Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:59, шпаргалка

Краткое описание

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИД. НАУКИ И ПРАКТИКИ

Предмет изучения ТГП составляют основные общие закономерности существования и развития гос-но-правовых явлений, т.е. изучение наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП (64 вопроса).docx

— 247.70 Кб (Скачать файл)

- особенные  цивилизации – российская, западно-европейская, буддийская

- древние, средневековые и современные

- крестьянские, промышленные и научно-технические

- доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные 

- мировая (только начинает складываться), формир-ся на принципе глобал. гуманизма

По терр-ному фактору критериями цивилизации явл-ся тер-ное положение и климат.

 

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Англ. историк. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены  духовные факторы как существенные  в тех или иных конкретно-исторических  условиях.

2) более  заземленная (географически адресная) типология гос-в.

Недостатки:

1) недооцениваются  социально-экономические факторы, которые  зачастую определяют политику  конкр.страны;

2) выделяя  большое количество идеально-духовных  факторов, дали типологию не столько  гос-ва, сколько общества. Гос-во - только  полит. часть общества, которая харак-ся  собственными параметрами, не совпадающими  с критериями общества как  более широкого понятия.

В силу того факта, что типология гос-ва (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов гос-ва с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

 

51. ГОС-ВЕННАЯ ВЛАСТЬ: ЕЕ СВОЙСТВА И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

 

Гос. власть - особая разновидность соц. власти.

Гос. власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на гос. принуждение.

Хар-ные черты гос-ой власти (свойства):

1) распространяется  на все общество;

2) носит  публично-полит. хар-р (призвана выполнять обществ. функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);

3) опирается  на гос. принуждение (им. право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);

4) осуществляется  специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

5) система  налогов;

6) деление  населения по территориальному  признаку.

7)хар-ется легитимностью и легальностью (легальность означает юрю обоснование власти, соответствие правовым нормам, легитимность - это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной хар-кой).

Делится на:

1. Законодательная - обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала в обществ. гос. жизни страны

2. Исполнительная - вторичная подзаконная ветвь гос. власти, направлена на обеспечение исполнения законов и др. актов законодат. власти, занимается реализацией правовых норм. Все действия и акты исп. органов основываются на законе и не должны ему противоречить. В руках исп. власти нах-ся силовые структуры, поэтому здесь очень важен мех-м сдержек и противовесов.

3. Судебная - специфическая независимая ветвь гос. власти, осуществляемая путём гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в суд. заседаниях споров о праве. призвана охранять право, прав. устои гос и обществ. жизни от любых нарушений. Ее роль в мех-ме ÷ властей состоит в сдерживании, 2-х др. властей в рамках законности и права путем осуществления конституц. надзора и суд. контроля.

Функций гос-ва различаются в эксплуататорском и современном гос-ве. В эксплуататорском гос-ве учитываются интересы только господств. класса, в современном - всех слоев населения.

 

Формы осуществления:

1. издание  НПА,

2. перераспределение  матер. ресурсов,

3. формирование  органов управления, комплектование  их кадрами и осуществление  оператив. управления.

 

52. СУВЕРЕНИТЕТ  ГОС-ВА ПОНЯТИЕ ПРИЗНАК И ЗНАЧЕНИЕ

 

Суверенитет - верховенство, независимость и самост-ть гоc.власти. Суверенитет гос-ва - это неотъемлемое  свойство каждого гос-ва, обязат. условие его международной правосубъективности.

В Конституции РФ закреплен суверенитет в 3-х положениях:

1.Суверенитет  РФ распространяется на всю  ее тер-рию.

2.Конституция  РФ и ФЗ имеют верховенство  на всей ее тер-рии.

3.РФ  обеспечивает целостность и неприкосновенность  всей ее территории.

Верховенство проявл. в способности гос-ва влиять самост. издавать общеобязат. для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обяз-ти граждан, должн. лиц, гос. и партийных, обществ. органов и организаций. В гос. сув-те выражается способность гос-ва, независимо от др. гос-в формировать и проводить в жизнь свою внутр. и внеш. политику.

 

Виды:

1. Внутренний (верховенство гос-ва в решении внутр. дел)

      • право устанавливать в обществе единый правопорядок, определять статус гос-ых органов, наделять правами и обязанностями дол-ых лиц и граждан,
      • право осущ-ть власть в пределах тер-рии гос-ва, к-рая не м.б. изменена без его согласия - территор. верховенство),
      • право издавать законы.

2. Внешний – (незав-сть от др. гос-в, невмешательство кого-либо из вне в Де данного гос-ва) м.б.

  • формальный (когда он юр-ки и пол-ки провозглашается, а фактически, в силу распространения на них влияния др. гос-в, диктующих им свою волю, не осуществляется).
  • ограниченный м.б.:

- принудительным (со стороны гос-ва – победителя по отн. к побежденному в войне гос-ву)

- добровольным (по взаимной договоренности с др. гос-вами, ради достижения опред., общих для них всех целей). Добровольность ограничения сув-та м. наблюдаться и тогда, когда гос-ва объединяются в федерацию и передают часть своих суверенных прав федерации.

 

Признаки Г.Сувер-та:

1) полновластие  в области внутр. и внеш. политики.

2) незав-ть гос. власти от других властей в осуществлении функций гос-ва.

3) равноправие  с другими участниками международных  отношений.

