Становление и развитие Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в исследовании понятия «федерация» и в рассмотрении особенностей федеративного устройства России по Конституции 1993 года.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– изучить теоретические основы федерации, как формы государственного устройства;
– проанализировать принципы и особенности федеративного устройства Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I
1.Становление и развитие Российской Федерации……………………………..4
2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации…………………5
Глава II
3.Понятие и виды форм государственного устройства……………………….14
4. Принципы и особенности федеративного устройства России……………..18

Заключение……………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………35
Научные монографии………………………………………………………….36
Статьи из периодических изданий……………………………………………36
Научная учебная литература……………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya V.M.docx

— 56.77 Кб (Скачать файл)

Конституционные требования организации публичной власти в  России предполагают неукоснительное  соблюдение органами власти ст. 71 Конституции  Российской Федерации, устанавливающей  предметы исключительного ведения  Российской Федерации. Эти предметы не могут быть переданы в ведение  субъектов Российской Федерации  или в сферу их совместного  с Российской Федерацией ведения иначе, чем через внесение изменений в Конституцию Российской Федерации.

«Исключительность» предметов  ведения Российской Федерации, согласно ст. 76 Конституции РФ, выражается, прежде всего, в том, что по предметам  ведения Российской Федерации принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории Российской Федерации. Поэтому органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  могут осуществлять по предметам  ведения Российской Федерации лишь исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах, установленных Федерацией. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 К. РФ). Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 К. РФ). Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 К. РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 К. РФ).

Равноправие и самоопределение  народов. Конституция Российской Федерации  исходит из принципа равноправия  и самоопределения народов в  Российской Федерации. «Федеративное  устройство Российской Федерации основано на равноправии и самоопределении  народов в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).

Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших  достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права.

Как известно, многие народы, проживающие на территории Российской Федерации, самоопределились, иногда и  по своей инициативе, но всегда с  согласия и, при поддержке государственных  органов Российской Федерации. Так  возникли, например, Башкирская и Бурятская  республики и многие другие. Самоопределение  в составе Российской Федерации  помогло становлению, как 10самоопределившихся народов, так и Российской Федерации как суверенного государства.

Именно историческое прошлое  и настоящее учитывались в  ст. 5 Конституции при констатации  того, что федеративное устройство Российской Федерации основано, в  частности, на «равноправии и самоопределении  народов в Российской Федерации».

Закрепленный статьей  принцип равноправия народов  в Российской Федерации означает также, что во взаимоотношениях с  федеральными органами государственной  власти все субъекты Российской Федерации  между собой равноправны. Тем  самым действующая Конституция  положила конец претензиям руководителей отдельных субъектов Федерации на особое положение этих субъектов в Федерации.

В Конституции РФ также  сказано, что «Российская Федерация  гарантирует всем ее народам право  на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и  развития» (ч. 3 ст. 68).

Кроме того, в этом контексте  важно отметить, что согласно ст. 69 Конституции РФ, «Российская Федерация  гарантирует права коренных малочисленных  народов в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

В целом выскажем мысль, что  принципы устройства федеративного  государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между  федеральным центром и субъектами Федерации. Попытки подорвать эти  принципы под видом все более  демократических, реальных моделей  федерализма ведут только к одному: размыванию, выхолащиванию главных, наиболее существенных черт федеративного  государства, к стиранию граней между  такими качественно различными формами  государственных образований, как  «конфедерация», «союз государств», «союзное государство», «унитарное государство».

Изложим некоторые промежуточные  выводы по настоящей главе:

– Россия по форме своего государственного устройства является федерацией. Федеративное устройство России имеет свою историю и фактически начинается с 1918 года. Однако, нужно признать что идеи федерализма в рамках РСФСР и СССР, очень часто были лишь декларативными, фактически государство управлялось из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления;

– принятие Конституции  Российской Федерации в 1993 г. стало  началом нового этапа построении федерализма как формы реальной демократизации власти. Конституция  России 1993 г. четко определила ее конституционно-правовой статус, провозгласила равноправие  субъектов Федерации, заложила базовые  принципы и основные рамки построения подлинной федерации;

– в то же время процесс  формирования государственного устройства РФ не завершился. С начала 90-х гг. Россия вошла в длительный переходный период, в рамках которого ведется  поиск оптимальных форм взаимодействия национальных аспектов государственного устройства с чисто экономическими и территориальными, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т.д.;

