Становление и развитие Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в исследовании понятия «федерация» и в рассмотрении особенностей федеративного устройства России по Конституции 1993 года.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– изучить теоретические основы федерации, как формы государственного устройства;
– проанализировать принципы и особенности федеративного устройства Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I
1.Становление и развитие Российской Федерации……………………………..4
2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации…………………5
Глава II
3.Понятие и виды форм государственного устройства……………………….14
4. Принципы и особенности федеративного устройства России……………..18

Заключение……………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………35
Научные монографии………………………………………………………….36
Статьи из периодических изданий……………………………………………36
Научная учебная литература……………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya V.M.docx

— 56.77 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………2

Глава I

1.Становление и развитие Российской Федерации……………………………..4

2. Конституционно-правовой  статус Российской Федерации…………………5

Глава II

3.Понятие и виды форм государственного устройства……………………….14

4. Принципы и особенности федеративного устройства России……………..18

 

Заключение……………………………………………………………………33

Список использованной литературы…………………………………………35

Научные монографии………………………………………………………….36

Статьи из периодических  изданий……………………………………………36

Научная учебная литература……………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
Федерация – форма государственного устройства, при которой части  федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими  юридически определённой политической самостоятельностью.

В соответствии со статьей 1 действующей Конституции, Российская Федерация есть федеративное государство. Принципы устройства федеративного  государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между  федеральным центром и субъектами Федерации. Среди таких принципов  выделяют следующие: верховенство Конституции  и федеральных законов; равноправие  субъектов Федерации; государственная  целостность; единство системы государственной  власти; разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ; равноправие и самоопределение  народов. Однако понятие федерации, ее юридическая и практическая трактовка  гораздо шире приведенных теоретических  положений.

Многие объективные факторы  обусловливают сегодня возрастание  роли и значения взглядов на аспекты  федерализма. Во-первых, в мире насчитывается более двух десятков стран с федеративным политико-территориальным устройством, среди которых такие крупные, как Россия, США, ФРГ, Канада, Бразилия, Австралия, Малайзия, а также Швейцария, Австрия, ОАЭ и др. В общей сложности федеративные государства, составляющие лишь чуть больше десятой части всех стран мира, насчитывают примерно треть населения Земли и охватывают более половины территории земного шара. Еще большее число стран мира имеют, условно говоря, те или иные элементы федерализма (автономии, те или иные самоуправляющиеся территории, хотя несомненно, что наличие автономий в государстве само по себе не определяет его федеративного характера). 1

Именно по этому, исследование правовых основ российского федерализма, является, несомненно, важным в контексте  изучения теории государства и права. Этим определяется актуальность темы настоящей курсовой работы.

Цели и задачи работы.

 Цель данной работы состоит в исследовании понятия «федерация» и в рассмотрении особенностей федеративного устройства России по Конституции 1993 года.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

– изучить теоретические  основы федерации, как формы государственного устройства;

– проанализировать принципы и особенности федеративного  устройства Российской Федерации.

Объектом исследования в нашем случае будут конституционно-правовые основы федеративного устройства России.

Предметом исследования выступит специфика федеративных отношений как фактора социально-политических процессов в Российской Федерации в течении последних лет (1993–2010 гг.).

Глава I. .Становление и развитие Российской Федерации.

21 апреля 1992 г. шестой Съезд  народных депутатов Российской  Федерации своим законом внес  изменения в официальное название  страны. Вместо Российской Советской  Федеративной Социалистической  Республики она стала называться "Российская Федерация — Россия". Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в ст. 5 Конституции, между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

 

Российская Федерация  — это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном  суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, как уже отмечалось, она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти ее субъектов.

Российская Федерация  имеет свою Конституцию, которая  устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений  между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения  Федерации с ее субъектами, форму  правления, взаимоотношения с другими  суверенными государствами. Возможность  самостоятельно решать все эти вопросы  свидетельствует об учредительном  характере федеральной государственной  власти. Это свидетельствует и  о том, что Российская Федерация  носит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации.

Неотъемлемым элементом  конституционно-правового статуса  Российской Федерации является ее территориальное  единство: Российская Федерация имеет  свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное  море, воздушное пространство над  ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации.

