Инновационная политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 05:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение основных направлений инновационной политики России на современном этапе.
Достижение поставленной цели требует решения следующих основных задач:
раскрыть сущность взаимосвязи инноваций и экономического роста;
изложить формирование инновационной модели экономики;
рассмотреть этапы инновационного развития в России;
проанализировать направление государственной научно-технической политики на среднесрочный период.

Содержание

Введение 3
1 Понятие инноваций в России и характеристика развития инновационных процессов 5
1.1 Влияние инноваций на экономический рост в стране 5
1.2 Формирование инновационной модели экономики 7
1.3 Инновационный путь развития России до 2020 года 10
2 Проблемы и перспективы совершенствования развития инновационной политики России 12
2.1 Пути совершенствования инвестиционной политики 12
2.2 Стратегические приоритеты и этапы научно-технического развития России 13
Заключение 20
Список использованных источников 22

Вложенные файлы: 1 файл

курсач!!!.docx

— 87.57 Кб (Скачать файл)



МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



 

 

 

 

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Направление – 080103 – Национальная экономика

Кафедра        –  Экономики

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

Инновационная политика Российской Федерации

 

 

 

Студент гр. 5А96       А.А. Салищева

(подпись)   

 

 

Руководитель         А.В. Жаворонок

    преподаватель каф. ЭКОНО                          (подпись)            

          

 

 

 

 

 

 

 

Томск – 2012

 

 

Оглавление

   С.

Введение 3

1 Понятие инноваций в России и характеристика развития инновационных процессов 5

1.1 Влияние инноваций  на экономический рост в стране 5

1.2 Формирование инновационной  модели экономики 7

1.3 Инновационный путь  развития России до 2020 года 10

2 Проблемы и перспективы совершенствования развития инновационной политики России 12

2.1 Пути совершенствования  инвестиционной политики 12

2.2 Стратегические  приоритеты и этапы научно-технического  развития России 13

Заключение 20

Список использованных источников 22

 

Введение

Целью написания курсовой работы является изучение основных направлений  инновационной политики России на современном  этапе.

Достижение поставленной цели требует решения следующих  основных задач:

  • раскрыть сущность взаимосвязи  инноваций и экономического роста;
  • изложить формирование инновационной модели экономики;
  • рассмотреть этапы инновационного развития в России;
  • проанализировать направление государственной научно-технической политики на среднесрочный период.

Экономический рост в значительной мере обусловлен воздействием на него многих факторов, в том числе и  таких, как количество и качество природных ресурсов, их доступность  для использования, объем и качественные параметры основного капитала, уровень  технологии, восприимчивость к новым  технологическим системам, наличие  трудовых ресурсов, их образовательные  и квалификационные характеристики, спрос на производимые товары и способность  к полному использованию расширяющегося объема ресурсов, способность распределения в национальном хозяйстве имеющихся ресурсов для получения максимального количества высококачественной продукции и др. Для эффективного воздействия каждого из этих факторов необходимо освоение достижений научно-технического прогресса при внедрении инноваций, которые обеспечивают создание новшеств и их практическую реализацию в виде нового товара, вложения средств, обеспечивающих смену поколений техники и технологии, эффективное использование этих новшеств, экономический рост.

Технический прогресс осуществляется через реализацию нововведений в  технике, технологиях, способах их создания и использования, т. е. через инновационную  деятельность. Усиление роли научно-технического прогресса в воспроизводственном  процессе придает новое качество экономическому росту, предполагает тщательный выбор долговременной стратегии  научно-инновационной и структурной  политики, которые должны осуществляться с учетом своеобразия нынешнего  этапа научно-технического развития России.

Наша страна имеет шансы  выйти на передовые позиции и  вырваться вперед, опережая других, благодаря новым технологиям  и конкурентоспособной научной  среде.

Актуальность.      В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Это вызвано тем, что в рыночной экономике инновации представляют собой оружие конкуренции, так как инновация ведет к снижению себестоимости, к снижению цен, к росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе внешних.

Инновационная политика играет для России особую роль для аккумулирования  финансовых и интеллектуальных ресурсов, их целевой ориентации на долгосрочные и текущие приоритеты.

