Толкование норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование понятия толкования, выявление его основных характерных черт, формирование правильного представления о необходимости толкования, определения его места в современной правовой действительности, выявления основных способов и видов толкования.
Основными задачами исследования являются: дать наиболее полного и четкого определения понятия «толкование норм права», исследовать основные критерии классификации по видам, изучить официальное толкование норм права, определить их место и роль в системе правовых актов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…..………………………………………….……………….……….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА………..…...5
1.1. Способы толкования права………………………………………….5
1.2. Виды толкования права………………………………..……………8
1.3. Официальное толкование и конкретизация правовых норм….....10
ГЛАВА 2. АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА…..………...…………....12
2.1. Юридическая природа актов официального толкования………..12
2.2. Формы актов официального толкования и необходимость в
их издании……………………………………………………......16
2.3. Место и роль актов официального толкования в системе
правовых актов…………………………………………………..19
2.4. Виды актов официального толкования и основания для их
классификации…………………………………………………..21
ГЛАВА 3. АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ.…...25
3.1. Акты толкования органов государственной власти……………...25
3.2. Акты толкования органов государственного управления…….....27
3.3. Акты толкования органов Госарбитража и судебных органов….28
3.4. Акты толкования органов прокуратуры………………………......33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..…………….….37

Вложенные файлы: 1 файл

Толкование норма права.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Конкретизация это способ применения особого рода правовых форм, которые можно назвать ситуационными  и ограничивающимися сферой субъективных прав и обязанностей участников правоотношения. Сюда же можно отнести подзаконную деятельность министерств и ведомств РФ по конкретизации и детализации законов. Конкретизация урегулирует общественные отношения, восполняет пробелы правового регулирования. По мнению В.В.Лазарева конкретизацию можно использовать в правотворчестве и правоприменении5. Поэтому конкретизацией заканчивается право созидательный процесс.

Взаимоотношение толкования и конкретизации следует рассматривать, как отношение средства к цели (общего к единичному). В процессе правоприменительной деятельности конкретизация является результатом толкования. Конкретизация права, в конечном счете, означает приближение нормы к условиям её применения, для того, чтобы сделать правильные выводы из этой нормы, чтобы установить применимость или неприменимость её в данных конкретных условиях места и времени.

Другой вид конкретизации  в правоприменительной деятельности является применение аналогии в праве. Аналогия – есть преодоление пробела правового регулирования с помощью применения правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения. Из этого вытекает, что толкование норм права является средством, с помощью которого удаётся конкретизировать или аналогично разрешить правовой казус.

В нормотворчестве конкретизация выступает:

результатом развития правовых норм и создание новых, используя  средства толкования;

средством восполнения пробелов (пробел – неполнота действующего законодательства в отношении фактов, находящихся в сфере правового воздействия).

Большей частью устранение пробелов является правотворческой  деятельностью, а не правоприменительной. Поэтому устранение пробелов посредством аналогии носит эпизодический характер.

Суть конкретизации, как  метода восполнения пробелов в процессе правотворческой деятельности состоит в том, что компетентный орган посредством уточнения, дополнения, детализации или объяснения сформулированных норм права устраняет имеющийся пробел правового регулирования. Конкретизация здесь выступает как результат правотворческой деятельности, после использования всех приёмов толкования6.

Средства толкования выявляют подлинную волю законодателя, устанавливают наличие пробелов в праве.

 

 

 

ГЛАВА 2. АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА

 

2.1. Юридическая природа актов официального толкования

 

Основные признаки актов  официального толкования.

Акты официального толкования можно выделить в группы разъяснений, издаваемых различными компетентными органами. Из этого деления можно определить степень обязательности, форму и порядок доведения до сведения субъектов права. Поэтому акты толкования можно подразделить на:

-акты толкования органов государственной власти;

-акты толкования органов государственного управления;

-акты толкования органов суда, прокуратуры, МВД, арбитража;

-акты толкования общественных организаций.

Многоуровневый характер системы актов официального толкования определяется иерархичностью и сложным  составом органов, осуществляющих разъяснение смысла правовых норм. Существуют следующие уровни актов:

-уровень руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;

-разъяснения судебных коллегий Верховного Суда РФ;

-разъяснения президиумов Верховных судов автономных республик, краевых, областных, городских и районных судов.

