Становление и развитие Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в исследовании понятия «федерация» и в рассмотрении особенностей федеративного устройства России по Конституции 1993 года.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– изучить теоретические основы федерации, как формы государственного устройства;
– проанализировать принципы и особенности федеративного устройства Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I
1.Становление и развитие Российской Федерации……………………………..4
2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации…………………5
Глава II
3.Понятие и виды форм государственного устройства……………………….14
4. Принципы и особенности федеративного устройства России……………..18

Заключение……………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………35
Научные монографии………………………………………………………….36
Статьи из периодических изданий……………………………………………36
Научная учебная литература……………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya V.M.docx

— 56.77 Кб (Скачать файл)

Объектами, составляющими  основу национального богатства, являются ресурсы континентального шельфа, территориальных  вод и 3морской экономической зоны Российской Федерации; охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение); объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

Существует Государственный  свод особо ценных объектов культурного  наследия народов Российской Федерации, состав которого определяется Президентом  России. Например, в соответствии с  Указом Президента Российской Федерации  от 6 ноября 1993 г. "О включении отдельных  объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного  наследия народов Российской Федерации" в этот свод входят: Государственный академический Мариинский театр (г. Санкт-Петербург); Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" (Спасо-Кижский погост, Республика Карелия); Госфильмофонд Российской Федерации (Московская область); Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная поляна" (Тульская область); Жостовская ордена "Знак Почета" фабрика декоративной росписи (Жостовский промысел, Московская область); Российский государственный исторический архив (г. Санкт-Петербург); Российский государственный архив древних актов (г. Москва).

К объектам, необходимым  для функционирования федеральных  органов государственной власти и решения общероссийских задач, относятся государственная казна  Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного  фонда Российской Федерации, фонда  социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка  Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды); имущество  Вооружейных Сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

В число этих объектов включены также высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты  Российской академии наук, отраслевых академий наук, ряда министерств Российской Федерации, государственных научных  центров; предприятия и объекты  геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраной окружающей природной среды и природных  ресурсов; предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений; предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны; государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение, и др.

К объектам оборонного производства относятся все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные  аппараты, военное снаряжение, предприятия  и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических  аппаратов, осуществляющие научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы в указанных областях — независимо от доли военных заказов; защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти Российской Федерации, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

Объектами отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства  России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, являются: предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с  законодательством Российской Федерации); предприятия топливно-энергетического  комплекса; предприятия и объекты  электроэнергетики (за исключением  объектов инженерной инфраструктуры городов); предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного  транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации (кроме  объектов инженерной инфраструктуры городов); федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие  их организации; предприятия связи, телевизионные и радиопередающие  центры; государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные--инспекции—и--лаборатории—по--сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

В число объектов, относящихся  исключительно к федеральной  собственности, входят также предприятия  фармацевтической промышленности,--промышленности--медико-биологических препаратов; предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.4

Постановление определяет круг объектов, относящихся к федеральной  собственности, которые могут передаваться в государственную собственность  республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов  Москвы и Санкт-Петербурга.

 

 

 

 

Глава II. 3. Понятие и виды форм государственного устройства

Под--формой--государственного--устройства--понимаются территориальное его устройство (административно-территориальное или национально-территориальное) и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов.

Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная. Унитарное  государство – единое, слитное  государство, состоящее в своей  основе из административно-территориальных  единиц, которые не имеют права  собственного местного законодательства, хотя могут издавать другие нормативные  акты (решения, постановления). Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства  распределяет или, наоборот, концентрирует  властные полномочия, тем самым предопределяя  правовую базу решения проблем общественного  развития.

Для унитарных государств характерно наличие следующих основных признаков:

– единая конституция;

– единая система высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство, судебная система);

-     единое гражданство;

-     единая система  права;5

-     территория  унитарного государства подразделяется  на административно-территориальные  единицы, не обладающие какой-либо  политической самостоятельностью.

Федеративное государство  – сложное государство, субъекты которого, обладая государственным  суверенитетом, объединились в общее  государство для решения общих долгосрочных задач. В теории различают автономную и союзную (договорную) федерацию.

Федеративная природа  ряда государств обусловлена в первую очередь многонациональным составом населения (Российская Федерация, Канада, Индия и т.д.). Часто также принимают федеративную форму государственного устройства территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) – одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра.

Основой федеративного устройства государств является национально-территориальный  или территориальный принцип, что  способствует разрешению национального  вопроса. В первом случае федерация  образуется из самостоятельных государств преимущественно на договорной основе, во втором – субъектами федерации выступают государственные образования, образованные по территориальному признаку.

В федеративном государстве  существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения  которой являются обязательными  для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Законодательный  орган традиционно состоит из двух палат, в одной из которых  представлены ее субъекты. Наряду с6высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.

Территория союзной федерации  состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином  всей страны. Имеются единые федеральные  вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.

Право выхода из состава  федерации за их субъектами в современных  конституциях не признается, что обеспечивает целостность и федеративное единство государства.

Самостоятельность субъектов  федерации определяется чаще всего  специальным нормативным актом  или конституцией союзного государства.

Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств и создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических) и, как правило, носит  временный характер. Впоследствии конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария), или распадается. Современными конфедерациями были Объединенная Арабская Республика (ОАР), включавшая Египет и  Сирию, а также Сенегамбия, объединявшая Сенегал и Гамбию. Конфедерация сочетает в себе признаки внутригосударственной и международно-правовой организации.

Конфедеративное объединение  предполагает создание высших органов. Принятые ими решения не носят  обязательного характера для  субъектов федерации, последние  могут отменить действия актов органов  конфедерации на своей территории (право  нуллификации). Ими можно руководствоваться, если субъект федерации в процессе принятия актов добровольно согласится их выполнять или впоследствии возложит на себя такую обязанность. Обычно центрального конфедеративного государственного аппарата не существует, а создаются высшие органы координирующего характера. Конфедерация государственным суверенитетом не обладает, субъекты имеют право выхода из ее состава, нет общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства.

Таким образом, в унитарных  государствах обособление частей в  основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельную  политику не вырабатывают, и выделиться в самостоятельные государства  не могут. В федеративном государстве  имеются высшие органы государственной  власти и управления, как у государства  в целом, так и у его субъектов.

 

  1. Принципы и особенности федеративного устройства России.

 

По конституции Российской Федерации выделяются несколько  основополагающих принципов федеративного  государства. Это верховенство Конституции  и федеральных законов, равноправие  субъектов федерации, государственная  целостность, единство системы государственной  власти, Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ и право, подразумевающие равноправие и самоопределение народов.

Рассмотрим каждый из них  подробнее.

Верховенство Конституции  и федеральных законов. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской Федерации и федеральные  законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Верховенство федеральной Конституции и федеральных  законов на всей территории РФ обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Причем понятие «федеральные законы» в контексте данной статьи следует понимать в его широком значении, т.е. и как собственно федеральные законы, и как федеральные конституционные законы.

Верховенство федеральных  законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного  соответствия Конституции и федеральным  законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов  и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного  ведения Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует из смысла данной статьи Конституции, это правило действует на всей территории Российской Федерации.

В части 1 статьи 76 говорится, что «по предметам ведения  Российской Федерации принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории Российской Федерации».

Часть 5 статьи 76 Конституции  РФ устанавливает гарантии и пределы  действия и применения федеральных  законов, а также законов и  иных актов субъектов Федерации, изданных по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам  совместного ведения Федерации и ее субъектов. В данной статье указано, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».

Информация о работе Становление и развитие Российской Федерации