Становление и развитие правовой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:03, реферат

Краткое описание

Право и государство неразрывно связаны друг с другом, но каждая страна строит правовую систему, беря во внимание индивидуальные особенности исторического развития. Поэтому правовые системы различных государств отличаются друг от друга и имеют свои характерные черты. Это отличие бывает очень значительным. Но также следует заметить, что отдельные страны оказывают на другие государства непосредственное влияние, имеющее как политический, идеологический, так и экономический характер. В результате этого внутри права одного государства сосуществуют различные правовые системы. В настоящее время эта тема очень актуальна, так как позволяет улучшить правовые системы, обогатить каждую из них.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Общие определения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2.1. Понятие правовой системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Основные виды правовых систем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

3.1. Романо-германская правовая система. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
3.2. Англосаксонская правовая система. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
3.3. Мусульманская правовая система. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

4. Становление правовой системы Российской Федерации. . . . . . . . . 11

5. Этапы развития правовой системы Российской Федерации. . . . . . 13

6. Современная правовая система Р.Ф. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

7. Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Право.docx

— 46.38 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное бюджетное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Омский государственный  технический университет»

 

Кафедра «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее  задание

 

 

на тему: «Становление и развитие правовой системы Российской Федерации»

 

по дисциплине: «Правоведение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала студентка гр.

 

Проверила:  

 

                                                                                        

                                                                  

 

Омск-2013

  

  Содержание

 

 

  1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

 

  1. Общие определения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

 

2.1. Понятие правовой системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

 

  1. Основные виды правовых систем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

 

    3.1. Романо-германская правовая система. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

    3.2. Англосаксонская правовая система. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

    3.3. Мусульманская правовая система. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

 

    4. Становление правовой системы Российской Федерации. . . . . . . . . 11

 

5.  Этапы развития правовой системы Российской Федерации. . . . . . 13

 

6.  Современная  правовая система Р.Ф. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

 

7.  Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Право и государство неразрывно связаны друг с другом, но каждая страна строит правовую систему, беря во внимание индивидуальные особенности  исторического развития. Поэтому  правовые системы различных государств отличаются друг от друга и имеют  свои характерные черты. Это отличие  бывает очень значительным. Но также  следует заметить, что отдельные  страны оказывают на другие государства  непосредственное влияние, имеющее  как политический, идеологический, так и экономический характер. В результате этого внутри права  одного государства сосуществуют различные  правовые системы. В настоящее время эта тема очень актуальна, так как позволяет улучшить правовые системы, обогатить каждую из них. Правовые системы отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, поэтому их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей. Мы можем со стороны рассмотреть и оценить право, которое существует сейчас в России, используя при этом опыт иностранных государств.

 

 Цель работы: изучить особенность  правовых систем современности, закономерности их становления и развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие определения

Понятие правовой системы

 

Познание сущности и роли права  в жизни требует широкого подхода  к правовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии между собой, а  также учета функциональных свойств правовых явлений по отношению к человеку, государству, обществу. Вместе с многочисленными определениями понятия права отражающими и раскрывающими его существенные черты, в научном проведении было обосновано и утвердилось понятие «правовая система». Правовая система – это основанная на государственной воле господствующего класса или всего общества совокупная связь права, правосознания и юридической практики.

Основным элементом системы  права является отрасль права. В отличие от других структурных элементов системы права отрасль, не порывая системной связи, обладает относительной автономией: способна к самостоятельному функционированию в общей системе права.

Отрасль права – это  относительно самостоятельное подразделение  системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический  вид общественных отношений. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права.

Правовой институт –  это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений.

Правовой институт – самостоятельное  первичное подразделение отрасли. Правовые нормы образуют отрасль  не непосредственно, а через институты. Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят  из самих институтов. Так, отрасль  конституционного права включает «институт  гражданства», «институт избирательного права» и другие.

Родственные институты одной и  той же отрасли права в своей  совокупности образуют подотрасль права. Нормы подотрасли права регулируют группы близких отношений определенного вида. Например, «обязательственное право» в составе отрасли гражданского права объединяет целый ряд правовых институтов. Таким образом, система права состоит из отраслей, включающих подотрасли права «правовые институты».

 

Важным признаком  деления на различные правовые системы  является норма права. Правовая норма – это правило поведения установленное государством. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях.

Характерными  признаками правовой нормы являются:

  1. Норма права устанавливается или санкционируется государством. Это модель поведения, которая закрепляется в официальных государственных актах.
  2. Норма права имеет предоставительно - обязывающий характер. С одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав субъекта, а с другой стороны, норма права обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая тем самым свободу отдельных лиц.
  3. Реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения. Нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечет за собой применение со стороны компетентных государственных органов мер юридической ответственности к правонарушителям.

 

 

 

Основные виды правовых систем

 

 

Романо-германская правовая система

 

Одной из основных правовых систем современности является романо-германская правовая семья. Это  яркий пример того, как внутри одного исторического типа сосуществуют несколько  различных правовых систем. Отличительной  особенностью романо-германской правовой семьи является то, что она покоится на нормативно - правовых актах, которые, как правило, кодифицированы. На таких кодифицированных основах законодательства основывается право Франции, Германии, Испании, Италии и т.д. Право нашей страны также тяготеет к романно - германской правовой семье.

