Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 05:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование понятия формы государственного устройства. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие формы государственного устройства;
изучить и охарактеризовать основные формы государственного устройства:
унитарное государство,
федеративное государственное устройство;
конфедерацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 6
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 11
2.1. Унитарное государство 11
2.2. Федеративное государственное устройство 16
2.3. Конфедерация 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

курс. формы гос-го устр-ва.docx

— 61.93 Кб (Скачать файл)

Первая включает обязанности  общенационального (центрального) правительства. Это обычно вопросы обороны, международных  отношений, торговли, валюты, деятельность банковской системы, почты, налогообложения.

Вторая категория - это  властные полномочия, переданные в  ведение региональных властей. Как  правило, это функции, связанные  с широким спектром муниципальных  дел, здравоохранения, местных налогов  и пр.

Третья категория очерчивает совместные полномочия центральной  и региональных властей. Чаще всего  это проблемы, связанные с развитием  сельского хозяйства, рыболовства, добывающей и обрабатывающей промышленности, науки, искусства. Нередки споры  между двумя уровнями правительства, обычно в случае весьма значительной выгоды, которую приносит та или  иная отрасль, как, например, нефтеперерабатывающая  промышленность. В этом случае, как  центральные, так и местные правительства  претендуют на большую долю прибыли.

Помимо такого разделения власти между центральными и местными правительствами, возникают сложные  проблемы с полномочиями и обязательствами, не оговоренными в конституциях. Никакой  список функций не может вместить в себя весь спектр проблем, связанный  с государственным устройством. Кроме этого, практически нельзя предусмотреть все варианты развития тех или иных регионов и возможные  противоречия, которые могут возникнуть в силу тех или иных обстоятельств. Поэтому вводится такое понятие, как "остаточная власть". В Швейцарии, например, конституция предписывает остаточную власть региональным единицам (кантонам): "Кантоны суверенные до той степени, пока их суверенность не ограничена Союзной конституцией, и  могут пользоваться всеми правами, которые не переданы Союзной власти". В Бразилии, наоборот, остаточная власть передана центральному правительству [6, С. 149-150]. Каковы бы ни были сложности в решении вопроса о соотношении централизации и децентрализации, главной целью федерализма является компромисс единства и разнообразия.

Следует подчеркнуть, что  в мире нет единых подходов в решении  этих вопросов. Одни государства стремятся  сохранить сложившееся территориальное  деление, создавая условия для гармонизации межнациональных отношений. Это, прежде всего, такие страны как Бельгия. Канада. Однако сложный этнический, религиозный, языковой состав других государств приводит к попыткам пересмотреть границы  внутри государства с целью создания мононациональных, монокультурных регионов, что, порой, как это имело место  в Югославии, весьма затруднительно и может привести даже к вооруженным  конфликтам.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации

Во-первых, государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными государствами, поскольку их деятельность в сфере внутренних и внешних отношений зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) государственных органов. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между союзом и его субъектами определяется конституционными нормами: они устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, не оговоренные конституцией, находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. В Соединенных Штатах Америки в исключительной компетенции союза находятся вопросы регулирования междуштатной и внешней торговли, объявление войны, набор и содержание армии. Все остальные вопросы относятся к компетенции штатов,

Во-вторых, субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях. В в случае нарушения союзной конституции в этой сфере центральная власть имеет право применения принудительных мер к субъекту федерации.

В-третьих, в территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза. Это вытекает из смысла конституций США, Бразилии, ФРГ и других стран.

В-четвертых, управление вооруженными силами в территориальных федерациях непосредственно осуществляется союзными государственными органами. Главнокомандующим вооруженными силами является глава федерального государства. Субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования. Властные органы в условиях федерального устройства государства имеют сложную структуру, которая должна защищать интересы этнических, религиозных, лингвистических, территориальных групп. Любые изменения должны быть продуманы и обоснованы, тем более что, как правило, правительства руководствуются принципом большинства. Уже в этом таится серьезное противоречие, поскольку принцип большинства служит функционирующему правительству, но не обязательно охраняет права и суверенность меньшинств. Опыт всех многонациональных государств, основанных на принципах демократического федерализма, доказывает, что они должны развивать полиэтнический государственный патриотизм, который позволит этнолингвистическим группам рассматривать эти государства как свои собственные, уделяющие равное внимание социальным проблемам как титульной нации, так и этнических меньшинств, включая культурно-языковую защиту этноконфессиональных меньшинств. Несмотря на наблюдаемую повсюду тенденцию к национально-государственному противодействию неограниченной иммиграции, каждая титульная нация и впредь будет вынуждена (при наличии у нее демократической конституции) терпимо относиться к этническим меньшинствам и предоставлять языкам официальную возможность распространиться, а не быть только делом частных лиц, отдельных семей или же общественных объединений.

Из выше сказанного следует, что сегодняшние проблемы федерализма — это уже не вчерашние коллизии XX. Людям XXI в. придется, по всей видимости, иметь дело с четырьмя типами национализма; традиционным государственным национализмом устоявших наций; макрорегиональным, континентальным и субконтинентальным наднационализмом европейской, индийской и, вероятно, некоторых других наций. Их тенденции развития и будут предопределять соотношение и формы взаимодействия между конституционно-правовыми и этнополитическими аспектами федерализма [7, С. 4].

Преимущества и слабые стороны федерализма. Критики федерализма  жалуются на громоздкий механизм принятия решений. Они считают, что федеральная система распределяет власть по территориальному принципу (центр и регионы), тогда как основные конфликты в обществе имеют национальную, религиозную, социальную, культурную, а не географическую природу.