4) реальные  гарантии полновластия гос-ва  в лице высших представительных  органов.

Наличие суверенитета является необходимым условием для признания гос-ва со стороны других гос-в.

Присущие гос-ву признаки суверенитета — верховенство и независимость — неразрывно связаны между собой, предопределяют друг друга, являются взаимообусловленными

 

53. ПОЛИТИЧЕСКАЯ  СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ

 

Полит. система – это система полит. и иных соц. институтов, организаций, взаимодействующих в соот-вии с опред. принципами и нормами, которые служат средством осуществления власти, управления общественными делами.

В ПС общества входят:

1. Гос-во  и гос. орг-ии

2. Полит. партии

3. Обществ. орг-ии (молодежн., религиоз.,профсоюзы)

4. Хоз. общество, товарищество, кооперативы,

5. Труд. коллективы

6. СМИ

 

Виды полит. систем: однопартийные, двухпартийные, многопартийные, многопартийные с 1 доминир. партией.

Выделяют демократические и тоталитарные политические системы.

Для демократической полит. системы хар-ны множество полит. партий. конкуренция взглядов и идеологий, отраж-х интересы различн. соц. групп и слоев населения. В демократ. общ-ве многопартийная система создает конкуренцию в полит. сфере, позволяя выбрать программу развития общества и гос-ва, наиболее отвечающих потребностям и интересам граждан, кот. выражают свою волю в результате голосования.

В тоталитарных полит.системах глав. роль в решении всех ?? управления обществом принадлежит гос-ву и его органам. В полит. сфере господствуют 1 правящая партия и 1 официальная общегос. идеология. Все общественные объединения ориентированы на эту идеологию и официальное проведение ее в жизнь.

В целом наблюдается огосударствление всей жизни общества, подчинение ее гос. интересам, а вернее, интересам правящей партийно-гос. верхушки. Полит. сист. тот. режима представляет собой монополизацию полит. власти в руках 1 партии, при этом вся обществ. и полит. Де строго протекает только в ф-мах установ-х режимов.

Гос-во является глав. звеном полит. сис-мы. Эта роль и место гос-ва в полит. системе определяется рядом особ-тей гос-ва.

 

Общие черты систем:

1) сущ. в рамках классового общества

2)опора  на экономику

3) наличие  структурных элементов.

Состав полит. системы (подсис-мы):

1) институциональная (организационная) – показывающая из каких институтов она состоит. Включает:

- полит. организ-ции: гос-во, пол-ие партии и движения, некот общественные объединения.

- неполит. орг-ии, формир-ся для актив. Де в др.  сферах (профсоюзы, кооперативы).

- орг-ции к-рые явл-ся объектом воздействия гос-ва, но сами не выступают субъектами полит. власти (общ-ва нумизматов).

- СМИ, влияют на развитие полит. процессов.

- религиозные орг-ии.

- человек

- ОМС, не гос-ые, но активно участвуют в управлении делами, имеющими местный хар-р.

2) регулятивной (нормативной)-(выделяют: право, полит. нормы и традиции, некоторые нормы морали);

3) функциональной (методы полит. Де, составляющие основу полит. режима);

4) идеологической (полит. сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология).

 

54. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ГОС-ВА С ДРУГИМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ  СИСТЕМАМИ ОБЩЕСТВА

 

Взаимодействие гос-ва и полит. партий

Полит. партия - организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания гос. власти или участия в ее осуществлении.

Различают партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской Де, и партии, которые ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.

По участию в делах гос-ва м. различать не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. Партия осуществляет свою власть главным образом через «своих людей», своих членов, которых она расставляет на важнейшие гос. посты.

В крайних случаях взаимодействие партии и гос-ва приводят к такой полит.системе, которая м.б. определена как «партийное гос-во»: функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится гос. идеологией, происходит сращивание партии и гос. аппарата. Руководитель партии превращается в фактического главу гос-ва, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются гос. институтами. В партийном гос-ве все другие общественные организации также подпадают под партийный контроль и политическая система становится тоталитарной системой.

Антиподом полит. системы типа партийного гос-ва являются многопартийные, плюралистические полит. системы, где важнейшие гос. решения принимаются демократически.

В этих системах гос-во свои отношения с парламентскими партиями строит, как правило, по такой схеме: сформированные как правовые требования притязания тех или иных классов, социальных групп становятся предметом рассмотрения в ходе законодат. процесса при соблюдении политических, правовых норм и процедур.

Гос-во и общественные объединения

Общественное объединение — это добровольное формирование граждан, возникшее в результате их свободного волеизъявления на основе общих интересов для достижения общих целей.

К основным формам воздействия общественных объединений на органы гос-ва относится участие в выборах, а также представление и защита законных интересов своих членов в гос. органах. Принимая участие в выборах, общественные объединения м. им. право выдвижения кандидатов в депутаты, м. участвовать в образовании избирательных комиссий, проводить предвыборную агитацию, объединять избирателей вокруг кандидатов в депутаты.

Некоторыми особенностями отличаются взаимоотношения гос-ва с профсоюзами. Профсоюзы появились как организации, выражающие и защищающие интересы опред. категорий работников. Выросшие из средневековых цеховых организаций ремесленников, в настоящее время профсоюзы представляют мощную экономическую и полит. силу. История взаимоотношений гос-ва и профсоюзов также драматична и многопланова.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"