Управление инновационным развитием Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ системы управления инновационным развитием Российской Федерации.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих основных задач:

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......
1 Теоретические основы управления инновационным развитием…………
1.1 Инновационное развитие: понятие, виды, функции, основные составляющие…………………………………………………………………..
1.2 Государственное регулирование инновационным развитием …..…….
1.3 Финансовое обеспечение инновационного развития………..………..
2. Анализ инновационной деятельности в Российской Федерации………………………………………………………………………
2.1 Методика оценки степени инновационного развития Российской Федерации……………………………………………………………………….
2.2 Анализ предпосылок инновационного развития Российской Федерации……………………………………………………………………..
2.3 Оценка регулирования инновационного развития Российской Федерации……………………………………………………………………..
3 Перспективы повышения эффективности инновационной деятельности Оренбургской области…………………………………………………………..
3.1 Стратегические ориентиры развития инновационного развития Российской Федерации………………………………………………………….
3.2 Приоритетные направления регулирования инновационного развития Российской Федерации………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………..
Приложение А …………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по инновации5.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет экономики  и управления

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория  управления»

 

Управление  инновационным развитием Российской федерации

 

 

                                  ГОУ ОГУ 080504.65.5011.06 ОО

 

 

 

                                                           Руководитель работы

                                                           канд. эконом. наук, доцент

                                                           _________________М.Г. Круталевич 

                                                       «____»__________________20__г.

                         Нормоконтролер

                                                                                                Н.И. Кропачева

                                                        «____»__________________20__г.

                   Исполнитель

                                        студент группы 10 ГиМУ-1

                                                     _____________________В.Н. Гусева

                                                       «____»__________________20__г.

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург 2011

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….......

 

1 Теоретические основы  управления инновационным развитием…………

 

1.1 Инновационное развитие: понятие, виды, функции, основные составляющие…………………………………………………………………..

 

1.2 Государственное регулирование инновационным развитием …..…….

 

1.3 Финансовое обеспечение инновационного развития………..………..

 

2. Анализ инновационной деятельности в Российской Федерации………………………………………………………………………

 

2.1 Методика оценки степени инновационного развития Российской Федерации……………………………………………………………………….

 

2.2 Анализ предпосылок инновационного развития   Российской Федерации……………………………………………………………………..

 

2.3 Оценка регулирования инновационного развития Российской Федерации……………………………………………………………………..

 

3 Перспективы повышения  эффективности инновационной деятельности  Оренбургской области…………………………………………………………..

 

3.1 Стратегические ориентиры развития инновационного развития Российской Федерации………………………………………………………….

 

3.2 Приоритетные направления регулирования инновационного развития Российской Федерации………………………………………………………….

 

Заключение……………………………………………………………………….

 

Список использованных источников…………………………………………..

 

Приложение А …………………………………………………………………..

 

Приложение Б …………………………………………………………………..

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в  эксплуатации и при потреблении. С их помощью постоянно увеличиваются объемы производства продукции, работ, услуг и их разнообразие. При этом используется огромное количество первичных ресурсов и энергии, растет отрицательное воздействие современного производства и потребления на окружающую среду, увеличиваются затраты на утилизацию завершивших свой жизненный цикл производств. Технологии новых поколений ориентированы на наращивание их прогрессивных преимуществ и удержание в заданных границах влияния отрицательных факторов социально-экономического развития.

Значение инновационного подхода в повышении эффективности общественной деятельности подчеркивают многие отечественные и зарубежные экономисты – ведь известно, что на долю новых и усовершенствованных продукций и технологий в ведущих странах мира приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта (ВВП).

В условиях распространения процессов  глобализации положение каждого  отдельного предприятия все больше зависит от трудно определяемого  и еще более трудно обеспечиваемого  качества, именуемого конкурентоспособность. При этом среди факторов, определяющих конкурентоспособность, все большее значение придается качеству инновационной деятельности.

На макро  уровне инновации обеспечивают не только увеличение ВВП, но и его качественное, прогрессивное изменение. Рост экономики в Российской Федерации во многом зависит от активизации инвестиционной деятельности в сфере новых технологий и выработки механизма ее реализации.

Целью курсовой работы является анализ системы управления инновационным  развитием Российской Федерации.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения  следующих основных задач:

- раскрыть сущность инноваций, их различные виды, выявить основные стимулы и цели инновационного развития;

-рассмотреть государственное регулирование инновационной деятельности в РФ;

- проанализировать предпосылки  инновационного развития России;

- оценить стратегические  ориентиры инновационного развития  государства;

- выявить перспективы  повышения эффективности инновационного  развития.

Объектом исследования являются предприятия, организации, образования Российской Федерации.

Предметом исследования явились основные показатели научно-исследовательской деятельности, экономические показатели регионов и государства в целом.