– наиболее важные принципы Российской Федерации как федеративного  государства таковы: верховенство Конституции  и федеральных законов; равноправие  субъектов Федерации; государственная  целостность; единство системы государственной  власти; разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ; равноправие и самоопределение  народов;

– принципы устройства федеративного  государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между  федеральным центром и субъектами Федерации. Попытки подорвать эти  принципы под видом все более  демократических, реальных моделей  федерализма ведут только к одному: размыванию, выхолащиванию главных, наиболее существенных черт федеративного государства, к стиранию граней между такими качественно различными формами государственных образований, как «конфедерация», «союз государств», «союзное государство», «унитарное государство».11

 

 

 

 

 

Заключение

Теперь, в соответствии с  поставленными ранее целью и  задачами выскажем несколько общих  выводов по данной работе.

Под формой государственного устройства понимаются территориальное  его устройство и характер взаимоотношений  между его составными частями  и центральной властью. Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная. В унитарных государствах обособление  частей в основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельную  политику не вырабатывают. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления, как у государства в целом, так и у его субъектов;

Можно выделить наиболее общие  черты, которые характерны для большинства  федеративных государств:

– территория федерации  состоит из территорий её отдельных  субъектов;

– в союзном государстве  верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным  государственным органам. Компетенция  между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией;

– субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

– основную общегосударственную  внешнеполитическую деятельность в  федерациях осуществляют союзные государственные  органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

– обязательным признаком  федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган  общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

– на сегодняшний день в мире насчитывается более 20 федераций, расположенных на пяти континентах, с совокупным населением около двух млрд. человек.

Судьбы российского федерализма  находятся в руках нынешнего  и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых  форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены  и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.

 

 

 

Список использованной литературы.

 

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст.

2.Закон РФ от 25.10.1991 №1807 «О языках народов Российской Федерации». Официальный текст.

3.Федеративный договор от 10.04.1992 г.

 

Научные монографии.

1.Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. М.: Право. 1996. – 92 с.

2.Бахлов И.В. Современное федеративное государство. СПб.: Град Петров. 2007. – 150 с.

3.Валентен С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М.: Гардарика, 2008. – 119 с.

4.Иванов В.Н., Яровой О.Я. Российский федерализм: становление и развитие. М.: Спутник+. 2006. – 280 с.

5. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Истоки. 2008. – 230 с.

6. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. М.: Право. 2001. – 125 с.

7.Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства. М.: Кодекс. 2002. – 320 с.

8.Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.В. Лазарева. М.: АкадемКнига. 2009. – 313 с.

9.Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: АкадемКнига. 2006. – 540 с.

Статьи из периодических  изданий

1.Барциц И.Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство. – 2008. – №9. – С. 16–25.

2.Златопольский Д.Л. Государственное единство Российской Федерации: некоторые аспекты проблемы // Вестник Московского университета. Серия XI. Право. – 2007. – №.4. – С. 18–27.

 

Научная и учебная  литература.

18. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. Кн. 1 – 3. М., 2005.

19. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: учеб.— М.: Изд. группа ИНФРА. М — КОДЕКС, 2008.

20. Карапетян Л.М. Федеративное  государство и правовой статус  народов. М., 2007.

21. Конституция Российской  Федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б.Н.Топорина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. — М.: Юрид. лит., 2007.

22. Лысенко В. Развитие  федеративных отношений и современной  России. М., 2005.

23. Основы государства  и права под ред. акад. Кутафина А. В. — М.: Юрист, 2006.

24. Общая теория права  и государства: Учебник для  юридич. вузов / Под ред. В.В.Лазарева. — М.: Юрист, 2005.

25. Федерализм. Энциклопедический  словарь. М., 2000.

26.Федеративный договор: Документы, Комментарий / Л.Ф.Болтенкова, Г.А.Гаджиев, Б.С.Крылов и др.;— М.: Республика, 2004.

1 Основы Конституции Р.Ф.

2Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник.- М.: Проспект, 2011. с. 401.

3СтрекозовВ.Г.Конституционное право России. Учебник. - М.: Юрайт, 2012.  с. 233.

4Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской

55Каковкина Е.Н. Конспект лекций по конституционному (государственному) праву России.- М.: Апрель-2000, 2012. с. 25.

6Стрекозов В.Г. Конституционное право России. Учебник. - М.: Юрайт, 2012. с. 20

7Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: учеб.— М.: Изд. группа ИНФРА. М — КОДЕКС, 2008

8Карапетян Л.М. Федеративное государство и правовой статус народов. М., 2007.

Информация о работе Становление и развитие Российской Федерации