Формы государсв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 07:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы раскрыть характерные черты форм государственного устройства и проанализировать значимость этих форм.

Для написания работы была использована учебная литература по курсу «Теория государства и права». Можно отметить, таких авторов учебников как: Чиркин В.Е.[1], Кузнецов И. А.[2], Мальцев Г.В.[3], Четвернин В.А.[4], Алексеев С.С.[5].

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие формы государства…………………………………………………..4

2. Формы правления……………………………………………..………………..7

2.1. Монархические формы правления …………………………….…………7

2.2. Республиканские формы правления……………………………..……….9

3. Форма государственного устройства. …………………………...………….13

3.1.Унитарное…………………………………………………..……….…….13

3.2. Федеративное……………………………………………………....….…16

3.3. Конфедеративное………………………………………………….…..…19

4. Форма политического режима. ……………………………..………….……22

4.1. Демократический………………………………………………….….…22

4.2 Тоталитарный…………………………………………………..…….…25

4.3 Авторитарный……………………………………………………..…….25

Заключение. ………………………………………………………………..…....27

Список используемой литературы. …………………………………………....29

Вложенные файлы: 1 файл

Формы гос-ва_1.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, республика как форма правления отличается следующими признаками:

— выборностью органов государственной власти на опреде­ленный срок и их коллегиальным характером;

— наличием выборного на определенный срок главы госу­дарства;

— производным характером государственной власти, кото­рая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;

— юридической ответственностью главы государства.

В республиканской форме правления различают республику президентскую, парламентскую и смешанного типа[17].

Президентская республика (США, Мексика, Казахстан и др.) имеет юридически отличительные черты. Избираемый на все­народных выборах президент является одновременно главой государства и исполнительной власти. Он формирует исполни­тельную администрацию или правительство, которые ответст­венны перед ним. В правительстве, как правило, отсутствует

должность премьер-министра. Президент не может распустить парламент, парламент не может отправить в отставку админис­трацию (правительство).

Президентская республика — одна из разновидностей совре­менной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. При такой форме правления законодательствует парламент, а управляет страной президент через подчиненных только ему министров. Прези­дент обладает правом отлагательного вето. Правительство фор­мирует та партия, которая победила на президентских выборах. Выделяют также три модификации президентской формы правления:

  а) суперпрезидентская республика (в некоторых странах Ла­тинской Америки, в Сирии). Президент, опирающийся на ар­мию, является единовластной фигурой.

  б) президентско-монократическая республика (Гвинея, Ту­нис, Ирак). Президент выполняет свои функции пожизненно.

  в) милитарно-президентская республика. Вся власть принад­лежит военному (революционному) совету.

Парламентская республика (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия и др.) юридически характеризуется тем, что парламент является полновластным органом, который формирует политически от­ветственное пред ним правительство и избирает президента, являющегося главой государства, но не исполнительной влас­ти. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого пре­мьер-министром. Парламент может уволить в отставку прави­тельство, выразив ему вотум недоверия, который должно под­держать парламентское большинство. В этом случае президент имеет право по предложению правительства распустить парла­мент и объявить досрочные выборы.

Республика смешанного типа (полупрезидентская республи­ка). Для нее характерно то, что элементы президентской рес­публики сочетаются с элементами парламентской республики. Президент является главой государства и избирается, как пра­вило, на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуще­ствляет общее руководство правительством, которое возглавля­ет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парла­мента при наступлении определенных обстоятельств[18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Форма государственного устройства.

Форма государственного устройства — это административно-территориальное и национальное строение государства, кото­рое раскрывает характер взаимоотношений между его состав­ными частями, между центральными и местными органами го­сударственной власти.

Форма государственного устройства показывает, из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково правовое положение этих частей, и каковы взаимо­отношения их органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каж­дой нации, проживающей на территории данного государства.

Таким образом, форма государственного устройства — это на­циональное и административно-территориальное строение госу­дарства, которое раскрывает характер, взаимоотношении меж­ду его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти[19].

3.1 Унитарное государство.

Унитаризм (французское unitarism от лат. unitas — единство) — самая простая форма территориальной организации государства. Государство считается унитарным (слитным, простым), если боль­шинство частей этого государства не имеют статуса государствен­ного образования. В составе унитарного государства могут нахо­диться отдельные автономные национально-государственные об­разования, имеющие ряд атрибутов собственной государственно­сти. Как прави­ло, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов власти. Составные ча­сти унитарного государства чаще всего имеют статус единиц адми­нистративно-территориального деления; они управляются на ос­нове законов принимаемых центральными органами; их террито­рия может быть изменена простым общегосударственным зако­ном без согласия местных органов и местного населения[20].

Таким образом, унитарное государство характеризуется сле­дующими признаками:

1. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и су­дебные органы, которые осуществляют руководство соответст­вующими местными органами. На территории унитарного го­сударства действует одна конституция, проводится обязатель­ная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

2. Составные части унитарного государства (области, депар­таменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешне­политических органов и других атрибутов государственности.

3. Унитарное государство, населенное небольшими по чис­ленности национальностями, широко допускает национальную и законодательную автономию.

