Управление в системе Советов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОВЕТОВ………………………………………………….4
1.1 Зарождение Советов как новой политической формы …………4
1.2 Отличие советской системы от буржуазной демократии. Роль Советов в становлении народной власти и народного самоуправления…………………………………………………………..6
1.3 Особенности управления в системе Советов 30-40г.г………......14
ГЛАВА 2 ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В СИСТЕМЕ СОВЕТОВ…….18

2.1 Деятельность местных Советов и решение проблем населения…………………………………………………………..18
2.2 Современное правовое регулирование и местное самоуправление………………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ кур советы.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..2

 

ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОВЕТОВ………………………………………………….4

 

1.1 Зарождение Советов  как новой политической формы …………4

1.2 Отличие советской  системы от буржуазной демократии. Роль Советов в становлении  народной власти и народного самоуправления…………………………………………………………..6

1.3 Особенности управления  в системе Советов 30-40г.г………......14

 

ГЛАВА 2 ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В СИСТЕМЕ СОВЕТОВ…….18

      

        2.1 Деятельность местных Советов и решение проблем населения…………………………………………………………..18

 2.2 Современное правовое регулирование и местное самоуправление………………………………………………………...22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности.

 Но в то же время реализация  многих из перечисленных задач, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан - муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть, прежде всего, созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания. История России свидетельствует, что попытки решить эти задачи с помощью централизованной структуры власти и управления, обречены на провал.

Объект исследования: государственное и муниципальное управление.

Предмет исследования: управление в системе Советов и особенности на определенных этапах исторического развития государства.

Данная курсовая работа посвящена исследованию особенностей управления в системе Советов.

Цель курсовой работы -  исследование особенностей управления в системе Советов на всех уровнях государственной власти, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общежития.

Задачи исследования:

- рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения Советов;

- проанализировать систему взаимоотношений населения и органов местного самоуправления в виде Советов народных депутатов;

- изучить особенности управления и выделить проблемы в системе Советов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОВЕТОВ

1.1 Зарождение Советов как новой политической формы

Советы возникли в результате революционного творчества масс в революции 1905—1907 годов в России как органы руководства стачечной борьбой рабочих и были зачаточными органами новой, революционной власти — революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. Некоторые Советы в период высшего подъёма революции становились органами руководства вооруженным восстанием. Одним из первых Советов был Совет уполномоченных, созданный рабочими во время Иваново-Вознесенской стачки в мае 1905 года. Осенью 1905 Советы рабочих депутатов возникли во многих городах и рабочих посёлках. Руководимые большевиками Советы действовали как революционная власть. С поражением Революции 1905—1907г.г. Советы прекратили своё существование.

В.И.Ленин выдвинул Советы как новую политическую форму организации трудящихся масс в борьбе за пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата, наиболее прогрессивно-демократическую в условиях России для организации политической власти рабочего класса и всех трудящихся в центре и на местах, раскрыл и научно обосновал классовую сущность Советов, характеризовал их как основу нового, социалистического типа государства, обеспечивающего полновластие трудящихся.

Опыт Советов 1905—1907 годов сыграл огромную роль в Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года и Великой Октябрьской социалистической революции. В ходе февральской революции 1917 года созданные повсеместно Советы явились органами революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В отличие от 1905 года, как правило, создавались единые Советы рабочих и солдатских депутатов. Возникли и Советы крестьянских депутатов (губернские, уездные, волостные). На фронтах функции Советов выполняли полковые, дивизионные, корпусные, армейские, фронтовые и другие солдатские комитеты. Руководство во Всероссийском Совете захватили меньшевики и эсеры. Большевистская партия была ослаблена жестоким полицейским террором. Меньшевики же и эсеры, стоявшие на позициях «оборончества», находились в сравнительно благоприятных условиях. На составе Советов сказался порядок их образования: крупные заводы избирали по одному депутату на тысячу рабочих, мелкие — по одному депутату от предприятия. Советы сразу же начинали действовать как власть трудящихся наряду с буржуазным Временным правительством и вопреки ему. Советы заполнили образовавшийся на местах вакуум политической власти, наступило двоевластие. Ленин в «Апрельских тезисах» сформулировал вывод о необходимости создания в России республики Советов как государственной формы диктатуры пролетариата и выдвинул лозунг «Вся власть Советам!» «Каждое ведомство составляет крепость, где до сих пор еще сидят бюрократы царского периода, обращающие благие пожелания министров в «звук пустой», готовые саботировать любое революционное мероприятие власти. Чтобы власть перешла к Советам не на словах только, но и на деле, необходимо взять эти крепости и, изгнав оттуда слуг кадетско-царского режима, поставить на их место выборных и сменяемых, преданных делу революции работников» [6, 112].

