Толкование норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование понятия толкования, выявление его основных характерных черт, формирование правильного представления о необходимости толкования, определения его места в современной правовой действительности, выявления основных способов и видов толкования.
Основными задачами исследования являются: дать наиболее полного и четкого определения понятия «толкование норм права», исследовать основные критерии классификации по видам, изучить официальное толкование норм права, определить их место и роль в системе правовых актов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…..………………………………………….……………….……….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА………..…...5
1.1. Способы толкования права………………………………………….5
1.2. Виды толкования права………………………………..……………8
1.3. Официальное толкование и конкретизация правовых норм….....10
ГЛАВА 2. АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА…..………...…………....12
2.1. Юридическая природа актов официального толкования………..12
2.2. Формы актов официального толкования и необходимость в
их издании……………………………………………………......16
2.3. Место и роль актов официального толкования в системе
правовых актов…………………………………………………..19
2.4. Виды актов официального толкования и основания для их
классификации…………………………………………………..21
ГЛАВА 3. АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ.…...25
3.1. Акты толкования органов государственной власти……………...25
3.2. Акты толкования органов государственного управления…….....27
3.3. Акты толкования органов Госарбитража и судебных органов….28
3.4. Акты толкования органов прокуратуры………………………......33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..…………….….37

Вложенные файлы: 1 файл

Толкование норма права.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Разъяснения по законам, вступающим в силу, и о порядке  применения новых правовых норм. Их задача заключается в предупреждении возможного неправильного применения вновь установленных правовых норм.

Разъяснения в связи  с возникшими трудностями применения уже действующих нормативных актов. Эти разъяснения осуществляются в связи с запросами или представлениями компетентных органов.

Процесс создания акта толкования можно условно разделить на пять стадий: праворазъяснительная инициатива; проверка в необходимости дачи разъяснений; выработка проекта разъяснения; принятие или утверждение разъяснения; его опубликование.

Публикации осуществляются на основе соответствующих нормативных актов. Опубликование (обнародование) закона означает доведение закона до всеобщего сведения путем напечатания его в определенном издании. Различают официальное и неофициальное опубликование закона. Официальное опубликование закона - самостоятельная стадия законодательного процесса, необходимая для создания дубликатов официального текста принятого закона и определения времени вступления его в силу. Оно имеет формально-юридическое значение и заключается в нормативно урегулированном объявлении от имени правотворческого органа для всеобщего сведения полного и точного текста принятого закона путем его помещения в предусмотренном законодательством официальном издании. В последствии на это издание можно сослаться в сводах и собраниях законодательства, в актах применения норм права, печатных работах.  При неофициальном опубликовании закона сообщение об издании нормативного акта или изложение его содержания осуществляются издательствами, ведомственными органами, научными учреждениями и частными составителями.

3.2. Акты толкования органов государственного управления

В систему органов  государственного управления входят министерства, государственные комитеты, главные  управления и другие ведомства. Акты по вопросам общественного характера, имеющим нормативное значение, оформляются в виде постановлений, а акты индивидуального значения – в виде распоряжений. Следовательно, акты толкования органов государственного управления в процессе конкретизации и детализации обще спорных норм выражаются в уяснении и интерпретации смысла, вложенного в нормы, подлежащего дальнейшему развитию.

Следует отметить, что  значение толкования в деятельности органов государственного управления увеличивается тем больше, чем сильнее орган связан отношениями подчинённости. Министерства и ведомства, выполняющие функции отраслевого управления, дают обязательные указания подчинённым органам, рассылают распоряжения, инструктивные письма, записки. Министерства и ведомства постоянно сталкиваются с проблемой толкования норм права. Это обуславливается подзаконным характером правовой деятельности министерств и ведомств и необходимостью соответствия отраслевых правовых актов федеральным законам и указам президента и правительства.

По форме акты толкования министерств и ведомств различны. Это могут быть инструкции, разъяснения, указания, письма. Они издаются для внутриведомственной практики. Анализируя содержание актов толкования норм права, издаваемых министерствами и ведомствами можно выделить в них: инструктивные положения; указания, связанные с конкретизацией правовых норм; положения, разъясняющие межведомственные правовые отношения;

В большинстве случаев  ведомственные разъяснения имеют нормативный характер. Акты толкования органов местного самоуправления. Деятельность органов местного самоуправления выражается в виде таких правовых актов, как решения, распоряжения. Больше всего актов издают отделы социального обеспечения, это могут быть инструктивные и обзорные письма.

 

3.3. Акты толкования органов Госарбитража и судебных органов

 

Органы Госарбитража издают следующие акты толкования: инструктивные письма, обзоры, разъяснения, инструкции, мотивировочная часть правоприменительного акта. Содержание актов толкования Госарбитража показывает наличие следующих положений:

напоминающих о действующем законодательстве;

конкретизирующих и  детализирующих отдельные правовые нормы и порядок их реализации;

разъясняющих смысл  права;

служащих преодолению  пробелов в правовом регулировании;

Ведомственный арбитраж разрешает преддоговорные и имущественные споры между предприятиями, входящими в одно ведомство. Его акты толкования выходят в форме конструктивных писем и обобщения практики рассмотрения хозяйственных споров14.

Акты толкования судебных органов играют значительную роль в  судебной практике. Их можно классифицировать по предмету правового регулирования: разъяснения в области уголовного права, гражданского, трудового, семейного и т.д. По структурным элементам разъясняемых правовых норм: акты толкования гипотезы, диспозиции, санкции. По юридической силе обязательные и рекомендательные. По сфере действия – локальные и на всю юридическую судебную систему, те на совокупность всех судов данного государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия. Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В настоящее время в судебную систему РФ входят суды трех категорий: обычные суды (суды общей компетенции и военные трибуналы), арбитражные суды и конституционные суды. Высшими судебными органами РФ являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

Акты толкования городских и районных судов.

