Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:59, шпаргалка

Краткое описание

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИД. НАУКИ И ПРАКТИКИ

Предмет изучения ТГП составляют основные общие закономерности существования и развития гос-но-правовых явлений, т.е. изучение наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП (64 вопроса).docx

— 247.70 Кб (Скачать файл)

Классификация:

Виды НПА:

1. по особенностям правового  положения субъекта правотворчества:

    • НПА гос. органов;
    • иных соц. структур (муниц. органов, проф-ов, АО, тов-тв);
    • совместного хар-ра (гос. органов и иных соц. структур);
    • принятые на референдуме.

2.по сфере действия:

    • внешние (охватывают весь круг субъектов, не зависимо от их видов Де) – КоАП, УК, ГК
    • внутр. (касаются опред. круга субъектов, входящих в отдел. ведомства) – «З-н о полиции»

3. по сроку действия:

    • неопределенно длит. действия=постоянные;
    • Временные.

4. по юр. силе (система НПА):

    • законы – норм. акты, принятые в особ. порядке, обладают наивысшей юр. силой, принимаются высш. законодат. органом гос-ва либо референдумом и регулирующий наиб. важные группы обществ. отн-й
    • подзаконные акты – изданные на основе и во исполнение законов НПА, содержащие юр. нормы (Указы Президента РФ, Постановления прав-ва РФ, инструкции, письма, акты о.м.с.

5. по способу издания (по субъектам законотворчества):

    • референдумом
    • органами гос. власти
    • президентом
    • о.м.с.

6. по предмету правового регулирования (конституц-е, админ., гражд., угол.);

7. по характеру (текущие и чрезвычайные);

8. по сферам действия (общефед. и регион.);

9. по содержанию (экон., бюдж., соц., полит.);

10. по значимости содержащихся в них норм (конст-ые и обыкн-ые);

11 по объему регулирования (общие и спец.).

 

Виды законов:

1. Конституция – это осн. закон, определяющий прав. основу гос-ва. форму правления, форму гос. устр-ва. полит. режимов, права и свободу гр-н, сис-му правосудия и др.

Различают факт. и юр. конституции. Факт. конституция — это реал. отн-я в общ-ве. Юр.конституция - это прав. оформление этих отн-й.

2. Конституц. законы издаются в соотв. с Конституцией (закон о референдуме, О президенте, О прав-ве РФ, О суд. системе РФ).

3. Обык. законы – это акты тек. закон-ва, посвященные разл. сторонам: экон., полит., соц, духов. жизни общества.

Органические (кодифицированные) законы — юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем норм.обобщений и призванные комплексно регулировать опред. сферу общ-ой жизни. Н-р: Основы закон-ва и кодексы по разл. отраслям закон-ва.

Чрезвычайные (искл.) законы принимаются при тех или иных Ч.О., вызванных природными, эколог., соц. и иными причинами, носят врем. хар-р

 

       Среди законов также выделяют:

– федеральные – прин-ся высшим законодат. органом страны – Фед. собранием, распростр-ся на всю тер-рию РФ;

– Законы субъектов Федерации - принимаются законодат. органом субъекта Федерации и распростр-ся только на их тер-рии.

 

19. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ, ПРИНЦИПЫ

 

Правотворчество - это Де гос. органов по создании, принятию, изменению и отмене нор. актов.

Субъекты: гос. органы, негос. структуры (ОМС, профсоюзы), наделенные соотв. полномочиями, а также гр-не при принятии законов на референдумах.

Сущность правотв-ва: возведение гос. воли в нормы права, т.е. в форму юр. предписаний, имеющих общеобяз. хар-р.

