Финансовая деятельность государства. Её задачи ,принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Современный этап развития Российского государства характеризуется постановкой масштабных общенациональных социально-экономических задач, решение которых должно осуществляться на основе качественных преобразований и повышения эффективности деятельности государства в различных сферах экономики. На это нацелены административная реформа, суть которой заключается в создании эффективной системы государственного управления, а также бюджетная реформа, предусматривающая переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА 4
1.1 Понятия и задачи финансовой деятельности государства 4
1.2 Принципы финансовой деятельности государства 7
1.3 Методы финансовой деятельности государства 11

2.ОРГАНЫ , ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В РФ 12
2.1.Органы общей компетенции 12
2.1.1 Федеральное Собрание РФ 12
2.1.2 Правительство РФ 14
2.1.3 Президент РФ 15
2.2.Органы специальной компетенции 16
2.2.1 Министерство Финансов РФ 16
2.2.2 Центральный Банк РФ 18
2.2.3 Федеральное Казначейство РФ 21
2.2.4 Федеральная Налоговая Служба РФ 23

3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ ЗА ПЕРИОД С 2008-2012ГГ, 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 479.00 Кб (Скачать файл)

2.1.3 Президент РФ.

 
         Президент Российской Федерации является участником бюджетного процесса. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего планового периода. Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании Президента РФ. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования.

Должность занимает - Владимир Владимирович Путин с 7 мая 2012 года.

 

Основными функциями Контрольного управления являются:  
- анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;  
-рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

    Ещё одной из функции  Президента РФ в области финансов  является функция осуществления  финансового контроля. В целях  эффективности президентского контроля  в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации.

Все эти органы действуют  как система обеспечения конституционных  контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его Администрации. 
      Бюджетное послание Президента включает:  
- основные показатели социально-экономического развития РФ на соответствующий период; 
-сводный финансовый баланс по территории РФ;  
-основные направления бюджетной политики РФ;  
-сведения о государственных доходах на территории РФ;  
-проект бюджета РФ;  
-оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых периодов.

        Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

Таким образом, финансовые органы общей  компетенции занимаются вопросами  финансов как главенствующие органы и руководят деятельностью нижестоящих  органов. Их полномочия направлены на создание и обеспечение единой финансовой политики. Данные органы разрабатывают новые пути совершенствования финансовой системы РФ.

2.2 Органы специальной компетенции.

2.2.1 Министерство Финансов РФ.

 

Органы государственного управления специальной компетенции в зависимости от степени участия в финансовой деятельности можно подразделить на две группы:  
1)государственные органы , осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты;  
2) государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля .

Министр финансов Российской Федерации - Силуанов Антон Германович. 
         Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:  
1.государственные финансы в целом — участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;  
2.государственный бюджет — организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;  
3.внебюджетные государственные федеральные фонды — подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;  
4.страхование — участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;  
5.денежное обращение — разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;  
6.государственный кредит — выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;  
7.финансовый рынок — разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг , регистрация выпуска ценных бумаг;  
8.валютно-финансовые отношения — подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогноза платежного баланса, формирование таможенной политики, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, обслуживание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;  
9.финансовый контроль — контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность и лицензирование аудита;  
10.организация учета и отчетности — анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.2 Центральный Банк РФ.

 

 

Задачи  и функции Банка России определены Конституцией Российской Федерации  и Федеральным законом "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)".

Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора.

 
         Основными целями деятельности Банка России являются (ст. 3 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года, (в ред. от 26.04.2007 N 63-ФЗ)):  
-защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; 
-развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; 
-обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. 
        Основными задачами ЦБ РФ являются: 
-регулирование денежного обращения; 
-проведение единой денежно - кредитной политики; 
-защита интересов вкладчиков, банков; 
-надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений; 
-осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в функции Национального банковского совета входит:

