Финансовая деятельность государства. Её задачи ,принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Современный этап развития Российского государства характеризуется постановкой масштабных общенациональных социально-экономических задач, решение которых должно осуществляться на основе качественных преобразований и повышения эффективности деятельности государства в различных сферах экономики. На это нацелены административная реформа, суть которой заключается в создании эффективной системы государственного управления, а также бюджетная реформа, предусматривающая переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА 4
1.1 Понятия и задачи финансовой деятельности государства 4
1.2 Принципы финансовой деятельности государства 7
1.3 Методы финансовой деятельности государства 11

2.ОРГАНЫ , ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В РФ 12
2.1.Органы общей компетенции 12
2.1.1 Федеральное Собрание РФ 12
2.1.2 Правительство РФ 14
2.1.3 Президент РФ 15
2.2.Органы специальной компетенции 16
2.2.1 Министерство Финансов РФ 16
2.2.2 Центральный Банк РФ 18
2.2.3 Федеральное Казначейство РФ 21
2.2.4 Федеральная Налоговая Служба РФ 23

3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ ЗА ПЕРИОД С 2008-2012ГГ, 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 479.00 Кб (Скачать файл)

Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств .

Единство финансовой политики требует  единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

Равноправие субъектов  Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована  Конституцией РФ (ст. 12, 130—133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.

Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений  Конституции РФ, характеризующей  Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Распределение функций в области  финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума принимает федеральные законы (ч. 1 ст. 105), в частности, законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства относятся разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики. Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32). Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Принцип гласности. Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).

Принцип гласности закрепляет принятый 31 июля 1998 г. Бюджетный кодекс РФ (ст. 36). Налоговый кодекс соответственно этому принципу предусматривает вступление актов законодательства о налогах в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5).

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. О некоторых формах финансового планирования говорится в Конституции РФ. К ним относятся разработка и утверждение бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов.

Финансовым  планированием охвачены все звенья финансовой системы. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях,  также в разных отраслях и сферах народного хозяйства, в рамках Предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию в качестве правового государства. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права применяются соответствующие меры ответственности.

Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в под отраслях и институтах финансового права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы финансовой деятельности государства

 

 

Финансовая деятельность государства  осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных  методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

В зависимости от участников финансовой деятельности методы ее осуществления  делятся на две группы:

  • методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств (добровольные, обязательные и смешанные);
  • методы их распределения и использования.

Методы собирания денежных средств  в государственные (Федеральный  бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты :

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на виды:

а) налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;

б) обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;

в) добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и других ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований;

г) взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.);

д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды;

е) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение.

Методы распределения фондов денежных средств:

а) финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б) кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами.

Как управляющая система финансовая деятельность осуществляется разнообразными методами. Их выбор зависит от ряда факторов:

  • задач государства или муниципальных образований на конкретном этапе; источников их доходов;
  • от цели использования средств;
  • от соотношения объема финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении государства или муниципального образования, и потребностях в средствах,
  • от состояния экономики страны и т.д.

2.ОРГАНЫ , ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ  ФИНАНСОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В РФ

2.1 Органы общей компетенции

2.1.1 Федеральное Собрание РФ

 

Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные  органы, так как выполнение функций  государства по всем направлениям связано  с использованием финансов. В ней участвуют и органы местного самоуправления, поскольку для реализации их задач требуются финансовые ресурсы, регулирование финансовых отношений. В силу различия задач и правового положения тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней неодинаковы. Различная взаимосвязь с финансовой деятельностью позволяет выделить органы общей компетенции, осуществляющие финансовые полномочия в качестве одного из направлений своей деятельности, и органы специальной компетенции, созданные для реализации государственных функций по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств (ст. 71, 75 Конституции РФ).

К органам общей компетенции  относятся те органы государственной власти, которые осуществляют общие функции и полномочия, затрагивающие все направления жизнедеятельности общества.

Федеральное собрание - высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации), Парламент Российской Федерации.

Статус Федерального собрания определен  в главе 5 Конституции Российской Федерации.

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя  палатами — Государственной думой  и Советом Федерации (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации).

Председатель Совета Федерации-Матвиенко Валентина Ивановна.

Представитель от исполнительного  органа государственной власти города Санкт-Петербурга.

Дата подтверждения полномочий: 31.08.2011 
Срок окончания полномочий: 01.08.2016

Председатель Государственной  Думы - Нарышкин Сергей Евгеньевич

Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» 

 

Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).

Так, в соответствии с Конституцией РФ, Государственная Дума обсуждает  и принимает федеральные законы по вопросам:

  • федерального бюджета;
  • федеральных налогов и сборов;
  • финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования;
  • денежной эмиссии.

Государственная Дума:

  • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ;
  • назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;
  • направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
  • рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
  • рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
  • принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято на основании предложения Национального банковского совета;
  • проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
  • заслушивает доклады Председателя Банка России с участием его представителей;
  • заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при предоставлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Федеральные законы подписывает и  обнародует Президент Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.2 Правительство РФ.

 

 
         Полномочия Правительства в сфере развития экономики призваны быть достаточно широкими . Это, в частности, обусловлено наличием разработанных программ экономического, социального и экологического развития, составлением прогнозов экономического и социального развития.

С 8 мая 2012 года Председателем Правительства является Дмитрий Анатольевич Медведев, в 2008—2012 годах бывший Президентом России.

 
     В сфере экономики Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:  
- осуществляет регулирование экономических процессов;  
-обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;  
-прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;  
- вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;  
-осуществляет управление федеральной собственностью;  
-разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;  
-осуществляет общее руководство таможенным делом;  
-принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;  
-формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации (ст.14 гл.3 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», принятый  Государственной Думой 11 апреля 1997 года, одобрен Советом Федерации 14 мая 1997 года, (в ред. от 02.03.2007 N 3-ФКЗ)).  
   Также в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство Российской Федерации:  
-обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;  
-разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;  
-представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;  
-разрабатывает и реализует налоговую политику;  
-обеспечивает совершенствование бюджетной системы;  
-принимает согласованные с Центральным банком Российской Федерации меры по регулированию рынка ценных бумаг;  
- осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;  
-руководит валютно-финансовой деятельностью в отношении Российской Федерации с иностранными государствами;  
-разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Информация о работе Финансовая деятельность государства. Её задачи ,принципы