После победы вооруженного восстания, 25 октября (7 ноября) 1917 года в Петрограде открылся II Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, решением которого власть в стране перешла к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

«Первый раз в мире власть государства построена у нас в России таким образом, что только рабочие, только трудящиеся крестьяне, исключая эксплуататоров, составляют массовые организации — Советы, и этим Советам передается вся государственная власть» [6,118].

 

1.2 Отличие советской системы от буржуазной демократии. Роль Советов в становлении  народной власти и народного самоуправления

Важнейшая проблема первых послереволюционных лет заключается в том, как соединить лозунг широкой самодеятельности народа с необходимыми решительными мерами по борьбе с процессами распада в стране. Подобные задачи стоят перед любым государством в переломные эпохи истории. События 1917 года привели к возникновению по всей стране новой государственной структуры - системы Советов. Первоначально казалось, что именно эта система сможет обеспечить действительно новый тип государства, свободного от бюрократизма, позволяющего преодолеть отчуждение народа от власти. Советы 1917 года были, по сути, свободными и неформальными собраниями без ясно очерченных функций. Местный Совет сосредотачивал всю власть на своей территории, а Всероссийский съезд Советов состоял из делегатов местных съездов. Соединение Советами трех властных функций должно было позволить избавиться от армии чиновников, действующих в отрыве от избираемого представительного органа и неподконтрольных ему.

Советы стали органами народной власти и народного самоуправления на местах. В соответствии с решением III Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 10-18 января 1918 года все местные дела должны были решаться исключительно местными Советами. Дореволюционные органы самоуправления - городские думы и земства - были поглощены Советами или ликвидированы. Формирование системы Советов продолжалось до лета 1918 года. Частые выборы в Советы, ответственность избранных депутатов перед избирателями, отчеты депутатов перед избирателями, возможность отзыва в любое время должны были отличать советскую систему от буржуазных демократий.

Отправным пунктом советской системы являлся не отдельный активный гражданин, образующий вместе с другими гражданами неорганизованную массу народа, а первоначальные организованные ячейки граждан - Советы деревенские, городские, фабрично-заводские. Систему органов советской республики можно классифицировать следующим образом:

- во-первых, сами Советы (сельские и городские) как первоначальные органы республики;

- во-вторых, органы, образуемые Советами, то есть различные съезды Советов, которые, в свою очередь, разделяются на местные, то есть волостные (районные), уездные, губернские (окружные, краевые, областные);

- в-третьих органы, образуемые съездами Советов (исполнительные комитеты, президиумы, Советы народных комиссаров).

Первоначально прямые выборы  практиковались лишь в советах низшего звена. Советы более высокого уровня формировались делегированием депутатов от Советов низшего уровня. Такая система позволяла влиять на результаты выборов: в крестьянской стране съезды Советов высшего уровня получали большинство рабочих делегатов.

Каждый Совет и каждый съезд Советов являлись в пределах предоставленной ему компетенции высшей властью на соответствующей территории села, волости, уезда, губернии, области, республики и т.д. Таким образом, каждый элемент советского государства обладал полным правом самоопределения. Советская политическая система принципиально отрицала всякое разделение властей и всякую специализацию функций. Если каждая часть советского государства являлась в пределах своей компетенции высшей властью в своей территории, то в то же время у каждой части не было ровно никакой твердо определенной и гарантированной компетенции. Получалось, что любой исполнительный комитет, начиная с центрального исполнительного комитета Союза и кончая исполнительным комитетом волости, обладает той же компетенцией, что и самый избравший его съезд Советов.

