Толкование норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель моей работы состоит в изучении основных понятий, рассмотрении видов и способов толкования норм права, изучении основной научной литературы и подведении итогов. В соответствии с вышеуказанными целями, в исследовании поставлены следующие задачи:
1. Дать определение правового толкования;
2. Рассмотреть основные виды толкования;
3. Охарактеризовать нормативные акты, а также проанализировать их классификацию;

Содержание

Введение 3
1. Понятие и виды толкования права 4
1.1. Понятие толкования права 4
1.2. Виды толкования норм права 8
2. Акты толкования 16
3. Способы толкования норм права 20
Заключение 27
Библиография 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 68.75 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

Проблема толкования является одной из традиционных проблем юридической науки. Она имеет самостоятельное значение в процессе научного или обыденного познания государственно-правовой жизни. Необходимость четкого преставления о содержании действующих норм возникает в ходе правотворческой работы. Процесс толкования неизбежен при реализации правовых норм органами суда прокуратуры, арбитража, других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйственными структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданских юридически значимых действий и т.д.

Основу моего исследования составляют различные методы познания: изучения документов, историко-правовой, сравнительно правовой, формально юридический, анализ и синтез. Объектом данного исследования является общее понятие правового толкования, его специфика и особенности. Предмет исследования – применение правового толкования в общественной сфере, а также его роль и социальное направление.

Основная цель моей работы состоит в изучении основных понятий, рассмотрении видов и способов толкования норм права, изучении основной научной литературы и подведении итогов. В соответствии с вышеуказанными целями, в исследовании поставлены следующие задачи:

  1. Дать определение правового толкования;
  2. Рассмотреть основные виды толкования;
  3. Охарактеризовать нормативные акты, а также проанализировать их классификацию;
  4. Определить способы толкования.

Для написания данной курсовой работы использовалась литература таких авторов, как: В. В. Кожевников, Р. Т. Мухаев,  Г. В. Назаренко,  А. Ф. Черданцев и др.

 

  1. Понятие и виды толкования права
    1. Понятие толкования права

 

В процессе толкования устанавливаются смысл нормы права, её основная цель и социальная направленность, возможные последствия действия толкуемого акта, выясняются общественно историческая обстановка его принятия, условия, в которых происходит толкование, и т. д.

«Норма права – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством».1

Вступившая в законную силу норма права действует, т.е. может использоваться при регулировании общественных отношений. Но может и не использоваться. Практика знает немало так называемых «мертвых норм», которые существуют, но не реализуются в конкретных правоотношениях, в действиях граждан и иных лиц. Переход нормы права из сферы возможного в сферу практической деятельности, конкретных правоотношений осуществляется тогда, когда она становится известной участникам конкретных правоотношений и всем заинтересованным лицам.

Процесс уяснения норм права называется – толкованием (интерпретацией).

«Толкование норм права – это деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, специалистов-практиков или ученых, направленная на установление содержания норм права, на раскрытие выраженной в них воли законодателя».2

Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность. Предметом толкования выступает историческая воля законодателя, выраженная в законе (нормативном акте).

«Под процессом толкования правовых норм следует понимать совершение определенным субъектом совокупности действий в строгом их наборе, последовательности и системе, соответствующим образом оформленных и доведенных до сведения адресатов правовых предписаний».3

Разработка новых юридических предписаний невозможна без толкования норм права, поскольку в развитой системе законодательства большинство издаваемых норм, так или иначе, связано с уже существующими нормативными положениями.

Толкование норм права неизбежно при реализации правовых норм органами общих и арбитражных судов, прокуратуры, других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйствующими структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданами юридически значимых действий и т.д.

Задача и цель толкования заключается в правильном, точном и однозначном понимании и применении закона. Толкования норм права не вносит и не может вносить поправок дополнений в действующие нормы.

Оно должно только анализировать, изучать и разбирать действующие нормы толкования, и эти нормы во многом зависят от уровня правосознания толкующих лиц: их профессиональной подготовки, компетентности, эрудиции. Один и тот же закон можно истолковать по-разному, в зависимости от того, кто именно, каким образом и в каких целях его толкует.

Толкование является обязательной стадией правоприменительного процесса. Прежде чем применить какую-либо правовую норму, ее необходимо подвергнуть всестороннему толкованию и убедиться в том, что выраженная в ней воля законодателя понята правильно, а также выяснить действия нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Толкование особенно важно для работников правоприменительных органов, основной обязанностью которых является правоприменение, в ней воплощается  их деятельность. Но оно имеет большое значение и для простых граждан. Незнание закона, если он обнародован в соответствующей общедоступной форме, не освобождает от ответственности. Нельзя ссылаться не только на неведение, но и на заблуждение по поводу содержания законов.

Зачастую только тесное переплетение толкования закона и исследования фактических обстоятельств дела, подлежащего решению, дает возможность до конца понять смысл отдельных правовых положений и терминов, их применимость к отдельной категории дел. Например, такие термины, как «стечение личных и тяжелых семейных обстоятельств», «причины уважительные», «особо злостный характер», «крупные размеры» и т.д.

Основные причины необходимости толкования права следующие:

  • сложность или нечеткость юридических формулировок, скажем, изменяя их краткость, абстрактность либо, напротив, пространность;
  • несовершенство законодательной техники, поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность;
  • несовпадение норм и статей правовых актов, наличие бланкетных и отсылочных норм, нетипичных предписаний;
  • специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует  специальных познаний, высокой квалификации;
  • законодателю не всегда удается ясно и точно выразить свою волю в той или иной норме или акте, совместить «дух» и «букву» закона;
  • отдельная норма права действует не изолированно, а в системе других норм и только в этой взаимосвязи ее можно правильно истолковать.