При этом приоритет толкования осуществляется по юридической силе.

Проанализировав различные  официальные разъяснения, видно, что  они представляют собой объективированное  выражение уяснения и разъяснения  структурных элементов правовых норм. Содержанием акта толкования выступают разъяснение, уточнение либо конкретизация обстоятельств, относящихся к гипотезе, диспозиции либо санкции толкуемой нормы права.

Целостность системы  актов официального толкования основана на единстве их юридического содержания, и подтверждается следующими признаками:

Акты официального толкования обладают государственной обязательностью, т.к. это одна из форм юридической деятельности компетентных органов. Эта обязательность подтверждается конкретно-надзорными полномочиями вышестоящих органов. Игнорирование официальных разъяснений в процессе реализации правовых норм влечёт отмену правоприменительных актов.

Акты официального толкования имеют форму аналогичную другим правовым актам. Они бывают в виде постановлений, указов президиума Верховного Совета РФ и автономных республик, приказы, распоряжения, письма, постановления, инструкции органов отраслевого управления, акты надзора органов суда, прокуратуры и др.

Иерархичность актов  официального толкования. Для них  характерен признак соподчиненности. Во главе системы Конституционные  законы, законы и подзаконные акты, т.е. та же последовательность, что и у нормативных актов. Поэтому во главе мы имеем разъяснения конституционных законов и далее разъяснения законов и подзаконных актов7.

Общая черта актов  официального толкования заключается  в том, что они не ставят задачу создания новых правовых норм. Их задача – логическое развитие, уточнение и конкретизация действующего права в целях эффективной реализации. Из сказанного становится ясным ответ на вопрос: Официальное разъяснение – это самостоятельная правовая норма или составная часть разъясняемых нормативных актов? Ответ: Это составная часть.

Неотъемлемая часть не может выходить за рамки толкуемого закона, дополняя его новыми правовыми положениями. Такое признание может привести к произвольным действиям в процессе осуществления норм права. Разъяснения являются частью толкуемых норм права, и их следует рассматривать, как акты правотворчества. Но законодательство рассматривает толкование и правотворчество как самостоятельные формы юридической деятельности. Самостоятельность толкования имеет пределы, так как оно не может подменять собой правовую норму. Акты – это источники права. Акты толкования не могут применяться самостоятельно и действуют до срока действия толкуемых норм права. Ещё одним отличием толкования от правотворчества является внутренняя структура официального разъяснения (правила понимания и реализации права). О вспомогательном характере актов толкования говорит отсутствие в интерпретационных правилах внутренней логической структуры, аналогичной структуре нормы права. Если же толкование содержит в себе принципиально новые положения, имеющие нормативное значение, то акт толкования рассматривают, как модификацию правовой нормы.

Из сказанного вытекает вывод о том, что акты официального толкования представляют собой проникнутую внутренним единством иерархическую систему вспомогательных правовых актов. Они служат важным средством правильной и эффективной реализации права путём установленных организационно-вспомогательных правил понимания и применения действующего законодательства.

Основные свойства актов  нормативного и казуального  толкования.

Нормативность актов  официального толкования включает в  себя:

-нормативность разъяснений, издаваемых органами, уполномоченными на правотворческую деятельность. Это органы государственной власти и управления: толкования президиума Верховного Совета РФ, министры, государственные комитеты и

-нормативность разъяснений, издаваемых органами не имеющими права на установление правовых норм (Верховный Суд РФ). Такие акты адресованы широкому кругу объектов, их значение не исчерпывается разовым исполнением.

Нормативность правовых актов и актов толкования проявляется  в их способности вносить порядок  в правовые отношения. Из этого вытекают юридические свойства нормативных разъяснений:

Акт нормативного толкования – разъяснение, распространяющееся на широкий круг общественных отношений, поэтому они имеют общий характер.

Нормативные разъяснения  имеют большую (чем другие виды актов  толкования) степень государственной  обязательности (разъяснения Президиума Верховного Совета, Совета министров, министерств, государственных комитетов, руководящие разъяснения пленумов Верховного Суда).

Отличительный признак  – это их специфическая форма  письменного юридического документа, но могут быть и устные формы.

