Шпаргалка по "Теории государству и праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 09:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

Право социального обеспечения.docx

— 190.40 Кб (Скачать файл)

Общественные отношения  процедурного и процессуального  характера, входящие в предмет ПСО, регулируются нормами специальных  институтов (по установлению юридических  фактов; по разрешению жалоб и споров; юридической ответственности).

 

  1. Субъекты и объекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения.

Правоотношения  по социальному обеспечению представляют собой возникающие на основании юридических фактов отношения по поводу предоставления их участникам различных денежных выплат, услуг, льгот государственными и иными правомочными органами.

Юридический факт – это объективно существующие обстоятельства (события или действия), с которыми связано возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей между участниками правоотношений.

Совокупность юридических  фактов называется юридическим составом.

Правоотношения по социальному  обеспечению, как правило, возникают  из сложных юридических составов. Так, например, для возникновения  правоотношений по обеспечению пенсионера трудовой пенсией по старости необходим  следующий юридический состав: обращение  пенсионера за назначением трудовой пенсии по старости в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, достижение пенсионером  возраста 60 или 55 лет (соответственно мужчины  или женщины), наличие страхового стажа не менее 5 лет.

Правоотношения по социальному  обеспечению принято классифицировать по следующим основаниям:

1. по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или получения  вида обеспечения, для рассмотрения  спора о социальном обеспечении);

2. по видам социального  обеспечения (конкретные виды  пенсий, пособий, компенсационных  выплат, социальных услуг, являющихся  объектом правоотношений);

3. по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного срока и разовые).

Исходя из характера и целей правоотношений, все правоотношения по социальному обеспечению делятся на 3 вида:

1. основные  материальные правоотношения по выплате назначенных пенсий, пособий, компенсационных выплат и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;

2. предшествующие, как правило, это основные процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;

3. процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.

 

Правоотношения  состоят из трех элементов:

  1. Объект – то, по поводу чего возникают конкретные правоотношения. В правоотношениях по социальному обеспечению объектом могут выступать: пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, социальное обслуживание и т.д.
  2. Субъекты – это участники указанных правоотношений. В правоотношениях по социальному обеспечению в качестве субъектов выступают: государство в лице государственных органов, с одной стороны, и гражданин либо целая семья, с другой стороны.

Со стороны  государства могут выступать следующие государственные органы:

  • Министерство труда и социального развития РФ;
  • Департаменты, комитеты, управления социальной защиты населения;
  • Окружные управления социальной защиты населения
  • Районные управления социальной защиты населения;
  • Лечебные учреждения;
  • Военные комиссариаты;
  • Предприятия, учреждения, организации;
  • Органы занятости;
  • иные органы.

 

Семья как участник правоотношений по социальному обеспечению может выступать в двух случаях:

  • В случае обеспечения пособиями и компенсационными выплаты семей, имеющих детей;
  • В случае обеспечения пенсиями по случаю потери кормильца.

 

  1. Содержание – это взаимные права и обязанности субъектов правоотношений.

К примеру, в правоотношениях  по обеспечению пенсиями содержанием  являются следующие взаимные права  и обязанности субъектов:

Обязанность гражданина предоставить соответствующие документы, необходимые для назначения пенсии и право на назначение соответствующей пенсии;

Обязанность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение – назначить пенсию при предоставлении гражданином всех необходимых документов, право – требовать их предоставления.

  1. Принципы права социального обеспечения, понятие, классификация и общая характеристика.

Под принципами ПСО понимаются руководящие начала, положения, определяющие сущность, содержание и направление  развития комплекса правовых норм ПСО.

К числу отраслевых принципов относятся:

1.     Всеобщность   социального обеспечения. Он предполагает  равную для каждого члена общества  возможность получать определенные  виды социальной поддержки независимо  от пола, расы  национальности  и т.п. Например, право на пенсию принадлежит не только тем гражданам, которые осуществляли трудовую деятельность, но также и тем, кто по объективным причинам не работал (уход за детьми. Не трудоспособность, инвалидность).

2.      Общедоступность  социального обеспечения.

3. Установление уровня  социального обеспечения, гарантирующего  достойную жизнь человека, свободное  развитие личности. Достаточный  уровень жизни включает в себя  достаточное питание, достаточную  одежду, достаточное жилище и  непрерывное улучшение условий жизни 4. Многообразие оснований, форм и видов социального обеспечения.

Под основаниями социального  обеспечения понимают обстоятельства, при наступлении которых у  человека возникает право на социальное обеспечение. Так, это - временная нетрудоспособность, инвалидность, достижение определенного возраста, потеря кормильца, смерть, рождение человека и др.

5. Дифференциация условий  и порядка представления социального  обеспечения субъектами общественных  отношений. Она может быть обусловлена  факторами: вид трудовой деятельности, местность выполнения работ или  место проживания, материальное  положение субъектов, семейное  положение и т.д.

6.  Целевое использование  средств. Данный принцип предлагает  осуществление социального обеспечения  за счет денежных средств. Специально  выделенных и предназначенных  для этих целей (государственные  средства и добровольного социального  страхования, благотворительности…). Кроме того, в соответствии с  гл. 24 НК РФ для создания эффективных  условий социального обеспечения  на территории России был введен  единый социальный налог.

7. Источники права социального обеспечения (понятие, классификация, общая характеристика). Нормы международных договоров, как источники права социального обеспечения.

 

Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

Система источников права социального обеспечения:

а) Конституция РФ,закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;

б) международные акты:

– Всеобщая декларация прав человека;

– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

– Европейская конвенция о социальном обеспечении;

– Конвенция «О правах ребенка»;

– Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;

в) Федеральные законы:

– «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;

– «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;

– «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;

– «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;

г) подзаконные акты:

1) Указы Президента РФ:«О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;

2) постановления Правительства РФ:«Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;

3) иные нормативные акты:постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Мин-здравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

8. Локальные акты, как источники права социального обеспечения.

9. Социальное обеспечение, понятие и его роль в социальной политике государства.

Признаки социального обеспечения:

1) государственный характер организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;

2) законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для представления конкретных видов социального обеспечения;

3) закрепление в номах права или договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;

4) нормирование государством социального стандарта обеспечения (законодательное закрепление видов обеспечения, его уровня, условий предоставления).

Социальное обеспечение:

1) форма распределения, гарантирующая гражданам нормальный уровень жизненного и культурного стандарта сверх вознаграждения за труд в старости, при потере трудоспособности и кормильца;

2) система материального обеспечения и обслуживания граждан по возрасту, болезни, инвалидности, безработице, по случаю потери кормильца, воспитания детей и в других установленных законодательством случаях;

3) совокупность общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, МСУ, организациями по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов, бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность.

Социальное  обеспечение осуществляется в определенных организационно-правовых формах (одна из них – государственное социальное страхование).

Конвенция МОТ №102 о минимальных  нормах социального обеспечения (1952) – к социальному обеспечению  относятся системы социального  страхования, как установленные  государством, так и контролируемые государственными органами или проводимые в соответствии с установленными нормами как результат совместных действий предпринимателей и рабочих.

Государственное социальное страхование – обязательная система социального обеспечения работника.

Суть социального  страхования – распределение социального риска потери либо снижения заработка по независящим от работника обстоятельствам на работодателей и самих работающих, которые в принудительном порядке отчисляют страховые платежи в целевые фонды социального страхования.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государству и праву"