В сравнении со многими, например европейскими, странами российская инновационная политика еще не достигла достаточного уровня зрелости и последовательности. Существует немало объективных препятствий и сложностей на пути формирования экономики, основанной на знаниях. Анализируя данные, которые характеризуют сегодняшнее состояние России в области научного инновационного развития, многим сложно представить, что у России существует реальный шанс войти в число стран, которые обладают развитой научно - технической базой, эффективной инновационной системой и лидируют в инновационной сфере. Нет никаких объективных факторов, которые лишали бы Россию шансов на то, чтобы занять достойное место в мировых инновационных процессах, адекватное ее интеллектуальному и научному потенциалу. В этой связи возникает вопрос о том, что необходимо для достижения цели построения экономики знаний, и что привело к успеху другие страны, какие организационно - правовые меры надо предпринять для массового роста инноваций, что мешает достичь действительно прорывных изменений?

 

 

 

 

 

1 Понятие инноваций в России и характеристика развития инновационных процессов

1.1 Влияние инноваций на экономический рост в стране

Инновация  - это нововведение, изменение. Активизация инновационной деятельности в переходной экономике России обусловлена ростом потребности хозяйствующих субъектов в инновациях, которые являются средством решения многих производственных и коммерческих задач. Потребность в нововведениях выступает в виде платёжеспособного спроса потребителей. Он обусловлен экономической ситуацией, степенью удовлетворения потребностей, возможностями потребителя. Признание нововведений потребителем обеспечит их использование наиболее эффективным образом. Общественное признание нововведений способствует формированию общественного спроса, размер которого предопределяется требовательностью покупателей к качеству товаров, уровнем дохода, национальными традициями и обычаями населения. Заинтересованность предпринимателей в инновациях обусловлена долей распределения будущих прибылей от реализации новшеств [11, с.123].

Сфера возможного распространения  нововведений зависит от способностей потенциальных инвесторов концентрировать  инвестиции на приоритетных направлениях развития реального сектора национальной экономики. Одним из барьеров на пути насыщения производства инновациями  является кризисная ситуация в производственной сфере России. Она ставит препятствия  хозяйствующим субъектам к расходованию средств на промышленные нужды. Поэтому  новые производства имеют практически  мало шансов получить инвестиции. Как показывает опыт, распространению нововведения предшествует длительный период его совершенствования. Накопление знаний, предшествующее разработке нововведения и его использованию, включающее данные об опыте применения более ранних промышленных образцов, позволяет избежать разработки бесперспективных вариантов, улучшить характеристики новшества в процессе промышленного освоения, приспособить его изготовление к технологическим особенностям, методам организации и управления конкретным производством. В процессе освоения новшества в производстве приобретается собственный опыт его участников, повышается мотивация их труда, что в свою очередь может расширять и технологические возможности самих нововведений. Направленность исследований при разработке и освоении нововведений на технологические возможности конкретного производства сокращает расходы в сфере производства.

На скорость распространения новшеств влияет эффективность нововведения, степень его прогрессивности по сравнению со старым продуктом или методом, позволяющие улучшить параметры хозяйствования предприятия, а также сроки окупаемости привлекаемых для освоения нововведений инвестиций. Таким образом, для развития российской экономики определяющим является спрос на новшества, а не предложение со стороны науки. Инновации, представляя собой научно-техническое и технологическое совершенствование производства, придают экономическому росту интенсивный характер [5, с.180].

Основное содержание инноваций  заключается в повышении наукоемкости производства и увеличении на этой базе его эффективности. Инновации выражаются в снижении материальных и трудовых затрат, улучшении качества продукции, освоении новых технологий, обеспечении   устойчивости расширенного воспроизводства. При этих условиях возможен интенсивный экономический рост, обеспечивающий высокий    жизненный уровень    населения.

Важнейшими направлениями  инноваций служит применение электронных  устройств, компьютеров, оптоволоконной техники, методов математического  анализа, телекоммуникаций, роботостроения, информационных услуг. Для такого развития инновационной деятельности требуется  более богатая финансовая и научно-техническая  база. Инновации в производстве составляют наиболее перспективный и эффективный  способ экономического роста. В этом выражена наиболее существенная особенность  и значение этого экономического процесса [10, с.167].

