Финансовая деятельность государства. Её задачи ,принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Современный этап развития Российского государства характеризуется постановкой масштабных общенациональных социально-экономических задач, решение которых должно осуществляться на основе качественных преобразований и повышения эффективности деятельности государства в различных сферах экономики. На это нацелены административная реформа, суть которой заключается в создании эффективной системы государственного управления, а также бюджетная реформа, предусматривающая переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА 4
1.1 Понятия и задачи финансовой деятельности государства 4
1.2 Принципы финансовой деятельности государства 7
1.3 Методы финансовой деятельности государства 11

2.ОРГАНЫ , ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В РФ 12
2.1.Органы общей компетенции 12
2.1.1 Федеральное Собрание РФ 12
2.1.2 Правительство РФ 14
2.1.3 Президент РФ 15
2.2.Органы специальной компетенции 16
2.2.1 Министерство Финансов РФ 16
2.2.2 Центральный Банк РФ 18
2.2.3 Федеральное Казначейство РФ 21
2.2.4 Федеральная Налоговая Служба РФ 23

3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ ЗА ПЕРИОД С 2008-2012ГГ, 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 479.00 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки России

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального  образования

«Вятский государственный  гуманитарный университет» в г. Ижевске

 

 

 

 

 

 

 

курсовая  работа

по дисциплине

Государственные и  муниципальные финансы

на тему

Финансовая деятельность государства. Её задачи ,принципы

 

 

 

 

Выполнила  студентка

3 курс, ГМУ– 31 «П»

Сентемова Г.С.

Проверил преподаватель:

Кириллова О.А.

Дата______________________

Оценка ___________________

Подпись___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 
 
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                          3                       
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ГОСУДАРСТВА                                                                                                                  4

1.1 Понятия и задачи финансовой деятельности государства                              4

1.2 Принципы финансовой деятельности государства 7

1.3 Методы финансовой деятельности государства 11

 

2.ОРГАНЫ , ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В РФ                                                                                                      12

      2.1.Органы общей компетенции 12

2.1.1 Федеральное Собрание РФ 12

2.1.2 Правительство РФ 14

2.1.3 Президент РФ 15

        2.2.Органы специальной компетенции 16

2.2.1 Министерство Финансов РФ  16

2.2.2 Центральный Банк РФ  18

2.2.3 Федеральное Казначейство РФ 21

2.2.4 Федеральная Налоговая Служба РФ 23

 

3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ ЗА ПЕРИОД  С 2008-2012ГГ,  25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                  34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                        35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема данной работы: «Финансовая  деятельность государства. Её задачи, принципы».

Актуальность темы исследования. Современный  этап развития Российского государства  характеризуется постановкой масштабных общенациональных социально-экономических задач, решение которых должно осуществляться на основе качественных преобразований и повышения эффективности деятельности государства в различных сферах экономики. На это нацелены административная реформа, суть которой заключается в создании эффективной системы государственного управления, а также бюджетная реформа, предусматривающая переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами.

Объектом исследования являются государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность Российской Федерации.

Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие механизм организации  и осуществления деятельности финансово-контрольных  органов Российской Федерации и  ее субъектов.

Цели данной работы заключаются:

- выявление форм осуществления  финансовой деятельности государства 

- определение структуры финансового  устройства государств

- проанализировать финансовую  деятельность РФ за период с 2008-2012гг.

- разработка наиболее эффективных методов осуществления финансовой деятельности государства в процессе формирования, распределения и использования государственных денежных средств.

Значение этой курсовой заключается  в том, что она поможет разобраться  в таких вопросах как:

-какие органы осуществляют финансовую деятельность в РФ

-какие их основные задачи  и функции

-их роль в обществе и государстве  в целом

-какие произошли  изменения в структуре государственных  органов за последние годы  и их результаты 

-изучить  реформы и их перспективы

Нормативную основу исследования составили: Конституция  Российской Федерации, Конституции  и уставы субъектов Федерации, законодательные  акты Российской Федерации, Постановления  Правительства Российской, указы  Президента Российской Федерации и  т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятия и задачи финансовой деятельности государства

 

 

Финансовая деятельность государства - особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права. Эта деятельность направлена на равномерное собирание средств для казны, а также на справедливое распределение этих средств между РФ, МО, между отраслями экономической и социально-культурной сферы.

В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие  экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т.д.

Поэтому изначально необходимо изучить  такие определения, которые необходимы для раскрытия данной темы курсовой.

Финансы государства— это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.

Финансовая система  государства – это все сферы финансовых отношений в государстве и финансовые институты, которые управляют и контролируют денежные потоки в стране.

Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему России, которую составляют следующие институты:

  • бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;
  • внебюджетные целевые фонды;
  • финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • имущественное и личное страхование;
  • кредит (государственный и банковский).

В финансовую систему включаются и  негосударственные фонды (федеральные  и региональные, например, негосударственные  пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Государственный бюджет—  важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т.д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.

В бюджетную систему РФ входят бюджеты  следующих уровней:

  • Федеральный бюджет
  • бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса  Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Доходы государственного бюджета —  денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Расходы государственного бюджета— это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления .

Государственный внебюджетный фонд—  фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным Кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Органы государственной  власти РФ предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные.

Государственные органы осуществляют свою деятельность в сфере финансов, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права. Эта деятельность направлена на равномерное собирание средств для казны, а также на справедливое распределение этих средств между РФ, МО, между отраслями экономической и социально-культурной сферы. 
Основная цель - выполнение программ финансового развития.

В процессе финансовой деятельности решаются следующие задачи:

  1. образование муниципальных и денежных фондов
  2. распределение денежных ресурсов
  3. использование денежных ресурсов
  4. контроль за движением финансовых ресурсов
  5. эмиссия денежных знаков

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере  образования, распределения и использования  государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Принципы финансовой деятельности государства

 

Финансовая деятельность государства  и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность.

К принципам финансовой деятельности относятся :

1.Общеправовые:

1. Законности;

2. Гласность;

3. Плановость;

4. Федерализм .

2. Специально-правовые:

1. единство финансовой политики  и денежной системы РФ;

2.финансовая самостоятельность территориальных образований;

3.достоверность, полнота, гласность; 

4.финансовое планирование;

5.соблюдение финансовой дисциплины;

6.адресность.

Основное содержание этих принципов  определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права. В силу своего содержания (направленность на регулирование отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований) и закрепления в нормах финансового права они, в сущности, являются принципами финансового права. Среди них можно выделить следующие.

Принцип приоритета публичных  интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. Особо важное значение  его действие приобретает в кризисных экономических условиях.

Принцип федерализма, согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться обще федеративные интересы с интересами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов Федерации (в рамках Конституции РФ).

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в  соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения  между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки,  федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития . К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации . Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают в области финансов всей полнотой государственной власти .

Совершенствование реализации принципа федерализма в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.

Единство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т.д.

Информация о работе Финансовая деятельность государства. Её задачи ,принципы