Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 05:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование понятия формы государственного устройства. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие формы государственного устройства;
изучить и охарактеризовать основные формы государственного устройства:
унитарное государство,
федеративное государственное устройство;
конфедерацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 6
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 11
2.1. Унитарное государство 11
2.2. Федеративное государственное устройство 16
2.3. Конфедерация 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

курс. формы гос-го устр-ва.docx

— 61.93 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА         6

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА  11

2.1. Унитарное государство                                                                                    11

2.2. Федеративное государственное  устройство                                                  16

2.3. Конфедерация                                                                                                   25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                        30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                       32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима. Наиболее важными являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический режим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей народов, проживающих в этом государстве.

Темой курсовой работы была выбрана тема «Формы государственного устройства». Форма государственного устройства показывает, как распределена власть в государстве по вертикали, отражает соотношение центральной  власти и власти в отдельных частях государства. Государственное устройство России - федеративное устройство, поэтому  этот вопрос является актуальным уже  на протяжении десятка лет и в  настоящее время. Он не теряет интерес  к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых  людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или какими-то иным признакам и так далее.

Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных  объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение  государств и государственных образований. Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы.

Степень изученности. В юридической литературе данный вопрос всегда рассматривался через призму формы государства вообще. В советской литературе долгое время проблеме формы государства уделялось недостаточное внимание, только в шестидесятые годы данная проблема стала анализироваться не только в учебной литературе, стали появляться специально посвященные ей работы в связи с заметно возрастающим интересом к проблеме государственных форм вообще, и социалистических форм государства в частности. Среди современных исследователей, занимающихся этой проблемой, хотелось бы отметить следующих: Чиркин В.Е., Умнова И.А., Тепс Д., Лысенко В.Н., Карапетян Л.М., Иванов В.В., Венгеров А.Б. и др. Кроме того этот вопрос освещается в учебных пособиях для студентов правовых вузов. Например, это учебники под редакцией Магницкой Е.В., Шкатуллы В.И., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Пиколкина А.С. и.т.д.

Целью данной работы является исследование понятия формы государственного устройства. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  • раскрыть понятие формы государственного устройства;
  • изучить и охарактеризовать основные формы государственного устройства:
  • унитарное государство,
  • федеративное государственное устройство;
  • конфедерацию.

Объектом исследования является государственное устройство, а предметом - форма государственного устройства.

Методологической  основой исследования стали общенаучные принципы познания - системности, структурности, комплексности, объективности и историзма, а также методы анализа правовых актов и научной литературы, синтеза, сравнения, аналогии.

В качестве источниковой базы в работе были использованы учебные пособия, монографии, статьи, затрагивающие вопросы рассматриваемой проблемы.

Практическая  значимость работы состоит в том, что собранный материал и выводы, к которым приходит автор, могут найти применение при разработке учебных курсов, пособий, подготовке к лекциям и семинарам.

Цель и задачи предопределили структуру работы, она состоит из ведения, двух глав, заключения и списка источников.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется  четко организованная государственная  власть. По мысли известного русского юриста и философа И.А. Ильина, форма  государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел — именно "так" - организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию» [9, С. 135].

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и  как территориально построена государственная  власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют  между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

Рассматривая вопрос о форме  государства, необходимо иметь в  виду, что это, в первую очередь, вопрос о форме правления. Второй блок формы  государства составляет вопрос о  национально-государственном и административно-территориальном  устройстве государства, о связи  центральных и местных органов  власти и управления, распределении  между ними полномочий.

Изучая этот блок, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия "устройство государства" в теории государства  и права. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве как форме правления, об устройстве как территориальной  организации. И это не случайно. Действительно, во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.

История существования государства  свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно- территориальные  единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом).

Необходимость определённым образом построить территориальную  организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое  государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для  выполнения своего социального назначения – организации экономической  жизни, защиты граждан, создания страховых  запасов и т. п. – государство  ведёт разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и  распределяет налоги, сборы, пошлины  и т. п.), экономическую (регулирует в  той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию  военной службы) и т. д. Но вести  всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения  и больших размерах государства  становится объективно невозможным.

После определённого порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость  разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т. д., а также  создать на этих территориальных  образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность  распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления [22, С. 120].

Кроме того, население того или иного государства может  быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства этот многонациональный  аспект населения. Из всех существующих в мире государств достаточно сложно выделить мононациональные, то есть, страны, где живут представители исключительно одной национальности. Поэтому всегда проблемы государственного устройства так или иначе связаны с межнациональными отношениями, которые могут решаться как демократическими, так и недемократическими методами.

Как правило, малые нации соседствуют с крупными и, естественно, возникает, хотя и не всегда справедливо, неудовлетворенность в решении экономических, политических, культурных вопросов. Поэтому в мировой практике весьма широк спектр требований национальных меньшинств, начиная требованиями культурной автономии, и, закачивая созданием независимого государства.

В 1918 году вновь получили государственность и были созданы  новые государства, такие как Польша, Литва, Латвия, Эстония, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Югославия, Албания. С этого периода до настоящего времени имели место многократные попытки перекроить политические границы, дабы сгруппировать народы в соответствии с языком, религией, общими политическими идеалами и пр., однако это приводило чаще всего всё к новым и новым противоречиям и даже вооруженным конфликтам. Таким образом, возникает национальный вопрос, который в каждом государстве решается своими методами, учетом исторических особенностей, курса экономического развития, традиций, религии. Вероятно, можно выделить общие условия (принципы), позволяющие в большей или меньшей степени достичь гармонизации межнациональных отношений. На наш взгляд, важнейшими среди них являются:

  • Наличие демократического правового государства.
  • Стремление представителей всех наций, народностей к достижению согласия. Они находят отражение в Конституции [6, С. 142].

Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства  этот многонациональный аспект населения.

Наконец, субъективные и  даже случайные факторы – заимствования, политико-правовые подражания, колониальное воздействие, политические интересы и  многое другое – тоже влияют на территориальную  организацию государства.

Как и форма правления, территориальное устройство также  уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные  деспотии – империи – делились на провинции, города, сатрапии, завоёванные  территории и т. д. Имели эти территориальные  образования и свои органы власти и управления.

Таким образом, форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. В отличие от формы правления организация государства рассматривается здесь с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства [22, С. 30]. Понятие формы государственного устройства позволяет разобраться в территориальной основе формирования и функционирования властных органов. Данное понятие раскрывает принципы деления территории государства на части для целей управления и фактическую реализацию указанных принципов. Благодаря ему удается выяснить правовое положение составных частей государства, характер взаимоотношений центральных, региональных, местных органов публичной власти.

Форма государственного устройства показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • каково правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения их органов;
  • как строятся отношения между центральными и местными государственными органами.

 

 

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

Существуют различные  структуры многонациональных государств и межгосударственных союзов. В прошлом  существовали огромные империи, основанные за счет завоеваний громадных территорий с населяющими их народами, а не на согласии подчинившихся народов: римская, китайская, инков, майя, османская. В более поздний период британская, французская, испанская, голландская, австро-венгерская, российская и другие империи. В наше время империи  разрушены, из них сформировалось большое  количество самостоятельных государств с пестрым национальным составом. Многие из них стоят перед дилеммой: какое государство, с точки зрения межнациональных отношений, создавать?

Информация о работе Формы государственного устройства