Система Советов мыслилась как альтернатива «буржуазной» системе разделения властей: Советы рассматривались как средоточие не только законодательной, но и исполнительной власти. С одной стороны, тем самым воплощалась в жизнь концепция прямого народовластия. Но, с другой стороны, неизбежным следствием этого был полный паралич системы иерархической подчиненности. Каждый Совет создавался как орган прямой демократии и обладал всей полнотой власти на своей территории, а, следовательно, вступал в конфликт с Советом, чья юрисдикция распространялась на ту же территорию, то есть с Советом более (или менее) высокого уровня.

Идеализированное представление о власти Советов не выдерживало испытания действительностью. Постепенно Советское правительство начинало понимать, что никакие экономические меры невозможны до тех пор, пока лозунг «Вся власть - Советам!» понимается зачастую в том смысле, что никакой власти, кроме местного Cовета, признавать не следует. Советская Россия распалась на целый ряд как бы независимых друг от друга республик. Местные Советы называли себя «совнаркомами». На местах вводились налоги, реквизировались здания, обобществлялись предприятия. Особенно опасно то, что перехватывались эшелоны с товарами и продовольствием, предназначавшимся для других районов страны [1, 24]. Тенденция «самостийности Советов хотя и служила убедительным доказательством глубины революционных изменений в обществе, но несла в себе смертельную опасность. Остановить хаос и анархию в стране было невозможно, пока каждый исполком местного Совета мог заявить, что «приемлет декреты центральной власти постольку, поскольку они для него приемлемы» [2, 67].

Кроме того, действительность гражданской войны вносила коррективы в развитие советской системы. Обстановка в стране продолжала ухудшаться. Революционный оптимизм натолкнулся на суровую реальность. Кризис в экономике, разруха и голод, стихийное, неуправляемое развитие экономики и политических процессов рождали разочарование, колебания и неверие в собственные силы. В результате демобилизации огромная масса людей вынуждена была теперь искать источник существования. Выросла социальная напряженность. Если до весны 1918 года главной целью большевиков было прорвать цепь капиталистических государств, выступить в роли запала мировой революции, то теперь ситуация изменилась. На первом плане оказался вопрос о том, как удержать власть, как повести дальше революционные преобразования и стабилизировать обстановку.

Весной 1918 года стало ясно, что только сильная центральная власть в состоянии была обеспечить восстановление разорванных экономических связей. Требовалось обуздать анархию и прекратить продолжавшиеся повсеместно захват и реквизицию государственных запасов и грузов, которые направлялись в адреса голодающих губерний. Не случайно, поэтому весну 1918 года в исторической литературе называют временем альтернатив и исторической развилки. Именно в этот период закладывались корни явлений политической жизни, основания структур новой власти, политических методов последующих лет[3, 87].

Зарождение и нарастание централизма в структуре Советов обусловливалось также высокими темпами национализации промышленности и огосударствления различных сфер экономической жизни, что вело к разбуханию управленческого аппарата. С трудом подавив саботаж чиновников, большевики были вынуждены взять курс на их массовое привлечение к управлению государством. Неизбежным следствием этого явилась система назначения управленцев сверху, отмена их выборности. Положение Ленина о полной выборности, сменяемости в любое время всех без изъятия должностных лиц обернулось назначениями, перебросками советских работников по классовому принципу. С апреля 1918 года была введена повышенная оплата труда специалистов. Часто в советские структуры приходили случайные, малограмотные люди, карьеристы.

Рост симпатий к большевикам в первые месяцы после Октября к весне 1918 года резко упал. Настоящим камнем преткновения между большевиками и другими партиями, даже близкими им тогда левыми эсерами, стал Брестский мир, который не нашел полного понимания даже среди самих большевиков. Теперь, как правящая партия, большевики вынуждены были взять на себя целый ряд непопулярных решений.

В советской республике самоуправлялись села, города, волости, уезды, губернии. В советской системе реально властвовал тот орган, который имел более длительное существование. Съезды Советов собирались по конституционным правилам раз в год, а фактически гораздо реже. Как правило, это были большие торжественные собрания, насчитывающие тысячи делегатов. Заседали они несколько дней, постоянной работы не вели, заслушивали доклады и составляли резолюции. Фактически властвовали бы ЦИКи, но и они собирались сравнительно редко и передавали свою власть избираемым ими президиумам и Советам народных комиссаров.

Информация о работе Управление в системе Советов