Как специальный вид юридической деятельности толкование включает в себя два этапа:

  • Уяснение смысла правового предписания (для себя);
  • Разъяснения смыслового содержания нормы (для других).

Толкующий субъект вначале уясняет содержание и смысл правовой нормы для себя, решает, как он будет действовать, а затем в целях установления одинакового понимания и применения разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам. По своей сути первый вид толкования является познавательным, второй правоприменительным.

Уяснение – внутренний мыслительный процесс, направленный на установление содержания норм права путем выявления знаний и смысла терминов и выражений, заключенных в нормативных актах. Этот мыслительный процесс не выходит за сознание самого интерпретатора, оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком-либо акте. Данный процесс не является юридическим процессуальным действием. Подобное толкование может даваться не только официальным должностным лицом, но и рядовым гражданином. Оно не является обязательным для других. Толкование уяснение характеризует познавательную природу толкования норм права. Уяснение имеет творческий характер, и оно тем успешней, чем выше правовая культура субъектов, осуществляющих толкования.

Вторая сторона толкования  –  это разъяснение содержания норм права, при нем осуществляется не только мыслительный процесс, но и совершается реальное юридическое действие, находящее внешнее выражение в специальных актах, которые называются актами толкования, т.е. оно имеет документальное оформление. Разъяснение выступает в форме суждений, понятий, умозаключений. Его цель – раскрыть смысл нормы права и обеспечить правильное единообразное осуществление толкуемой нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении.

При применении права лицо или орган, применяющие юридические нормы, должны уяснить их смысл и ознакомиться с разъяснениями, даваемыми официальными органами, наука правового уяснения преследует цель установить ее смысл в полном объеме, в то же время разъяснение имеет,  как правило, более конкретное назначение – раскрыть смысл того или иного термина, объяснить на кого распространяет свое  действие толкуемая норма, каково ее соотношение с другими близкими по смыслу нормами и т.д. Уяснению подлежат все нормативные акты, разъяснению - лишь те, по поводу которых возникают сомнения  или разногласия на практике. За уяснением вовсе не обязательно должно следовать разъяснение, и в большинстве случаев для правильного правоприменения достаточно только уяснить смысл закона.

Толкование – разъяснение может быть дано различными субъектами права:

  1. высшими  представительными органами власти;
  2. правоприменительными органами;
  3. общественными объединениями;
  4. должностными лицами;
  5. научными учреждениями;
  6. учеными;
  7. частными лицами.

В связи с этим встает вопрос о юридической силе и практической значимости актов толкования.

 

    1. Виды толкования норм права

 

Толкование – разъяснение может быть классифицировано по различным основаниям:

    1. по юридической силе  выделяют официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование, в свою очередь, подразделяется на: нормативное и казуальное и судебное.

Нормативное толкование так же подразделяется: на аутентическое (аутентичное) и легальное (делегированное) толкование.

Не официальное толкование подразделяется на: доктринальное (научное, компетентное, профессиональное) и обыденное.

  1. по объему выделяют три вида толкования: буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное.

Так же толкование можно  подразделить на: устное и письменное.

Официальное  толкование дается уполномоченными на то органами и должностными лицами. Оно, как правило, документально оформляется в специальных актах (актах толкования) и является юридическим образовательным для всех, кого это касается; вызывает определенные последствия.

В Российской Федерации официальным толкованием права занимаются: высшие представительные органы, Конституционный суд РФ, Правительство РФ, отдельные министерства, государственные  комитеты. Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также соответствующие органы республик в составе России. Право официального толкования-разъяснения избирательного законодательства имеет Центральная избирательная комиссия. В ст. 125 п.5 Конституции РФ сказано, что: «Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, Органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации»4.  В ст. 126 и 127 Конституции РФ сказано, сто Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ дают разъяснение по вопросам юридической практики в рамках своей юрисдикции. Толкование актов Правительства РФ осуществляется им самим в рамках его компетенции. Министерства и ведомства могут сами толковать свои акты. Генеральный прокурор РФ дает толкование юридических норм в своих приказах, инструкциях, письмах только для подчиненных ему прокуроров.

  Одним из подвидов  официального толкования  является  нормативное толкование. Оно «  предназначается для общего руководства  в процессе применения права, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов».5 Нормативное толкование правовых актов дается на основе широкого изучения и обобщения юридической практики. Оно не «привязывается» к одному какому-либо случаю. Оно подается в общей  форме, практически в виде новой нормы. Субъект нормативного разъяснения, основываясь на собственном убеждении, учитывая имеющиеся мнения и сложившуюся практику, преследует цель обеспечения в дальнейшем единообразного понимания и применения толкуемой нормы.

Потребность в нормативном толковании возникает в случаях, когда интерпретируемые акты содержат правотворческие ошибки в виде неясных, недостаточно четких формулировок, по-разному понимаются и применяются правоприменительными органами.

Особенностью такого толкования является то, что оно закрепляется в форме тех нормативно-правовых актов, которые может принимать соответствующий государственный орган или должностное лицо. Например, Президент РФ может оформлять акты толкования своих нормативных указов в форме указов, Правительство РФ – в форме постановлений или распоряжений. Поэтому такие интерпретационные акты являются общеобязательными и подлежат применению одновременно с актами, содержание которых они интерпретируют.

Одновременно акты нормативного толкования не обладают свойствами нормативно-правового акта. Оно лишь устанавливает действительный смысл и сферу действия толкуемого акта, условия применения права и обязанности субъектов права.

Информация о работе Толкование норм права