 

Российская Федерация  обладает высшей властью в отношении  своей территории. Ее Конституция, федеральные  законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация  обладает суверенными правами и  осуществляет юрисдикцию на континентальном  шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами  международного права.

Согласно Конституции (ст. 74), на территории Российской Федерации  не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и  финансовых средств. Ограничения перемещения  товаров и услуг могут вводиться  в соответствии с федеральным  законом, если это 2необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Российская--Федерация--обеспечивает--целостность--и неприкосновенность своей территории. Она определяет статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных---вод,--воздушного--пространства,--экономической--зоны--и континентального шельфа. Режим государственной границы устанавливается Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации", а также иными федеральными нормативными актами, международными договорами и соглашениями Российской Федерации с сопредельными государствами. Эти акты решают вопросы, связанные с организацией защиты и изменением государственной границы, процедурой разрешения территориальных споров.

30 ноября 1995 г. принят Федеральный  закон "О континентальном шельфе  Российской Федерации", который  определяет статус континентального  шельфа России, суверенные права  и юрисдикцию Российской Федерации  на ее континентальном шельфе  и их осуществление в соответствии  с Конституцией РФ, общепризнанными  принципами и нормами международного  права и международными договорами  Российской Федерации.

Важным элементом конституционно-правового  статуса Российской Федерации является ее единое гражданство. Вопросы гражданства  Российской Федерации регулируются ее Конституцией, Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. "О  гражданстве Российской Федерации" Российская Федерация определяет основания  и процедуру приобретения и прекращения  гражданства, административный и судебный порядок обжалования решений  по вопросам гражданства; порядок разрешения споров между Федерацией и ее субъектами по вопросам гражданства.

Защита прав граждан Российской Федерации за границей осуществляется государственными органами Федерации, ее дипломатическими представительствами  и консульскими учреждениями.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации означает наличие  общих для всей Федерации органов  государственной власти. Российская Федерация имеет Президента —  главу государства; Федеральное  Собрание — представительный и--законодательный—орган--Российской--Федерации;---Правительство,--осуществляющее—исполнительную--власть Российской Федерации; Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, осуществляющие высшую судебную власть в Российской Федерации. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ.

В системе, структуре и  процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти отражена федеральная природа России. Так, в Совет Федерации — одну из палат федерального парламента —  входят по два представителя от каждого  субъекта Российской Федерации.

В ст. 5 Конституции указывается, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной  целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти ее субъектов.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется  наличием единой федеральной системы  права, которая включает федеральные  нормативные правовые акты; нормативные  правовые акты государственных органов  субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

К системе права Российской Федерации относятся также некоторые  законодательные акты бывшего Союза  ССР, если они не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

Составной частью системы  права Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы  международного права и ратифицированные международные договоры Российской Федерации. Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора.

В число федеральных нормативных  правовых актов входят: Конституция—Российской--Федерации;---федеральные конституционные законы; Федеративный договор; федеральные законы; кодексы; нормативные акты Президента РФ; нормативные постановления Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов и других ведомств; соглашения о делегировании полномочий Российской Федерации ее субъектам;--межгосударственные—договоры--и межправительственные соглашения РФ и т.д.

Единство федеральной  системы права обеспечивается верховенством  Конституции РФ и федеральных  законов на всей ее территории. В  свою очередь это единство обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие федеральных  нормативных актов, нормативных  актов субъектов Федерации, местных  и муниципальных нормативных  актов.

Отрицание верховенства федеральных  законов по предметам ведения  Российской Федерации, провозглашение по отношению к ним верховенства законов субъектов Федерации  ведет к войне законов в  рамках единого государства и в конечном счете чревато развалом Российской Федерации.

Ядром системы права Российской Федерации служит ее Конституция, имеющая  высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые  в Российской Федерации, не должны противоречить  ее Конституции, которая не только устанавливает  правовые пределы нормативной деятельности как Федерации, так и её субъектов, но и обеспечивает единство нормативно-правовой деятельности во всей Федерации.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется  наличием собственности Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации  от 27 декабря 1991 г. "О разграничении  государственной собственности  в Российской Федерации на федеральную  собственность, государственную собственность  республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов  Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную  собственность" к объектам исключительно  федеральной собственности относятся  объекты, составляющие основу национального  богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, и прочие объекты.

Информация о работе Становление и развитие Российской Федерации