Задача развития российских технологий решается, главным образом, за счет собственных средств предприятий (накоплений и амортизации). Существует необходимость государственного влияния на инновационную деятельность путем поддержки программ. Государство должно способствовать осуществлению научных разработок, увеличивая долю бюджетных средств, направляемых на эти цели в сферу науки. Для решения инновационных программ необходимо лучше использовать льготы в налогообложении. Основное внимание государство должно уделять подготовке квалифицированных кадров, способных обеспечивать инновационную деятельность, особенно в электронной промышленности, продвигать импортозамещение на этом направлении.

1.2 Формирование инновационной модели экономики

Один из важнейших факторов развития современной экономики - активное использование информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности и  в первую очередь на производстве. Здесь сравнение не в нашу пользу. Принятие федеральной целевой программы  «Электронная Россия» направлено на сокращение к 2010 г. разрыва с западными странами в этой области до двух лет или до года.

В данном контексте существует три возможных сценария развития отечественной экономики [1, с.109].

  1. Ориентация на внутренний рынок. В рамках такого подхода внимание фокусируется на следующих направлениях: компьютерная коммерция, электронная коммерция в зоне российского Интернета. Здесь у отечественных компаний есть несколько крупных преимуществ перед западными конкурентами. Первое и самое главное - знание местной специфики.
  2. Большое количество эмигрантов-выходцев из России во всем мире. Хотя русские за рубежом ассимилируются очень быстро, интерес к делам своих соотечественников у них сохраняется. Таким образом, появляется возможность выхода на внешний, хотя и ограниченный, но платежеспособный рынок.
  3. Становление оффшорного программирования, что вполне по силам российским специалистам. Если компании из США или Европы нужен заказной программный продукт или полуфабрикат для ее собственного производства, требующий большой кропотливой работы, то она старается передать его изготовление местным или зарубежным субконтракторам, тем более что современные средства связи позволяют постоянно контактировать с партнерами.

Преимущества рассматриваемого сценария для России очевидны. Организация  данного бизнеса не особенно сложна: перед глазами примеры других стран, их опыт доступен и поддается  изучению, технологии известны, бизнес-модель ясна.

Но реализация такой модели на российской почве может столкнуться  с несколькими проблемами.

Первая. Поскольку в ее основе лежит необходимость постоянной генерации заказов, успех компании в целом зависит от работы ее менеджера  по продажам или от связей руководства. Опыт же работы с зарубежными заказчиками у нас пока что невелик.

Вторая - дефицит менеджеров проектов. Оффшорное программирование обычно не занимается поиском оригинальных технических решений (если только иное не предусмотрено заказом) - от контрактора требуется сделать работу по спецификациям заказчика, точно в срок. А значит, этот бизнес предполагает правильную организацию и планирование работы коллектива программистов.

Третья - зависимость данного  бизнеса от мирового рынка и его  циклов. Каждая отдельная компания следует за спросом, который не постоянен  и по содержанию, и по объему. Кроме  того, нашим фирмам придется конкурировать. А это значит, что и цены нельзя устанавливать выше, чем у конкурентов.

Часть этих проблем решается за счет организации производства. Скажем, его масштабы можно регулировать посредством иерархической структуры  индустрии: несколько крупных компаний собирают заказы зарубежных потребителей и затем частично выполняют их собственными силами, а частично передают мелким отечественным фирмам, не имеющим  своей клиентуры. Другие проблемы вполне решаемы, если настроиться на длительные кропотливые действия: подготовку кадров, тщательную работу с клиентами (предлагая  заказчику лучшие условия, более  высокое качество, сжатые сроки) [6, с.190].

В контексте третьего сценария рассматривается экспорт готовых  продуктов (прежде всего новых технологий) и решений на внешний международный  рынок. Для России предоставляются  реальные возможности для завоевания лидирующих позиций: компании, создающие  новые технологии, могут сами формировать  рынок, объем которого неисчерпаем. Это позволяет применять национальный интеллектуальный потенциал наиболее эффективно, а большой объем отечественной  рабочей силы способен обеспечить экономию на масштабах. 

Очевидно, что развитие инновационных  технологий - это реальный шанс достичь  экономической устойчивости и независимости. Мы могли бы рассчитывать на успех, поскольку у нас много высококвалифицированных  инженеров, но добиться его сложно из-за недостатка хороших менеджеров. [8, 35]

Важнейшей характеристикой  жизнеспособности экономики в современных  условиях является состояние и результативность науки, передовых технологий, технологической  базы. По этим показателям Россия заметно отстает от многих стран.

Информация о работе Инновационная политика Российской Федерации