  1. рассмотрение годового отчёта ЦБ РФ;
  2. утверждение на основе предложений совета директоров доходов и расходов Банка России на предстоящий год;
  3. утверждение при необходимости на основе предложений совета директоров дополнительных расходов;
  4. рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;
  5. рассмотрение проекта и окончательного варианта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  6. решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;
  7. назначение главного аудитора ЦБ и рассмотрение его докладов;
  8. ежеквартальное рассмотрение информации совета директоров по основным вопросам текущей деятельности Банка России, в том числе реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, банковского регулирования и банковского надзора, реализации политики валютного регулирования и валютного контроля, организации системы расчетов в Российской Федерации, исполнения сметы расходов Банка России, а также подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;
  9. определение аудиторской организации— аудитора годовой финансовой отчетности ЦБ;
  10. утверждение по предложению совета директоров правил бухгалтерского учёта и отчётности для Банка России;
  11. внесение в Государственную думу предложений о проведении проверки Счётной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;
  12. утверждение по предложению совета директоров порядка формирования провизий Банка России и порядка распределения прибыли, остающейся в распоряжении ЦБ;
  13. утверждение по предложению совета директоров отчёта о расходах Банка России на содержание служащих ЦБ, их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование, на капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.

Участники Национального банковского  совета (НБС) за исключением председателя Банка России не являются сотрудниками ЦБ и не получают вознаграждения за свою деятельность.

Совет собирается не реже одного раза в квартал. Из числа участников избирается председатель НБС. Кворум составляет семь человек, решение принимается простым большинством голосов.

По состоянию на 07 августа 2012 года состав НБС следующий:

  • А.Г.Силуанов — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Национального банковского совета;
  • С.М.Игнатьев— Председатель Банка России, заместитель Председателя Национального банковского совета;
  • Е.В.Бушмин— председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;
  • А.Р.Белоусов— Министр экономического развития Российской Федерации;
  • А.В.Дворкович— Заместитель председателя правительства Российской Федерации;
  • Ю. А. Чиханчин — руководитель Росфинмониторинга;
  • Н. В. Бурыкина — председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку;
  • Д. Н. Ананьев — первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;
  • А. В. Моисеев — заместитель Министра финансов Российской Федерации;
  • Н. А. Лакутин — член Комитета Государственной Думы по вопросам собственности;
  • И. В. Ломакин-Румянцев — руководитель экспертного совета ОАО «Росгосстрах», Председателем Наблюдательного совета АИЖК;
  • Э. В. Маркин — член Комитета Государственной Думы по финансовому рынку.

В соответствии со статьёй 15 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в Совет  директоров Центрального банка Российской Федерации входят Председатель Банка  России и 12 членов Совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России и назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

По состоянию на 07 августа 2012 года членами совета директоров Центрального банка Российской Федерации являются.

Председатель Центрального банка  РФ - Сергей Михайлович Игнатьев.

Утвержден 24 июня 2009 года.

Нормативные акты, регулирующие деятельность Банка России

  • Статья 75 Конституции России
  • Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
  • Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года №395-1
  • Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 года N177-ФЗ
  • Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 года N40-ФЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.3 Федеральное Казначейство РФ.

 

Федеральное Казначейство РФ - единая централизованная система  Министерства финансов РФ, созданная в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономичным использованием государственных средств.  
Федеральное казначейство РФ руководствуется Конституцией РФ и законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным Правительством РФ, а также приказами и распоряжениями министра финансов РФ.

С января 2005 года по сентябрь 2007 года Федеральное казначейство возглавляла Нестеренко Татьяна Геннадьевна. 28 сентября 2007 г. Председателем правительства РФ освобождена от занимаемой должности и назначена заместителем министра финансов РФ. С 5 октября 2007 года Федеральное казначейство возглавляет Артюхин Роман Евгеньевич.

 
         Главные задачи Федерального казначейства РФ:  
-организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета РФ;  
-управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;  
-регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовым исполнением этих фондов;  
-контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.  
        В обязанности Федерального казначейства РФ входят:  
- краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;  
-оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов.

 
       На Федеральном казначействе РФ возлагаются также сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; представление высшим органам государственной власти и управления РФ отчетности об исполнении федерального бюджета, деятельности федеральных (внебюджетных) фондов, о состоянии бюджетной системы РФ. Одна из основных функций Федеральное казначейство РФ - управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ. Федеральное казначейство РФ разрабатывает методологические и инструктивные материалы, порядок ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательный для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, осуществляет подготовку проекта бюджетной классификации, ведет операции по учету государственной казны РФ. 
            Правовое положение органов федерального казначейства установлено следующими нормативными актами:  
1. "БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 20.04.2007)  
2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2006) "О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2007)  
Кроме того, существует целый ряд нормативной литературы: Письма Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ, Письма, инструкции и т. п.

Информация о работе Финансовая деятельность государства. Её задачи ,принципы