Направленность актов  толкования на совершение правового  регулирования и повышение эффективности. Они могут влиять на сложившуюся юридическую практику, уточнять цели и средства правового регулирования, т.е. обеспечивать эффективность правовых норм.

Аутентическое толкование.

Внутри группы актов  официального толкования, имеющих нормативны характер, следует выделить группу актов аутентического толкования (аутентическое, те основанное на первоисточнике). Они издаются органами, установившими разъясняемые нормы. Такие акты обладают повышенной степенью обязательности. Их можно рассматривать как акты правотворчества, которым придана обратная сила. Но в противоположность этому утверждению следует отметить то обстоятельство, что толкуемая норма права и после этого акта существует как основная, а разъяснение носит вспомогательный характер.

Акты казуального  толкования.

Акты казуального толкования это разъяснения смысла правовой нормы, осуществляемые компетентными органами (судебными) применительно к конкретным обстоятельствам, рассматриваемого дела. Они имеют обязательное значение только для данного случая, те имеют разовое значение. Но сделанные по принципиальным делам (особенно в условиях пробела в праве) приобретают значение прецедента толкования. Прецедент толкования – это выработанный правоприменительной практикой образец требуемого понимания и применения правовых норм, сформулированный при рассмотрении конкретного юридического дела и признанный в юридической практике (публикуется в специальных юридических журналах).  Казуальное толкование используется в правоприменительной деятельности, способствует правильности и законности решения дела. Оно служит обстоятельством, обосновывающим справедливость решения. Существует два вида казуального толкования:

- интеллектуально-волевой процесс познания реализуемой нормы;

- составная часть содержания правоприменительного акта (мотивировочная часть приговора);

Внутреннее содержание казуальных актов - это индивидуализированные право положения, элементы обоснования принимаемого решения. Поэтому можно сказать, что это правообосновывающий правовой акт. Правообосновывающие положения необходимы, так как существует высокая степень обобщённости, абстрактности норм права, которое порождает конкретизацию, как способ реализации права. Поэтому казуальные акты отличаются разовым, конкретным значением.

Значением актов официального казуального характера состоит  в том, что они являются образцами  наиболее правильного применения  правовых норм. Повторяясь, они создают  устойчивые правила и служат прообразом будущих нормативных предписаний.

 

2.2. Формы актов официального толкования и  необходимость  в их издании

 

Форма акта официального толкования – это способ изложения  государственной воли, содержащейся в правовой норме. Форма может быть внутренней и внешней.

 

Внутренняя  форма.

Внутренняя форма –  это совокупность приёмов и способов, используемых интерпретатором в процессе познания и объяснения, те изложения смысла толкуемых правовых норм. Внутренняя форма подвергает анализу структуру интерпретируемого акта и содержащегося в нём правового положения, устанавливает их связь между собой и разъясняемой нормой. Внутренняя форма определяет построение акта толкования, его композицию. От непротиворечивости разъяснения зависит убедительность акта и эффективность воздействия на юридическую практику8.

Внешняя форма.

Внешняя форма – способ выражения актов толкования в  определённых письменных документах. Признаками внешней формы актов  толкования являются их реквизиты: наименование органа, издавшего акт; наименование акта; порядковый номер; дата; содержание самого разъяснения и подпись руководителя органа. Устная же форма определяется нормами этики и юридической культуры. Акт толкования – это юридический документ. Существуют две разновидности актов толкования: акты толкования общего характера и акты казуального толкования. Акты толкования общего характера (те нормативного толкования) имеют установленную законом форму, аналогичную форме нрмоустановительных документов.

Акты казуального толкования содержат разъяснение смысла правовых норм для конкретных обстоятельств и определённых лиц, являются мотивировочной частью.

Необходимость актов  толкования заключается в общих  условиях необходимости толкования норм права и конкретными обстоятельствами, вызывающими появление актов толкования.

К общим условиям относятся: относительная самостоятельность права, что может оказывать влияние на базис общества. Самостоятельность выражается в конкретной форме. Относительность заключается в том, что право может отставать от развития общественных отношений или опережать ход развития. В общественной практике противоречия между юридическим и фактическим незначительные либо кажущиеся. Они могут быть устранены средствами официального толкования компетентными органами.

Информация о работе Толкование норм права