 

Основные принципы правотв-ва:

1. демократизм (обяз-ть выявлять и выражать в з-нах волю народа, его интересы, особенно связанные с благосостоянием, благополучием, культурой, нравств. здоровьем);

2. законность (з-ны д. приниматься строго в пределах компетенции законодат. органа, в устан. порядке соотв-ть конституции и актам вышестоящей юр. силы)

3. гуманизм (обеспечение и защита достоинства ч-ка, прав и свобод личности, на max полное удовлетворение ее духовных и мат. потребностей);

4. исполнимость (д. учитываться весь набор фин., кадровых, организационных, юр. условий)

5. профессионализм (участие в разработке новых правотворческих решений квалиф. специалистов соотв-х отраслей общественной жизни, имеющих проф.подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.)

6. научность (научная проработка законов, учет научных знаний о необх-ти принятия закона, а также соц.данных)

7. гласность

 

Классификация:

1. от субъектов:

-непосредственное правотв-во народа - референдум (всенародное голосование по наиболее важным вопросам гос. и общест. жизни);

-правотв-во  гос. органов (парламента, правительства);

-правотв-во  отдельных должн.лиц (президента, министра);

-правотв-во  ОМС;

-локальное  правотв-во (на предприятии, в учреждении  и организации);

-правотв-во  общ-ых орган-ий (профсоюзов).

2. от значимости правотв-во:

-законотв-во – правотв-во высших представительных органов;

-делегированное  правотв-во - нормотворческая Де органов исп.власти, прежде всего Правит-ва, осуществляемая по поручению парламента;

-подзаконное  правотв-во - нормы права принимаются  и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным  органам - Президентом, Правительством, мин-вами, ведомствами, местными органами гос. управления, губернаторами, главами администраций, руков-ми п/п и учреждений

Своеобразие правотв-ва субъектов РФ. Конституция РФ и представляет субъектам РФ право вне пределов ведения РФ, совмест. ведения РФ и ее субъектов осущ-лять собств. правовое регулирование, вкл. принятие законов и иных норм. актов. Такое регул-ние м.б. осуществлено в сф. принятия и изменения конституций респ. (уставов краев и областей), тер-ного устройства субъектов РФ, гос. (на уровне субъектов РФ) и муниц. службы, бюджета, налогов и сборов субъектов РФ.

 

Стадии правотв-ва:

1. законодат. инициатива (обладают: гос. органы, полит. партии, президент…)

2. обсужд-е з/проекта (обсуждается чтением (поправки, корректировки) в ГосДуме-нижн. палате парламента)

3. принятие з/проекта (обычно откр. головосоеанием, если есть необх-ть (гос.тайна), голосование м.б. тайным)

3 подстадии:

а) принятие закона ГД (ФЗ – больш-вом голосов =50% + 1 голос; ФКЗ - не менее 2/3 гол. от общ. числа депутатов);

б) одобрение закона СовФ

в) подписание Президентом РФ (14 дней)

4. утверждение з/проекта

З/проект, принятый нижней палатой парламента должен быть одобрен верх. палатой и подписан главой гос-ва, кот. имеет право наложить вето на закон. Вето м.б.:

– абсолютное - закон окончат-но отклоняется;

– отлагательное - отсрочивается законовступление в силу. При вторичном голос-ии м. преодолеть вето.

5. Опубликование (промульгация) принятого и утвержд-го закона в офиц. печатном органе.

В РФ офиц. источников явл-ся: Рос. газета и Собрание закон-ва РФ.

 

20. СООТНОШЕНИЕ  ПРАВА И ЗАКОНА

 

Закон (З) - это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юрид.силой и направл-ый на регулир-ие наиболее важных общ-ых отношений.

Право (П) - это система особых соц.норм, которые устанавливаются и защищаются гос-вом, формально определены и общеобязательные для всех.

Норма права не тождественная статье закона!

Норма права – это логически завершенное правило поведения, а статья закона – форма его выражения.

