Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 02:51, курсовая работа

Краткое описание

Разумеется, государство — это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может. Теория государства выделяет несколько видов территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства: унитарное государство, федеративное государство, конфедерация, содружество, империя, уния и др. Таким образом, целью курсовой работы является определение понятия «форма государственного устройства», а предметом — раскрытие характерных черт видов форм государственного устройства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие государственного устройства 5
Глава 2. Унитарное государство 10
§ 1. Понятие и признаки унитарного государства 10
§ 2. Виды унитарного государственного устройства 12
Глава 3. Федеративное государство 17
§ 1. Понятие и признаки федеративного государства 17
§ 2. Виды федеративного государственного устройства 22
Глава 4. Межгосударственные объединения 26
Заключение 32
Библиография 36

Вложенные файлы: 1 файл

курс. переделанная.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Байкальский государственный  университет экономики и права

Факультет параллельной подготовки

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по учебной  дисциплине

Теория государства  и права

на тему «Форма государственного устройства»

 

 

 

 

 

                                                                                            Выполнил:

                                                                                            студент гр. ВЮП-08-1

                                                                                            Егорова Т. С. 

 

                                                                                            Проверил:

                                                                                            Кешикова Н. В.,

                                                                                            к. ю. н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Традиционно отечественная  теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

И если форма правления  отвечает на вопрос о том, кто и  как правит, осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение: обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие социальные, национальные, задачи.

Изучая формы государственного устройства, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия «форма государства» в теории государства и права. Содержание этого понятия (три указанных выше блока) привязываются к трем основным характеристикам государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества.

В данной курсовой работе рассматривается форма государства  с точки зрения его территориального устройства, т. е. форма государственного устройства.

Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения — организации экономической жизни, защиты граждан, создании страховых запасов, развития информационных систем общения, передачи управленческих воздействий и т.п. — государство ведет разнообразную деятельность. Но вести эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным. После определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

Разумеется, государство — это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может.

Теория государства  выделяет несколько видов территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства: унитарное государство, федеративное государство, конфедерация, содружество, империя, уния и др.

Таким образом, целью  курсовой работы является определение  понятия «форма государственного устройства», а предметом — раскрытие характерных черт видов форм государственного устройства.

Данная курсовая работа состоит из четырех глав. В первой главе рассматриваются различные подходы к определению формы государственного устройства. Вторая, третья и четвертая главы посвящены раскрытию характерных признаков унитарного государства, федеративного государства и межгосударственных объединений соответственно.

Для написания курсовой работы использовалась учебная литература таких авторов как А. Б. Венгеров, В. В. Лазарев, В. Е. Чиркин, а также  статьи из периодической печати («Основы  государства и права», «Социально-политический журнал», «Государственная власть и местное самоуправление»).

 

Глава 1. Понятие государственного устройства

Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе, когда классические формы подвергаются изменениям.

В последние годы само понятие «форма государственного устройства»  подвергается критике, намечается тенденция к исключению его из научного оборота, замене более адекватным термином. Чиркин В. Е. указывает, что в политической литературе понятию «государственное устройство» придавалось излишне широкое содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии)1. Поэтому в последние годы этот термин стремятся заменить формулировкой «политико-территориальное», «территориально-политическое устройство» государства. Также взамен предложены понятия «территориальная организация публичной власти», «территориально-политическая организация государства», однако отмечается, что для обозначения системы взаимоотношений между центральной государственной властью и действующими в территориальных составных частях органами публичной власти полностью адекватный обобщающий термин еще не найден2.

Внутреннее деление  государства, правовое положение его  частей, их взаимоотношение друг с  другом и с центральными органами власти охватываются понятием «территориальное устройство государства». В учебной и научной литературе прослеживается в принципе единообразная характеристика данного термина. Так Миронов О. О. под формой государственного устройства понимает внутреннюю национально-территориальную организацию государства, соотношение целого и его частей3.

Сходными являются определения  формы государственного устройства, которые даются в учебниках В. Н. Протасова и В. В. Лазарева. Они сводятся к тому, что форма государственного устройства — это административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами.  

Венгеров А. Б., детализируя сам термин, указывает, что форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом, а также связь центральных и местных органов власти и управления, распределение между ними полномочий4.

Как видно, при определении  данного понятия существенных расхождений и споров не наблюдается, по-разному расставляются акценты: территориальная организация, национально-территориальная, административно-территориальная. Исходя из рассмотренных выше определений формы государственного устройства, можно выделить следующие присущие ей признаки. Во-первых, это один из элементов, характеризующий форму государства. Во-вторых, этот элемент показывает, из каких частей состоит внутренняя структура государства. В-третьих, определяет правовое положение частей государства и взаимоотношение их органов. В-четвертых, показывает, как строятся отношения между центральными органами государственной власти и органами власти частей государства. Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющего черты, отличающие его от любого другого образования.

На форму государственного устройства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др. И ключевым понятием здесь является понятие территории государства, т. е. пространство (суша, водное и воздушное пространство), на которое распространяется государственная власть. Иными словами, все то пространство, которое находится под юрисдикцией государства или на которое распространяется его суверенитет, представляет собой территорию государства.

Формирование территории государства занимает продолжительное  время и зависит от целого ряда факторов: экономических — исторически  сложившихся форм хозяйственной  связи между территориями; демографических — количества населения, его состава, плотности населения; географических — размера территории и даже климата и ландшафта; исторических — общности языка, культуры, уклада жизни; политических — способа «собирания» земель (территорий) в единое государство.

В современную эпоху  на выбор формы территориального устройства мощное влияние оказывает  национальный фактор. Под непосредственным его воздействием компактно проживающие  нации и народности создают собственное национальное государство или национально-государственное образование (автономию, основанную по национальному принципу).

Сочетание этих факторов определяет, в конечном счете, особенности  территориального (государственного) устройства страны.

  Рассматривая формы  территориального устройства, теория государства и права сталкивается с таким их многообразием, которое позволяет по-разному оценивать эти формы, и поэтому вынуждена прибегать к их классификации по объективным признакам.

«Государства современного мира по форме национально-государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными», — пишет О. Миронов. Такого же мнения придерживается М. Марченко. Он пишет, что существуют две основные разновидности форм государственного устройства. Наиболее простая из них — унитарное государство. Более сложной формой устройства является федерация5. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств.

Унитарное государство — это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания.

С точки зрения взаимоотношений  местного самоуправления и органов государственной власти, унитарные государства можно разделить на децентрализованные и централизованные.

Унитарное государство  в зависимости от этнического состава может быть национальным (Франция, Эстония, Япония); многонациональным (Китай, Афганистан).

Федерация представляет собой добровольное объединение  ранее самостоятельных государственных образований  в одно союзное государство. Это  такие государства как Российская Федерация, Канада, Австрия, Индия.

В зависимости от принципа формирования различают виды федерации административные; национальные; смешанные.

Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов.

Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны).

Конфедерация — это  «государственный союз государств». Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких-либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Вышеперечисленные три  формы государственного устройства являются основными, но еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве «ассоциированных участников». Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества.

Выделенные выше формы  государственного устройства более  подробно будут рассмотрены в последующих главах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Унитарное государство

§ 1. Понятие и признаки унитарного государства

Унитарное государственное  устройство — это  форма государственного территориального устройства, подразумевающая единство политико-правовой системы государства и не предполагающая существования в его границах государственных образований, обладающих элементами суверенитета6.

Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов. Вместе с тем эта компетенция может быть распределена (по некоторым вопросам) между центром и местами, как правило, на договорной или конституционной основе.

Информация о работе Форма государственного устройства