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО

 

Частное право (ЧП) - это совок-ть прав. норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Т.е. регулирует отн-ния между ФЛ и ЮрЛ

Публичное право (ПП) сос-ют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок Де органов гос. власти и управления, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий строй. Т.е. регулирует отн-ния с гос-вом и его органами.

Суть разделения права в том, что есть нормы, призванные обеспечивать публичные интересы общ-ва, гос-ва в целом (конст-ное право, УП, УПП, АП, фин-ое), и нормы, защищающие интересы частных лиц (ГП, ТП, СП, торговое, предпр-кое, кооперативное и т.д.).

Указанные функции в конечном счете отвечают интересам всех. Поэтому частное право не может существовать без публичного, т.к. последнее призвано охранять и защищать первое.

 

Критерии, отнесения норм к частному либо публичному праву:

1) интерес (если ЧП призвано регулировать частные интересы, то ПП - общественные, гос-ные);

2) предмет правового регулирования (ЧП свойственны нормы, рег-ие имущественные отношения, а ПП - неимущественные);

3) метод правового рег-ия (в ЧП гос-ет метод координации, а в ПП - субординации);

4) субъектный состав (ЧП регулирует отношения частных лиц между собой, а ПП - частных лиц с гос-ом либо между гос-ными органами).

 

Способов систематизации частноправовых норм:

  1. институционального (наставнического);
  2. пандектного (свободного, совокупного).

 

 

10. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ, ВИДЫ.

 

Правовая система – сов-сть взаимосвязанных правовых средств, необходимых и достаточных для правового регулирования поведения.

Правовая система раскрывает прав. развитие страны, конкретного народа, черты присущие только данному гос-ву.

Понятием правовая семья объединяются несколько близких по хар-рам национальных правовых систем, которые обладают общностью: источников права; структуры; истор. и прав-ого развития; понимания нормы права.

Элементы:

- нормы права, правоотношения,

- юр. факты, правовые акты (нормативные  и индивидуальные),

- законность, правосознание,

- правовая культура,

- правосубъектность,

- меры правового принуждения  и др.

 

Виды правовых семей:

1. Романо-германская (правовые системы  России, Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии), также в ней можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии).

Особенности (признаки):

  1. основным источником права служит НПА – закон.
  2. сущ-ет единая иерархическая система источников права
  3. признается деление права на публичное и частное, а также на отрасли
  4. преобладает законодательство кодифицированного хар-ра
  5. имеется общий понятийный фонд, т.е. сходство основных правовых понятий и категорий
  6. единая система правовых принципов
  7. право создает зак-ль, правоприменитель (судья, адм-ные органы) реализует нормы в конкретных правопр-ных актах
  8. писаные конституции, обладают высшей юр. силой
  9. весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры)
  10. правовой обычай и юр-ий прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников
  11. правовая доктрина играет важную роль в процессе правотворчества.

Основа возникновения - римское право.

Этапы становления:

эпоха Римской империи - 12 в. н.э.; 13-17 вв. - возрождение (ренессанс) достижение независимости права от королевской власти; 18-20 вв. - кодификация права, принятие Конституций, появление отраслевых кодексов

 

2. Англо-саксонская. (Велик-ия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия).

Особенности:

  1. основной источник права - судебный прецедент (норма сформулированная судьями в процессе рассмотрения дела и распространяющиеся на аналогичные дела);
  2. формирование права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе гос. органов;
  3. на 1м месте находятся не обязанности, а права человека и гр-на, защищаемые прежде всего в судебном порядке;
  4. главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное) право, которое во многом определяет право материальное;
  5. не кодиф-ный характер законодательства
  6. отсутствует деление права на частное и публичное. В структуре выд-ют: прецедентное право, право справедливости (решения лорд-канцлера «королевская справ-ть»), статутного права (законодательства) право парламентского происхождения.
  7. Юр. доктрины, носят прагматический, прикладной характер.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"