Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:49, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Предмет ТГП
Вопрос 2. Место теории государства и права в системах общественных и юридических наук.
Вопрос 3. Функции теории государства и права
Вопрос 4. Понятие методологии теории государства и права
Вопрос 5. Основные принципы общетеоретического исследования государственно-правовых явлений
...
Вопрос 59. Способы изложения норм в статьях нормативно-правовых актов.

Вложенные файлы: 1 файл

тгп-1-59.docx

— 148.25 Кб (Скачать файл)

Цив-й  подх  не  отрицает  формац.  Их  нельзя  противопоставлять,  т.к.  оба подхода взаимно дополняют друг  друга.  Это позволяет наиболее  полно охарактеризовать  тип Г с учетом  не  только  соц-экономического,  но  и духовно-культурного  факторов.  Циви-й  подход  не  способен  заменить  подход  формационный,  но  в  определенном  сочетании  они  могут  стать  подходящей  основой  для  научной  классификации  Г. Следовательно,  оба подхода должны  применяться в комплексе. Существуют и другие подходы:

1) Западно-европейская наука, как правило, классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому признаку выделяются два типа государственности: демократия и автократия ( Автократия — от греч. auto-krator — самовластный, имеющий неограниченное право.).

2) американский профессор Р. Макайвер делит все государства на два типа: 1) династические (антидемократические), где общая воля (государственная) не выражает воли большинства населения; 2) демократические, в которых государственная впасть отражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит, либо активно поддерживает правительство.

3) немецкий политолог Р. Дарендорф, подразделяя все государства на антидемократические и демократические, делает вывод, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатка в неравенстве, но создана общая дня всех основа, и которое делает возможным цивилизованное общественное бытие.

Итак, понятие типа государства  и права многомерно и многовариантно. Оно строится на различных научных  основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы государств и правовых систем.

Вопрос 20. Понятие  функций гос-ва. Соотношение их с целями, задачами и принципами государства.

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают.

Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи - средства ее достижения, то функции - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. В разные периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и задачи государства, а следовательно, и различные его функции.

Не следует также смешивать функции государства с принципами его формирования и деятельности, например, обеспечение народовластия, развитие демократии представляет собой не какую-то отдельную функцию нынешнего Российского государства, а один из закрепленных основных принципов его организации и деятельности, одну из основ конституционного строя. То же самое относится и к обеспечению государством социального компромисса. Эти и другие принципы Российского государства пронизывают все его функции, оказывают активное воздействие на их развитие, лежат в основе выполнения каждой из них.

Вопрос 21. Классификация функций государства: постоянные и временные, внутренние и внешние, основные и неосновные.

Функции государства – это основные направления (стороны) его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Основные подходы к  классификации функций государства:

1) по сфере действия (внутренние и внешние)

Внутренние – те, которые государство осуществляет внутри страны (экологическая, социальная, финансового контроля, охранительная, культурно-воспитательная и др.). Внешние – которые осуществляются за пределами страны – экономическое сотрудничество с другими гос-вами, борьба с международной преступностью и др.

2) по продолжительности  действия (постоянные и временные) Постоянные - которые Г осущ-ет неопределенно долго (всегда). Временные это Ф носящие краткосрочный характер.

3) по значимости (основные  и неосновные) Основные - это Ф с помощью которых решаются главные задачи стоящие перед Г. Неосновные это Ф с помощью которых решаются не основные задачи Г. Если ФГ определять как только основные направления его деятельности данная классификация неприменима потому что основное нельзя делить на основное и не основное.

Существуют и другие основания классификации функций: по сферам общ. жизни (экономические, политические, социальные и др.), по принципу разделения властей (законодательные, управленческие, правоохранительные в том числе судебные)

Вопрос 22. Соотношение типа и функций государства. Границы деятельности государства.

Динамика функций государства  происходит по мере развития самого общества. Если рабовладельческое, феодальное, буржуазное государство одной из главных внутренних функций имело подавление сопротивления большинства меньшинством, то современные государства, в том числе буржуазные, ставят задачу – наиболее полно действовать в интересах большинства, решать социальные программы, экологические проблемы, содействовать техническому прогрессу, обеспечивать соблюдение прав и свобод граждан. Меняются и внешние функции: от агрессии современные страны переходят к взаимосотрудничеству, к решению общечеловеческих проблем, важнейшими из которых является обеспечение мира, недопущение новой мировой войны, глобализация. Функции государства напрямую зависят от его типа. Так рабовладельческие государства во внешней политике обязательной считали задачу завоевания чужих территорий, ведь основным источником рабства были военнопленные. Сегодня такой подход может привести к гибели государства. Агрессия осуждается международным сообществом, принимаются жесткие меры для обуздания агрессора через ООН и др. формы воздействия. Все это приводит к мысли, что тип государства определяет его функции, что закономерно.

Границы деятельности государства при осуществлении его функций ограничены территориальными рамками, на которую распространяется его власть.

Вопрос 23. Формы и методы осуществления функций государства: понятия и виды.

Формы осуществления функций  государства – однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Выделяют две формы осуществления функций государства: правовую и неправовую (организационную).