4. Все внешние межгосударственные сношения осуществля­ют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

5. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органа­ми государственной власти.

6. В подавляющем большинстве современных унитарных го­сударств основное территориальное деление является полити­ко-административным.

Итак, унитарное государство — это такая форма государст­венного устройства, при которой существует простое админист­ративно-территориальное (политико-административное, поли­тико-территориальное) деление государства, высшие органы вла­сти едины и обладают абсолютным суверенитетом на всей терри­тории страны, действует единые Конституция и гражданство[21].

В результате исторической эволюции сложились современ­ные унитарные государства. Каждое из них в государственно-территориальном устройстве имеет свои особенные черты, но все они обладают единством следующих признаков:

1. Отсутствие в составе государства территорий, обладающих государственностью, суверенитетом. В унитарных государствах только один субъект обладает государственностью — само госу­дарство. Оно является единым политическим центром общест­ва, только ему присущ государственный суверенитет.

2. Действие единой системы высших государственных орга­нов. В унитарных государствах высшими органами государст­венной власти являются только центральные политические уч­реждения: глава государства, правительство, парламент, верховные судебные инстанции. Представительные же и админис­тративные учреждения территорий не относятся к числу выс­ших государственных органов.

3. В унитарном государстве действует единая система законо­дательства. Только акты центральных органов власти имеют ранг закона — акта высшей юридической силы. Этот принцип не исключает права местных органов осуществлять правовое регулирование по вопросам, имеющим локальное значение. Вместе с тем их акты являются подзаконными, издаются в пре­делах компетенции, установленной государством, и не могут противоречить законам.

4. Унитарная форма устройства государства ограничивает права территорий и их органов преимущественно решением ме­стных дел неполитического характера.

5. Унитарные государства всегда в своих основных законах закрепляют принцип единства и неделимости территорий.

6. В унитарном государстве устанавливается единое граждан­ство. Никакие автономные или территориальные образования не имеют право вводить свое гражданство помимо общегосу­дарственного.

Основную проблему преодоления центробежных тенденций в государственном развитии унитарные страны решают с помо­щью образования автономий. Автономия — это наделение тер­риториальных единиц самостоятельностью в вопросах местно­го управления. 

Унитарным государствам присуща еще одна особенность - это структура парламентов. В основном здесь действуют одно­палатные парламенты.     Несмотря на сильное действие центробежных сил унитарные государства доказали свою устойчивость, сохранившись как форма государственного устройства[22].

3.2 Федеративное государство.

Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio — объеди­нение, союз) — форма государственного устройства, представ­ляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически опре­деленной политической самостоятельностью. Федеративное государство представляет собой добровольное объединение ра­нее самостоятельных государственных образований в одно со­юзное государство, государство, состоящее из государств — чле­нов или государственных образований (субъектов федерации). На данный момент в мире насчитывается 24 федерации.

Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-терри­ториальное деление. В отличие от унитарного государства фе­дерация имеет две системы высших органов власти: федераль­ные органы и соответствующие органы членов федерации. Фе­деральные органы власти осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны[23].

Государственные образования, составляющие федерацию, как правило, не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом односторонне­го выхода из союза, юридически лишены права участия в меж­дународных отношениях. Одним из обяза­тельных элементов федерации является двухпалатная структура федерального парламента.

Федерации различаются:

1. В зависимости от роли национального фактора в определе­нии структуры федерации, — федерации на территориальной ос­нове (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на национальной основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально-территори­альной основе (Российская Федерация, Швейцария, Канада).

2. Конституционные — федерации созданные «сверху», актами государственных органов (обычно конституци­ями) (США, Канада, Бразилия), договорные — объединения ранее самостоятельных государственных образований (Швейцария, ОАЭ) и конституционно-договорные (Российская Федерация);

3. Централизованные (Индия, где все штаты, кроме одного, не имеют конституции и гражданства) и децентрализованные (США, ФРГ, Российская Федерация и т.д.).

4. Симметричные федерации — все их составные части являются субъектами с одинаковым конституционно-правовым положе­нием (Австралия, Германия) и асимметричные федерации — объем полномочий разных субъектов неодинаков (Индия, США)[24].

Следует выделить ряд основополагающих принципов образова­ния, функционирования федеративной системы, с позиции ко­торых следует рассматривать и оценивать любую, в том числе и российскую, федерацию:

— добровольное объединение государств или государствен­ных образований в федерацию,

— равноправие субъектов федераций, независимо от величи­ны их территории, численности населения, экономического потенциала,

— плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъек­тов федерации между собой и с гражданами,

— широкие возможности граждан активно и беспрепятст­венно участвовать в федеральных и региональных политичес­ких процессах,

— соблюдение федерацией и субъектами федерации, фе­деративными и всеми остальными органами и организациями обычных и конституционных законов как в отношении друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийны­ми, профсоюзными и иными общественно-политическими органами и организациями[25].

Наиболее общие черты, характерные для большинства федера­тивных государств:

     1. Территория федерации состоит из территорий ее отдель­ных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п.

     2. В союзном государстве верховная законодательная, испол­нительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) кон­ституцией.

     3. Субъекты федерации обладают правом принятия собст­венной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

Информация о работе Формы государсв