Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:49, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Предмет ТГП
Вопрос 2. Место теории государства и права в системах общественных и юридических наук.
Вопрос 3. Функции теории государства и права
Вопрос 4. Понятие методологии теории государства и права
Вопрос 5. Основные принципы общетеоретического исследования государственно-правовых явлений
...
Вопрос 59. Способы изложения норм в статьях нормативно-правовых актов.

Вложенные файлы: 1 файл

тгп-1-59.docx

— 148.25 Кб (Скачать файл)

Монархия – это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху который занимает этот престол по наследству. Источником власти и её носителем является монарх.

Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) осуществляется бессрочно;

3) не зависит от волеизъявления  населения.

Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).

Республика – форма государственного правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам. Источником власти и её носителем является народ.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий  власти;

3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует  правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.

В соответствии со ст. 1 Конституции  РФ в России – республиканская  форма правления. Однако по виду республики единого мнения нет. Тем не менее, преобладающим является мнение о том, что Россия – это президентская республика.

Статья 1 российской Конституции гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Президент Российской Федерации провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство. Вместе с тем Конституция предоставила Президенту Российской Федерации как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства, принимает решения о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.

Вопрос 28. Формы национально-государственного и административно-территориальногоустройства: понятие и виды. Федеративное устройство России: прошлое и современность.

Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными местными органами государственного управления, власти.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основных группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов.

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

РФ прошлое и современность: В 1920 году Ленин отказался от устройства государства на основе губерний, уездов, заменив его на федерацию по национальной принадлежности ее граждан. В определенные периоды провозглашенное федеративное устройство России фактически было унитарным – одна из несообразностей Советского Г. Государственность в России долгое время была советской, и только на словах – федерацией, фактически загоняла в тупик взаимоотношения центра и мест, национально-культурное развитие народов и народностей России и прежде всего русского народа. Современное Рос Г порывает с этой исторически неудачной формой правления и гос устройства.

Современное Рос Г имеет федеративное устройство, но весьма специфического свойства. В состас РФ входят национально-государственные образования: республики, автономные области и округа, а также административно-территориальные образования: края, области. Республики на национальной основе – это Г, суверинитет которых ограничен в соответствии с Конституцией РФ полномочиями, предметом ведения, отнесенным к исключительной компетенции федеральных властей. Знает РФ совместную компетенцию центра и республик. В этой области получил развитие принцип взаимного делегирования полномочий (он реализуется в договорных формах между федераль органами власти и орган власти республикб а не между Россией и субъектом федерации). Таким образомб федеративное устройство Рос Г имеет конституционную и договорно-правовую основу. Договорно-прав основа дополняет и конкретизирует конституц основу.

Вопрос 29. Государственно-политический режим: понятие и виды. Государственно-политический режим современной России.

Государственно – политический режим – совокупность методов осуществления государственной власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил (авторитарный, тоталитарный, демократический).

Демократия - народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Основные характеристики: провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; предполагается существование правового государства и гражданского общества; выборность и сменяемость органов государственной власти, их подотчетность избирателям; силовые структуры находятся под демократическим контролем общества; гласность; средства массовой информации свободны от цензуры; реальное осуществление принципа разделения властей и др.

Тоталитарный режим - характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Основными характеристиками являются следующие: государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни; общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей; государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа; доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; господство одной партии и др.

Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко). Основные характеристики: в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать, в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор; сохраняется ограниченная цензура, "полугласность"; существует частичный плюрализм; права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте и т.п.

В соответствии с Конституцией РФ Россия – демократическое государство. Фактически исходя из названных признаков того или иного режима, можно констатировать, что современная политическая действительность в России больше ассоциируется с переходным типом от авторитарно-бюрократического режима к демократии.

Вопрос 30. Понятие механизма государства, его роль в осуществлении функций и задач государства.

Механизм государства — это  система государственных органов, учреждений и материальных средств, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.

Механизм государства характеризуется  следующими признаками:

во-первых, механизм государства характеризует  особенности внутреннего устройства государства;

во-вторых, механизм государства зависит  от сущности и социального назначения государства;

в-третьих, механизм государства представляет сложное структурное образование, каждая часть которого выполняет свои задачи и занимает строго определенное место;

в-четвертых, механизм государства  не является застывшей системой, он постоянно изменяется под воздействием различных внутренних и внешних факторов.

В структурном отношении механизм государства представляет сложное  образование. Основными элементами механизма государства являются органы государства, государственные  учреждения и материальные средства. Каждый элемент механизма имеет  свое назначение, устройство, действует  дифференцированно, но взаимодействует и дополняет друг друга. Механизм различных государств отличается большей или меньшей степенью централизации, но всегда и везде он представляет собой единое целое.

В учебной литературе «механизм  государства» употребляется в двух смыслах: широком и узком. В узком  смысле он включает только органы государства (государственный аппарат). В широком  смысле он включает всю совокупность органов, организаций и материальных средств.

Механизм государства не только главное, но и определяющее звено политической системы. Он обеспечивает функционирование всех сфер общественной жизни. Механизм государства может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процессы, происходящие в обществе.

Вопрос 31. Понятие  и признаки государственных органов.

Государственный орган – относительно самостоятельное, структурно обособленное звено (элемент) механизма государства, создаваемое в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого государственно-властными полномочиями (законодательные, исполнительные и судебные органы; и т. д.).

Признаки:

- является самостоятельным элементом механизма государства

- образован и действует на основе правовых актов

- выполняет свойственные только ему задачи и функции

- наделен в этой связи властными полномочиями

- состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений

- имеет материальную базу и финансовые средства

- представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма и др.

Вопрос 32.  Виды государственных органов

Для обеспечения выполнения своих  функций в любом государстве  формируется специальная структурная  организация – государственный аппарат.

Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата.

6.3. Государственный орган –  относительно самостоятельное, структурно  обособленное звено (элемент)  механизма государства, создаваемое в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого государственно-властными полномочиями (государственные органы общей и специальной компетенции; законодательные, исполнительные и судебные органы; и т. д.).

Основные подходы к классификации  государственных органов:

1) по способу возникновения (первичные  и производные);

2) по объему властных полномочий (высшие и местные);

3) по широте компетенции (общей  компетенции и специальной (отраслевой) компетенции);

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"