Правовые формы осуществления  функций государства охватывают такую деятельность органов государства, которая связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой юридические последствия - правотворческая и правоприменительная, которая в свою очередь подразделяется на оперативно-исполнительную (разрешение вопросов управления) и правоохранительную.

Неправовые (организационные) охватывают такую деятельность органов государства, которая не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия (организационно-регламентирующая, организационно-хозяйственная, организационно-идеологическая).

Методы осуществления  функций государства – это те способы, с помощью которых данные функции получают реальное воплощение в действительности (нормативное правовое регулирование, принуждение, рекомендации, поощрение и др.).

Вопрос 24. Новая  функциональная роль государства в 21 веке.

Изменение функциональной роли государства  является одной из наиболее типичных закономерностей развития современных государств. В этой связи определение основных тенденций развития функций государства - актуальная проблема ТГП.

В числе таких тенденций нередко  называют следующие и именно в данном порядке:

- расширение и укрепление народовластия,

- увеличение объема общезначимых  дел, которые в значительной  степени направлены на обеспечение  и защиту прав человека,

- движение к правовой государственности,

- возрастание взаимозависимости  внутренних и внешних функций,

- выполнение ряда функций государствами  совместно или по согласованию.

В настоящее время в связи  с произошедшими в России изменениями, система функций Российского  государства принципиальным образом трансформировалась. Анализ основных подходов теоретиков государства и права к классификации функций современного, в том числе российского государства выявляет различные виды данных функций, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Особого внимания заслуживает вопрос о генеральной функции государства. Генеральная функция, по мнению Спиридонова Л.И. – это реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования (природных, социально-культурных,  экономических и политических условий). С другой стороны, генеральной функцией современного государства, можно определить как экологическую. Однако под понятием экологической здесь будет пониматься – не только и не столько традиционная борьба с истощением природных ресурсов, это полный спектр, пронизывающий все и всех, необходимого очищения, гармонизации как самого человека, так и среды его обитания. То есть речь идет о выработке новой идеологии общества, основывающемся на экологическом сознании, включающем в себя все экономические ценности.

Вопрос 25. Характеристика основных внутренних и внешних функций  современного Российского государства.

Для понимания функций современного российского государства необходимо прежде всего учитывать освобождение от примата идеологии над государством.

Очень важным становится разграничение  функций государства и общества.

В современный период хозяйственно-организаторская  функция и функция контроля за мерой труда и мерой потребления эволюционировали в экономическую функцию государства.

У современного российского государства  приоритетное значение приобрела экологическая функция.

По мнению А.Б. Венгерова у современного российского государства появился ряд новых функций и в качестве такой новой функции он называет: функция, связанная с прокладкой трубопроводов, по которым экспортируется нефть и газ. В качестве новой функции Венгеров называет функцию защиты мигрантов, беженцев, предотвращение межнациональных конфликтов.

Существенно видоизменились и внешние  функции современного российского  государства.

У российского государства отпали 2 функции: 1) братского сотрудничества с социалистическими странами; 2) поддержки национально-освободительных движений.

У российского государства появилась  новая внешняя функция государственной поддержки иностранных инвесторов. Претерпевает изменение и важная постоянная внешняя функция защиты Отечества. На смену количественному поритету вооружений должен прийти качественный приоритет безопасности.

Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что  современному Российскому государству  присущи следующие внутренние функции: обеспечение народовластия; экономическая, социальная функции; налогообложение; экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику; внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.).

Вопрос 26. Понятие  формы государства. Соотношение  сущности, содержания и формы государства.

Форма государства – организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и государственно-политического режима. Это совокупность внешних признаков государства, позволяющих сравнивать одно государство с другим. Форма государства – сложное понятие, которое раскрывается через характеристику основных его элементов. Существует три точки зрения на данный вопрос:

1) Некоторые исследователи формы государства сводят к одному элементу, а именно к политическому режиму. Данная точка зрения не нашла широкой поддержки в юридической науке. 

2) Согласно второй точке зрения, именно формы правления и формы государственного устройства составляют форму государства. Эта точка зрения широко распространена в западной науке и частично поддерживается в отечественной науке.

3) Согласно третьей точке зрения, форма Г состоит из 3-х элементов, а именно:

Формы правления - организация государства, включающая в себя порядок образования высших государственных органов и порядок взаимоотношения между ними (монархия – абсолютная, ограниченная; республика – президентская, парламентская, президентско-парламентская).

Формы государственного устройства – внутреннее деление государства на составные части, отражающее характер соотношения государства в целом и отдельных его частей (унитарное государство, федерация, конфедерация).

Политического  режима – совокупность методов осуществления  государственной власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил (авторитарный, тоталитарный, демократический).

Соотношение. Если категория "сущность государства" отвечает на вопрос, в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория "форма государства" означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.

Если территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам, то в понятии "форма государства" выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помощью которых они весьма существенно отличаются друг от друга.  От формы государства в значительной степени зависит и политическая жизнь в обществе, и устойчивость государственных институтов.

Вопрос 27. Формы  государственного правления: понятие  и виды.

Форма правления  современного Российского государства.

Формы государственного правления - организация государства, включающая в себя порядок образования высших государственных органов и порядок взаимоотношения между ними (монархия – абсолютная, ограниченная; республика – президентская, парламентская, президентско-парламентская).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"