Однако мы должны понимать, что федеральное устройство не снимает автоматически этнических, национальных, религиозных, культурных, социальных проблем, а только создает юридическую основу для их решения. Доказательством этого может служить история федеративного по своей природе государства Соединенных Штатов Америки.

Америка является примером страны, где, с одной стороны, довольно безболезненно прошел процесс ассимиляции и интеграции европейского населения. С другой стороны, это государство, где коренное население американских индейцев и негритянское население в течение длительного времени подвергалось жесточайшей дискриминации. Только в середине XX века стали предприниматься серьезные шаги по ликвидации расовой и этнической дискриминации. Раздельное обучение белых и черных детей было запрещено в государственных школах. Аналогичные указы были приняты по отношению к церкви и другим общественным местам. Были созданы более или менее равные возможности для получения образования, высокой квалификации. Представителей цветных рас стали охотнее продвигать по службе и принимать на престижные должности. В 1984 году впервые в американской истории одним из кандидатов на пост президента стал чернокожий гражданин Дж. Джексон. Все эти мероприятия уменьшили расизм и дискриминацию, но не решили проблему полностью. Процесс автоматизации и компьютеризации производства повлек за собой увеличение безработицы, прежде всего, цветного населения. Увеличение стоимости жилья также в большей степени затронуло эти слои. То есть, проблема дискриминации меньшинств остается и требует пристального внимания со стороны новой администрации США.

Сторонники федерализма  считают, что он защищает народы от тирании центрального правительства  и способствует также интеграции политических групп и территориальных  единиц в объединении ресурсов наиболее динамичного развития общества в целом, федерализм примиряет требования различных групп населения - языковых, национальных, территориальных - по контролю и управлению регионов, входящих в состав государства. Защитники федерализма считают, что эта система укрепляет социальное разнообразие и автономию меньшинств [6, С. 157-159].

Федеративная государственная  система пытается сбалансировать потребность  в общенациональном, координирующем правительстве и местном самоуправлении, охраняющем региональное, этническое, национальное самосознание и позволяющее  осуществить максимально возможное  самоуправление. Преимущество правильно  поставленного местного самоуправления состоит в том, что малые пространства могут чаще использовать непосредственную, прямую демократию для решения многих вопросов, затрагивающих жизнь каждого  гражданина.

Федеративное устройство обычно связано с необходимостью решения уникальных проблем, требующих  существования и функционирования региональных управленческих структур. Эти структуры могут иметь  очень сильное общенациональное руководство, что обычно называется федерацией, а могут быть практически  автономными, то есть, быть конфедерацией, когда центральные органы носят  исключительно координирующий характер.

 

2.3. Конфедерация

 

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах. Таковыми были, например, Нидерланды (1579-1795 годы), США (1776-1787 годы), Швейцарский союз (1291 – 1798 и 1815 - 1848 годы), Германский союз (1815 – 1867 годы), конфедерация Сенегамбия (объединение Сенегала и Гамбии в 1981 – 1988 годы).

Конфедерация обычно создается для достижения определенной цели, поэтому она представляет собой довольно неустойчивое образование и с течением времени либо превращается в федерацию, либо распадается [1, С. 216]. Цели членов конфедерации могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причём эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т. д. Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими  в нее государствами и основан  на принципе добровольности и согласии всех её членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может  производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые  стали предметом их добровольного  объединения. Только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы  могут также стать предметом  нормоустановительной деятельности конфедеративных  органов. В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

Во-первых, конфедерация не имеет общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества (ради чего и создается конфедеративное государство)

Во-вторых, конфедеративное  устройство не предусматривает единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета. Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации. Например, могут выделяться средства из общеконфедерального бюджета на укрепление боеспособности отдельных стран, входящих в конфедерацию.

В-третьих, конфедерация сохраняет гражданство для граждан тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого значительно упрощён.

В-четвертых, конфедеративные  государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования  данного государственного образования [21, С. 33].

Отметим, что само слово «конфедерация» присутствует в названии некоторых государств (например, Швейцарии, и Канады), что не меняет их федеративного устройства. При этом в названии Швейцарии слово «конфедерация» сохранилось исторически, поскольку конфедеративное вначале объединение кантонов переросло в федерацию. При этом, официально название «конфедерация» ввели в оборот франкоязычные и итальяноязычные кантоны, которые присоединились к Швейцарии в XIX в. Что касается Канады, то, как отмечает, ряд канадских исслед6вателей, слово «конфедерация» было включено в официальное название государства для того, чтобы сделать какую-то уступку, (хотя и малозначительную), сторонникам децентрализации, поскольку в акте 1867 г. «О Британской Северной Америке» заложена нейтралистская модель управления Канадой. Доминирующая тенденция развития такова, что государства эволюционируют от полной независимости через конфедерацию к федерации [5, С. 10]. Так, после образования в 1776 году независимого государства — США, принятия в 1781 году штатами и конгрессом «Статей конфедерации» и вплоть до принятия в 1787 году Конституции США, последние составляли не союзное государство, а союз государств-штатов, которые уступали центральному правительству лишь некоторые права. Конгресс имел право объявлять войну и заключать международные договоры, разрешать споры между, штатами, выпускать деньги и вести переговоры с индейцами. Во внутренние дела штатов он не имел права вмешиваться. Постановления, конгресса получали законную силу, только они одобрялись двумя третями штатов, и эти решения должны осуществляться исполнительной властью отдельных штатов. Налоги вводили и собирали штаты.

Информация о работе Формы государственного устройства