Говоря о романо-германском праве, мы говорим о правовой культуре, основанной на юридической системе  Древнего Рима. Однако «вопреки довольно распространенному мнению, романо-германское право опиралось непосредственно  на римское частное право  — право конституционного характера, хаотическое, лишь в какой-то мере систематизированное в компиляции свода законов Юстиниана. Упомянутые достижения правовой культуры являются, скорее, элементом духовной жизни Возрождения, созданным в западноевропейских толкователями положений римского частного права — глоссаторами, историческая, недостаточно оцененная, заслуга которых состояла в том, что они на новом уровне духовной и интеллектуальной жизни эпохи Возрождения создали логические принципы, конструкции и обобщенные формулы, заложенные в римском частном праве. Они-то, эти логические принципы, конструкции и обобщенные формулы, а также терминология римского права, и могут быть охарактеризованы в качестве материалов правовой культуры, которая была воспринята законодательством континентальной Европы, а затем через более совершенные достижения его распространилось на многие страны мира». 

Во всех странах романо-германской семьи признается деление права на публичное и частное, известное еще со времен Римской империи и ставшее классическим.

Важнейшим источником романо-германского  права выступает закон. Законы принимаются  парламентами стран системы, обладают высшей юридической силой и распространяются на всю территорию государства, всех его граждан. Заметим приоритет  по отношению ко всем остальным источникам права. Он может запрещать или легализировать обычаи, отдельные положения судебной практики, внутригосударственные договоры.

Согласно романо-германской доктрине законы подразделяются на конституционные и обычные. Во всех странах системы закреплены принципы приоритета конституционных законов над обычными.

Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множество  подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью.

Вторым источником романо-германского  права является обычай, который выступает  в качестве дополнения к закону. Кроме того обычай исполняет функцию  сглаживания противоречий, несправедливости законодательных решений.

Третьим источником романо-германского  права с определенными оговорками может быть признана судебная практика. Смысл этих оговорок сводится к тому, что согласно действующей доктрине, нормы права могут приниматься  только самими законодательными или  уполномоченными органами. Судебные практики верят лишь толкователям закона или каким-либо другим нормативным  актам.

«В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в  целом, координируют их в зависимости  от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений  в данный исторический период». 

Но все сферы общественной жизни не сразу подвергались нормативному регулированию. Поначалу оно захватило лишь сугубо государственные интересы, а частные, имущественные и брачно - семейные продолжал регулировать обычай и судебная практика. Но постепенно нормативное регулирование распространилось на все

сферы, области общественной жизни: как государственную, так и частную, и стало единственной формой правового  регулирования.

Нормативно-правовые акты создаются  специальными компонентными государственными органами или же в результате референдума.

 

Англосаксонская правовая система

 

Ярким примером страны с англосаксонским  или общим правом является Великобритания. Однако англичане не дают четкого  определения общего права, ссылаясь на то, что оно нигде не записано и при этом отражает сущность английского правосознания, дух справедливости. «Общее право  —это древнее право страны, сформированное из обычая и интерпретированное судьями при рассмотрении конкретных дел», —так характеризуется общее право в статье доктора юридических наук «Характерные особенности современной английской уголовной юстиции». Общее право соединяет в себе нормы, которые сложились в процессе судебной практики, то есть по решениям Высшего апелляционного суда Великобритании и палатой лордов, а не установленные законодательными актами.

Правовые системы многих стран  относятся к англосаксонской  правовой семье. Среди них Соединенное  Королевство Великобритании и Северной Ирландии, США, Австралия, Канада, Новая  Зеландия, то есть в основном это  бывшие колонии Англии.

Общее право  — это такая правовая система, главным источником которой является судебный прецедент. С латыни прецедент переводится как «предшествующий». Сейчас прецедентом называется решение суда по конкретному делу, причем обоснование данного решения становиться правилом, обязательным для всех судов той же или более низкой инстанции или при рассмотрении аналогичных дел. Как уже было сказано выше, судебный прецедент является основой всей англо-саксонской правовой системы. При создании судебного прецедента судья не создаёт новую правовую норму, он обобщает то, что «вытекает из общих начал права, заложенных в человеческой природе». На самом деле судья имеет право не применять судебный прецедент из-за каких-либо особенностей рассматриваемого дела, также он может вывести новое правило или по своему усмотрению выбрать прецедент из их огромного количества и по - своему его объяснить. Следовательно, судья имеет весьма широкие полномочия. В юридической литературе право государства, которое основывается на судебном прецеденте, называется не иначе, как «право, создаваемое судьями».

«В законодательной деятельности в области уголовного права можно  отметить, по крайней мере, две особенности. Первая из них заключается в том, что законодательная регламентация  почти не касается вопросов общей  части, английского уголовного права; принципы уголовной ответственности  в основном остаются сформулированными  общим правом. Вторая особенность  касается формы уголовных законов. Привыкнув к прецеденту, то есть к решению суда по конкретному  делу, английский юрист предъявляет  такие же требования и к форме  парламентского статуса, пологая, что  он должен быть максимально подробным. Причем предполагается, что такая  деятельность законодательных формулировок призвана обеспечить единство судебной практики.

Чрезмерно статутная детализация  позволяет судам отступать от закона, не применять его при наличии  малейших отклонений конкретного дела от описанной в законе ситуации, либо, наоборот, расширять сферу  его действия». 

В зависимости от того, как правовая система отражает настоящие отношения, можно судить о том, насколько она развита. Демократизм законодательства позволяет судьям вести себя более активно в рамках общей связанности с законом и влиять этим на дальнейшее развитие права.

 

Мусульманская правовая система

Информация о работе Становление и развитие правовой системы Российской Федерации