Акты толкования городских  и районных судов, вышестоящими судебными органами. Деятельность по толкованию норм права осуществляется районными и городскими судами в виде актов судебной юрисдикции, те в виде определений, решений и приговоров. Толкование имеет подчинённый характер, т.к. даётся в пределах данного дела и выражается в форме мотивировочной части правоприменительного акта.

Акты казуального характера в деятельности краевых, республиканских, областных судов наблюдается в двух вариантах:

В качестве судебных решений, приговоров и определений, которыми разрешается то или иное дело по существу.

В форме определений  судебных коллегий второй инстанции, постановлений президиумов и пленумов судов.

Акты толкования являются обязательными для нижестоящих  судов. Указания, данные вышестоящими судами в форме толкования, являются обязательными для суда, которому они адресованы. Это закреплено нормами ГПК и УПК. Эти указания не нарушают принципа независимости судей.

Юридическая аргументация адвоката по конкретному делу и прокурора, почти всегда, включает в себя анализ ранее рассмотренных вышестоящими судами аналогичных дел. Это способствует стабильности правоприменительной деятельности. Казуальное толкование сложных дел учитывается при обобщении судебной практики и используется при выработке руководящих постановлений пленумов Верховных Судов.

Обзоры судебной практики.

Обзоры судебной практики по гражданским и уголовным делам. К основным чертам обзоров судебной практики по гражданским и уголовным делам можно отнести то, что:

Они носят внутриведомственный  характер, и их сфера деятельности ограничена компетенцией суда.

Они имеют характер управленческих актов. Нижним судам вменяется в обязанность или рекомендуется провести мероприятия по устранению недостатков, указанных в обзорах судебной практики.

Так как обзоры являются обобщением, то они носят общий  характер. Т.е. они включают в себя содержание, примеры неправильно  разрешаемых дел, анализ ошибок, напоминание о действующем законодательстве, комментарии правовых норм.

Обзоры носят строго подзаконный характер.

Обзоры направляются для сведения вышестоящим органом  судебной системы. Значение в вопросе соблюдения законности играет прокурорский надзор. Прокурорский надзор – это:

- надзор, осуществляемый органами прокуратуры за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера.

Судебно-прокурорские надзоры  издаются и подписываются председателем областного, краевого, республиканского суда. Но на них ссылаться нельзя, так как они не являются источником права Источники права - формы закрепления правовых норм. Основными видами источников права в современных правовых системах являются нормативно-правовые акты, судебные прецеденты, а также международные договоры и внутригосударственные договоры (договоры нормативного содержания). Нормативно-правовые акты обычно подразделяются на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля, парламентские регламенты и постановления, акты (органов) местного самоуправления. В РФ источниками права являются: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, регламенты и другие нормоустанавливающие постановления палат Федерального Собрания РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти, имеющие нормативный характер, постановления высших федеральных судов, международные договоры и соглашения РФ, договоры о разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, конституции, уставы и другие нормативные акты субъектов РФ, договоры между субъектами РФ, акты органов местного самоуправления. Их значение по юридической силе стоит между актом казуального толкования и руководящими постановлениями пленумов Верховного Суда РФ.  Пленум Верховного Суда РФ толкует законодательство только для судов. А Президиум Верховного Совета РФ (сейчас Федеральное Собрание) осуществляет толкование обязательное для всех субъектов правоотношений. Высшие органы судебной системы не вправе творить нормы материального права, но организационно-вспомогательные правила имеют нормативный характер. Они обязательны для любой судебной системы и распространяются на широкий круг общественных отношений. Содержание руководящих постановлений включает в себя:

Разъяснение действующего законодательства. В результате формируется вытекающие из него логические выводы;

Преодоление пробелов с  использованием аналогии закона или  права;

Дополняют правила организационно-вспомогательного характера, которые регулируют процессуальную деятельность;

Инструктивные указания;

Преодоление пробелов в  законодательстве создаёт элементы разнобоя и противоречий в судебной практике. Они устраняются изданием руководящих разъяснений. Нормативные положения, содержащиеся в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ, концентрируют в себе наиболее существенное из судебной практики для совершенствования законодательства. 

Положения организационно-вспомогательного характера регулируют вопросы подведомственности и подсудности. Они устанавливают последовательность процессуальных действий. Большая группа правил нормативного характера содержится в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ. Их составляют указания, определяющие основные направления судебной политики. Указаниями нормативного характера также являются напоминания нижестоящим судам о тех юридических нормах и законодательных актах, которые в силу юридических причин не используются в юридической практике. Такие напоминания преследуют цель правильной квалификации общественных отношений, являющихся предметом судебного разбирательства15.

Таким образом, содержащиеся в руководящих разъяснениях пленумов Верховного Суда указания можно разделить  на:

Указания нормативного характера. Это организационно-вспомогательные правила общего характера, созданные пленумом Верховного Суда, и имеющие обязательное значение для низлежащих субъектов;

Указания, не обладающие свойствами нормативных положений, они имеют значение авторитетных рекомендаций.

 

3.4. Акты толкования органов прокуратуры

 

Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система  органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, уголовное преследование и соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Основные черты актов  толкования органов прокуратуры аналогичны чертам толкования судебных органов. Генеральная прокуратура издаёт приказы и инструкции, обязательные для всех органов прокуратуры. Также Генеральная прокуратура издаёт указания, информационные письма и постановления коллегий прокуратуры РФ, обзоры практики прокурорского надзора. Указания это юридический документ, в котором содержатся разъяснения смысла правовых норм и практики их реализации в деятельности органов прокуратуры. Указания касаются отдельных вопросов прокурорского надзора.

Информация о работе Толкование норм права