 Данная совокупность  показателей анализировалась при помощи широко используемых методов и приемов, так как: группировка данных, их графическое изображение, сравнение показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы управления инновационным развитием

 

  • 1.1 Инновационное развитие: понятие, виды, функции, основные  
  • составляющие

     

    Необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни  любой страны является инновационная  активность. В свою очередь она  зависит от экономического и научно-технического потенциала государства, его инновационной политики и ресурсов, духовного состояния общества.

     Инновационное развитие это деятельность, в которой изобретение или предпринимательская идея получают экономическое содержание.

    Инновационное развитие может быть рассмотрено с различных позиций и с разной степенью детализации, что представлено на рисунке 1.

     


     



     


     

     


     


     

     


     


     

     

     

     

    Рисунок 1 - Инновационное  развитие с различных позиций и с разной степенью детализации.

     

    В общем виде инновационное развитие состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности[1].

    Правительство Российской Федерации (Постановление от 24 июля 1998 г. № 832) определило, что инновационное развитие государства включает: нововведения, инновационную деятельность, государственную инновационную политику, инновационный потенциал, инновационную сферу, инновационную инфраструктуру и инновационные программы.

    Инновационная сфера  является частью системы экономических  отношений. Это совокупность отраслей национального хозяйства (частных  и государственных структур) и  видов общественной деятельности, не принимающих прямого участия  в создании материальных благ, но производящих особые потребительные стоимости, необходимые для функционирования и развития производства.

    Инновационное развитие каждой страны зависит от интеллектуального, духовного, нравственного и творческого  потенциала общества. Базовыми составляющими такого потенциала являются развитие науки, уровень и качество образования населения, а сам инновационный потенциал определяется долей затрат на финансирование научно-исследовательских расходов в валовом национальном продукте. Инновационная деятельность осуществляется в любой общественной сфере - от экономики до образования, искусства и даже политики.

    Существуют различные  определения инновационной деятельности. Ее можно определить как комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. В частном преломлении это совместная деятельность работников компании (предприятия), направленная на создание и внедрение новшеств.

    Инновационная деятельность носит системный характер, и эту  систему образуют общество и субъекты такой деятельности.

    Она представляет собой  комплекс мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств, объединенных в одну логическую цепь. Каждое звено  этой цепи имеет свое содержание и свои закономерности развития. Научные изыскания, опытно-конструкторские и технологические разработки, инвестиционные, коммерческие и производственные мероприятия подчинены одной главной цели - созданию новшества.

    Инновационная деятельность характеризуется высоким уровнем неопределенности и риска, сложностью прогнозирования результатов. Функции инновационного развития представлены на рисунке 2.


     

     

     

    Рисунок 2 – Функции  инновационного развития.

     

    Производственная, научно-техническая и инновационная деятельность тесно связаны между собой, однако формирование инфраструктуры каждого вида деятельности характеризуется специализированными организационными элементами и механизмами их функционирования. Процесс развития инновационной инфраструктуры начинался с создания отдельных лабораторий, технопарков и инкубаторов наукоемких технологий. В последние годы создается инфраструктура науки, соответствующая требованиям рыночной экономики: наукограды, особые экономические зоны и специальные финансовые структуры; система высшего образования. Развивается сфера наукоемких услуг - инжиниринг, лизинг, консультирование.

    Таким образом, инновационное  развитие  является весьма сложной, многогранной проблемой, затрагивающей весь комплекс отношений исследования, производство, сбыта. [2]

     

    1.2 Государственное регулирование инновационным развитием

    Государство осуществляет все виды регулирования инновационного развития - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.    

    Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационным развитием. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационного развития для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

    Организационную структуру  государственного регулирования сфер инновационного развития в России можно отнести к централизованному, традиционно ведомственному типу, являющемуся наследием советской системы. Только сравнительно недавно были начаты изменения, направленные на придание ей большей гибкости, на формирование структур, позволяющих включать в процесс разработки стратегического видения не только представителей органов исполнительной власти, но и других участников национальной инновационной системы (приложение Б).

    Регулирование инновационного развития, поддержка определенных видов НИОКР находятся в ведении целого ряда министерств и агентств, координация усилий между которыми, далее ключевыми ведомствами, развита слабо. Помимо министерств и агентств, в структуре государственного управления существуют и вневедомственные координационные, консультативные и совещательные органы. В их состав входят представители заинтересованных ведомств, но они скорее лоббируют свои интересы, чем координируют решения. Добиться перераспределения  приоритетов в этой системе достаточно трудно, так как действует своеобразная инерционная траектория процесса принятия решений «от достигнутого».

    Общие вопросы инновационной  политики находят отражение в  указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие  Отдел науки и образования  аппарата Президента.

    Органы законодательной  власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты – Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по науке, культуре и образованию.

    Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике.

    Министерство промышленности, науки и технологий РФ является центральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач Миннауки РФ относятся: организация научно-технического прогнозирования; выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники; разработка государственных научно-технических программ и проектов; финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения; создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности.

    Информация о работе Управление инновационным развитием Российской федерации