Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:49, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Предмет ТГП
Вопрос 2. Место теории государства и права в системах общественных и юридических наук.
Вопрос 3. Функции теории государства и права
Вопрос 4. Понятие методологии теории государства и права
Вопрос 5. Основные принципы общетеоретического исследования государственно-правовых явлений
...
Вопрос 59. Способы изложения норм в статьях нормативно-правовых актов.

Вложенные файлы: 1 файл

тгп-1-59.docx

— 148.25 Кб (Скачать файл)

Второй - сложился на основе естественно-правовой теории и предполагает существование права до и независимо от государства. Государство - продукт права, так как утверждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком. Государство подчиняется праву, поскольку само государство возникает из потребности обеспечить действие права как системы нормативного регулирования. Из этого подхода возникла идея правового государства, в котором утверждается верховенство (господство) права.

Третий - дуалистический и исходит из существования сложной двусторонней функциональной связи между государством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказывают воздействие друг на друга. Таким образом, связь между государством и правом двусторонняя, связь взаимной зависимости.

Четвертый - позитивистский. Он базируется на философии юридического позитивизма, который был распространен в конце XIX века в Германии и России. Рассматриваемый подход проповедует идею самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам. Однако такое самоограничение определяется самим государством.

Пятый подход обычно именуется либерально-демократическим. Он обосновывает идею связанности государства правом и исходит из различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение должно учитывать государство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества.

Вопрос 14. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

Легитимность  и легальность государственной власти.

Государственная власть - это способность и возможность оказывать определенное воздействие на людей и их групп с помощью государства.

Особенности гос. власти как разновидности социальной власти:

- власть имеется в каж. об-ве, но только в гос. орг. обществе эта власть приобретает черты государственной

- гос. власть структурно – гос.-но организ. система чиновников, армии, администрации, судей и др. лиц, обеспеч. выполнение общесоц. функций, защищ. соответ. общие и классовые интересы. Гос. власть распростр. на всю тер. страны, вершится от имени гос-ва; одна из форм полит. власти.

- гл. отличие полит. власти от власти вообще – в ее нерасторжимой связи с той или иной формой и степенью развития государственности. Воплощенная в гос.-правовые институты, полит. власть становится гос. властью.

Легитимность государственной  власти – качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве подчинять.

Легальность государственной  власти - юридическое выражение легитимности государственной власти (нормативность государственной власти, ее способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности).

Вопрос 15. Эволюция сущности и социального назначения государства. Классовое, общесоциальное, религиозное. Национальное, расовое в сущности государства.

Сущность государства – качественная характеристика государства, определяющая сочетание общесоциальной  и классовой его сторон. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет. В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические государства во многом по своей сути выступают классовыми.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.

Наряду с этими основными  можно выделить и религиозный, и  национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые  интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, например, исламские государства - Иран, Ирак, и др. - в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

В рамках национального подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций.

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида, правящие реакционные круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии.

Таким образом, в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал. Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой.

Вопрос 16. Понятие  типа государства. Теоретические основы и значения типологии государства.

За всю историю существовало множество государств. Исторический тип государства – это совокупность общих признаков, характеризующих гос-во на определенном этапе его развития. Тип Г - это вид Г. Вид который характеризуется наиболее существенными признаками присущими различным гос-вам. Понятие «тип  Г»  очень емко  выражает  исторически изменяющуюся  социальную  природу Г,  позволяет достаточно  точно определить  характер  Г  самых  разнообразных  эпох  истории.  Тип  Г  представляет  собой  строгую  систему  его  важнейших  сторон  и  свойств,  порождаемых  соответствующей  исторической  эпохой. Типология государств -  учение о типах государств, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков.

Два основных подхода к типологии государств:

формационный (тип государства есть совокупность тесно взаимосвязанных черт государства,  соответствующих определенной классовой структуре общества, которая в свою очередь обусловлена экономическим базисом общества). Согласно  данной  типологии четырем типам общественно-экономич  формации  (рабовладельческой,  феодальной,  буржуазной,  социалистической),  четырем  типам  экономич  базиса  соответствуют 4  типа  Г – рабовладельч,  феодальное,  буржуазное,  социалистическое, - каждое  со  своим  набором  признаков. Виды  Г  в  зависимости  от  политического  режима:  Тоталитарные  ''запрещено  все,  кроме  разрешенного  законом'';  Авторитарное  присутствуют  элементы  демократизма  и  законности;  Либеральное  Г  формируется  под  влиянием  либеральных  идей  и  доктрин,  ''разрешено  все,  что  не  запрещено  законом'';  Демократическое  создаются  условия  для  реального  участия  граждан  в  решении  гос  и общественных  дел,  все важнейшие органы  Г выборны  и подконтрольны народу.  Г служит  обществу  и личности.

цивилизационный (тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами) – предложил англ.  историк А. Тойнби.  Подход учитывает не  только  социально-экономич  условия  но  и религиозные,  психологические,  культурные  основы  жизни общества.  Вся  мировая  история  насчитывает  26  цивилизаций – египетскую,  китайскую,  западную,  православную,  арабскую,  мексиканскую,  иранскую,  сирийскую  и  др.

Значение  типологии: посредством типологии различные гос-ва подразделяются на определенные типы. Типология  гос-в способствует  более глубокому выявлению признаков,  свойств, сущности  Г.  Она позволяет проследить  закономерности  их  развития,  сущность  происходящих  в них структурных изменений.

Вопрос 17. Формационный подход: его достоинства и слабые стороны.

Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Достоинства формационной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

1) она во многом однолинейна,  характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы  (религиозные, национальные, культурные  и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

Вопрос 18. Цивилизационный подход: его достоинства и слабые стороны.

В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В зависимости от религиозных, этнических, географических и других признаков выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает  устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы  как существенные в тех или  иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют  религиозный и национальный подходы  к сущности государства);

2) в связи с расширением диапазона  духовных критериев, которые характеризуют  именно особенности тех или  иных цивилизаций, получается  более заземленная (географически  адресная) типология государств.

Недостатки:

1) недооцениваются социально-экономические  факторы, которые зачастую определяют  политику конкретной страны;

2) выделяя большое количество  идеально-духовных факторов в  качестве признаков цивилизаций,  авторы, по сути дела (вольно или  невольно), дали типологию не столько  государства, сколько общества. Государство  - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

Вопрос 19. Диалектика соотношения формационного и  цивилизационного подходов. Иные подходы к типологии государств.

В силу того факта, что типология  государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

Основное отличие понятия «цивилизация»  от понятия «формация» состоит в  возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности. Цивилизованный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую.политическую, социальную – во всем многообразии общественных связей. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не классово обезличенный индивид.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"