В статье закона м. выражаться часть нормы права или часть ее эл-тов, поэтому норма права м. излагаться в ряде статей 1 з-на или даже нескольких НПА

 

Стремление отождествить П и З  имеет опред. основание: в этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отметим, если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. В этой триаде назначение норм состоит в том, чтобы социально-правовые, притязания трансформировать в субъективные права — "юридическую кладовую" всевозможных духовных и материальных благ. Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использование юридических возможностей, реальное использование обязанностей). Право есть и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений, представляющих бытие общества.

При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т.е. "возведение его в закон", осуществляется гос-вом. Формула "Право создается обществом, а закон-гос-вом" наиболее точно выражает разграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол гос-ной власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т.е. право с точки зрения формы, но не содержания. Жизнь показывает, что и законодательство в целом может не иметь ничего общего с истинным правом (тоталитарные гос-ва).

Существует 2 принципиальных подхода:

а) П есть творение гос-венной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;

б) З, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол.

 

21.ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЦЕСС В РФ

 

Законотворческий процесс-главная составная часть правотворческого процесса, данный процесс хар-зует -принятие законов.

Стадии Законодат. процесса:

1. законодат. инициатива (обладают: гос. органы, полит. партии, президент…)

2. обсужд-е з/проекта (обсуждается чтением (поправки, корректировки) в ГосДуме-нижн. палате парламента)

3. принятие з/проекта (обычно откр. головосоеанием, если есть необх-ть (гос.тайна), голосование м.б. тайным)

3 подстадии:

а) принятие закона ГД (ФЗ – больш-вом голосов =50% + 1 голос; ФКЗ - не менее 2/3 гол. от общ. числа депутатов);

б) одобрение закона СовФ

в) подписание Президентом РФ (14 дней)

4. утверждение з/проекта

З/проект, принятый нижней палатой парламента должен быть одобрен верх. палатой и подписан главой гос-ва, кот. имеет право наложить вето на закон. Вето м.б.:

– абсолютное - закон окончат-но отклоняется;

– отлагательное -  отсрочивается законовступление в силу. При вторичном голос-ии м. преодолеть вето.

5. Опубликование (промульгация) принятого и утвержд-го закона в офиц. печатном органе.

В РФ офиц. источников явл-ся: Рос. газета и Собрание закон-ва РФ.

 

Основные принципы правотв-ва:

1. демократизм (обяз-ть выявлять и выражать в з-нах волю народа, его интересы, особенно связанные с благосостоянием, благополучием, культурой, нравств. здоровьем);

2. законность (з-ны д. приниматься строго в пределах компетенции законодат. органа, в устан. порядке соотв-ть конституции и актам вышестоящей юр. силы)

3. гуманизм (обеспечение и защита достоинства ч-ка, прав и свобод личности, на max полное удовлетворение ее духовных и мат. потребностей);

4. исполнимость (д. учитываться весь набор фин., кадровых, организационных, юр. условий)

5. профессионализм (участие в разработке новых правотворческих решений квалиф. специалистов соотв-х отраслей общественной жизни, имеющих проф.подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.)

6. научность (научная проработка законов, учет научных знаний о необх-ти принятия закона, а также соц.данных)

7. гласность

 

С помощью правотв-ва осущ-ся устранение пробелов в праве.

 
 

 

22. ЮРИДИЧЕСКАЯ  ТЕХНИКА – ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.

 

Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юр. техники является текст правовых актов (содержание предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, не было неясностей, двусмысленности)

Юр.техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным.

Техническими средствами являются юр. термины и юр. конструкции (какие-либо правовые режимы, юр.состав правонарушения).

К техническим правилам относятся:

1) ясность  и четкость, простота и доступность  языка правовых актов;

2) сочетание  лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью  выражения соответствующих правовых  предписаний;

3) последовательность  в изложении юридической информации;

4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее  единство правового материала.

Технические приемы - это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц), структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов).

Виды юр. техники:

-законодательная (правотворческая);

-систематизация  нормативных актов;

-учет  нормативных актов;

-правоприменительная.

Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования - от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"