Становление и развитие Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в исследовании понятия «федерация» и в рассмотрении особенностей федеративного устройства России по Конституции 1993 года.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– изучить теоретические основы федерации, как формы государственного устройства;
– проанализировать принципы и особенности федеративного устройства Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I
1.Становление и развитие Российской Федерации……………………………..4
2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации…………………5
Глава II
3.Понятие и виды форм государственного устройства……………………….14
4. Принципы и особенности федеративного устройства России……………..18

Заключение……………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………35
Научные монографии………………………………………………………….36
Статьи из периодических изданий……………………………………………36
Научная учебная литература……………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya V.M.docx

— 56.77 Кб (Скачать файл)

Часть 6 статьи 76 устанавливает  важную гарантию приоритета нормативного правового акта субъекта Федерации  в случае противоречия между федеральным  законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью 4 той же статьи. Это означает, что  при наличии такого противоречия действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Необходимо отметить, что, несмотря на то, что в Конституции  Российской Федерации определены основные принципы верховенства Конституции  и федеральных законов, данный основополагающий государственный принцип нарушается. Так, во многих республиках Российской Федерации закреплено юридическое верховенство их конституций по отношению к федеральной Конституции (Ингушетия, Калмыкия, Татарстан, Башкортостан, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика). Некоторые субъекты установили в одностороннем порядке приоритет республиканского законодательства над федеральным, закрепили право приостановления на территории республики действия законов и иных нормативных актов Российской Федерации, если они противоречат Конституции или законам субъектов Российской Федерации (Саха, Коми, Тыва, Татарстан, Башкортостан). Все эти установления-нарушения разрушают единое правовое пространство Российской Федерации и ведут к возникновению правового сепаратизма. В то же время отметим ту работу, которую ведет Администрация действующего президента РФ Д.А. Медведева, по приведению в соответствие с Конституцией отдельных нормативных актов субъектов федерации.

Равноправие субъектов федерации. Конституция Российской Федерации  в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что «Российская  Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов  Российской Федерации». Это равноправие  также состоит в предоставлении всем субъектам Российской Федерации  прав принятия законов (ст. 76 Конституции  РФ).

Равноправие субъектов Российской Федерации состоит также в  равном представительстве всех субъектов  в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти» (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).

Также равноправие субъектов  РФ состоит и в том, что «во  взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой  равноправны» (ч. 4 ст. 5 Конституции  РФ). В то же время между субъектами Федерации имеются определенные различия в государственной организации субъектов. В первую очередь мы говорим о республиках.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Конституции «Республика  является государством в составе  Федерации». Она обладает всей полнотой государственной власти на своей  территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведении  федеральных органов государственной  власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ. За республиками закреплено право на принятие Конституций, в то время как остальные субъекты Федерации 7принимают Уставы: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство» (ч. 2 ст. 5 К. РФ).

Республики в составе  РФ самостоятельно определяют систему  своих органов государственной  власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и  исполнительных органов государственной  власти в РФ и законодательством  республики. Помимо этого республики имеют право на именование своих  органов государственной власти высшими. Так, каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган – Парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое Правительство; Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Только республики наделены правом устанавливать свои государственные языки. Различие есть также и в наличии республиканского гражданства.

Каждая республика имеет  право на государственную символику, которая включает Государственный  герб, Государственный флаг и Государственный  гимн, а также право на столицу. Каждая республика самостоятельно утверждает Государственный герб, Государственный  флаг и Государственный гимн –  официальные символы государства, выражающие его самобытность и исторические традиции народов, населяющих эти республики, а также имеет столицу.

Государственная целостность. Федеративное устройство Российской Федерации  основано на ее государственной целостности. Часть 3 статьи 4Конституции РФ говорит, что «РФ обеспечивает целостность  и неприкосновенность своей территории», а часть 3 статьи 5, что «федеративное  устройство РФ основано на ее государственной  целостности».

Российская Федерация  состоит из государств, государственно-территориальных  и национально-государственных образований, созданных для достижения общих  целей с помощью федеральной  власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной  целостности Российской Федерации.

Государственная целостность  Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью  ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает  установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий  для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (часть 1 статьи 8 Конституции РФ); верховенством  Конституции РФ и федеральных  законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 К. РФ); единым гражданством Российской Федерации (ст. 6 К. РФ); отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.

Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение –  одной из важнейших его функций.

Единство системы государственной  власти. Закрепляя принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, Конституция Российской Федерации в то же время подчеркивает, что федеративное устройство Российской 8Федерации основано на единстве системы государственной власти. Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти означает, что Российская Федерация берет на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеют право на им принадлежащие и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия.

Единство системы государственной  власти – одна из гарантий государственной  целостности Российской Федерации. Единство системы государственной  власти выражается в наличие единого  органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.

В Российской Федерации государственная  власть реализуется системой, в которую  входят федеральные государственные  органы – Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации (ст. 11 Конституции  РФ).

Федеральная государственная  власть распространяется на всю территорию Российской Федерации и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием  РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Генеральным прокурором РФ. Федеральные органы государственной власти в рамках Конституции и законов Российской Федерации обеспечивают единство системы государственной власти в Российской Федерации.государственная власть субъектов Российской Федерации является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти в 9Российской Федерации и распространяется на территорию субъектов Российской Федерации. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  несут ответственность за соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации.

Местная государственная  власть является неотъемлемой составной  частью единой системы государственной  власти в Российской Федерации. Она  осуществляется представительными, исполнительными  и судебными органами, созданными в городах и районах, а также  иных административно-территориальных  единицах, непосредственно входящих в состав субъектов Российской Федерации, и распространяется на территорию городов  и районов, а также иных административно-территориальных  единиц, непосредственно входящих в  состав субъектов Российской Федерации.

Местная государственная  власть взаимодействует с местным  самоуправлением в формах, определенных федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации. Местные органы государственной власти осуществляют контроль за деятельностью органов местного самоуправления по вопросам обеспечения законности и правопорядка, а также использования материальных и финансовых средств, выделяемых местному самоуправлению в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных органов государственной власти.

Единство государственной  власти в системе представительных и законодательных органов государственной власти обеспечивается:

– правом участия представительных и законодательных органов субъектов  Российской Федерации в федеральном  законодательном процессе;

– правом участия местных  представительных органов в законодательном  процессе субъектов Российской Федерации;

– правом отмены Федеральным  Собранием РФ по заключению Конституционного Суда РФ законов субъектов Российской Федерации, нарушающих Конституцию  и законы Российской Федерации;

– правом отмены представительными  и законодательными органами субъектов  Российской Федерации по заключению конституционных (уставных) судов субъектов  Федерации решений местных представительных органов, нарушающих Конституцию и  законы Российской Федерации, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации.

Единство государственной  власти в системе исполнительных органов государственной власти обеспечивается: подчинением органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениям федеральных  органов исполнительной власти в  пределах, установленных Конституцией и законами Российской Федерации; подчинением местных органов исполнительной власти решениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах, установленных конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  несут конституционную ответственность  за действия, нарушающие единство системы  государственной власти в Российской Федерации. Президенты и главы администраций (губернаторы) субъектов Российской Федерации могут быть отстранены от занимаемой должности за неоднократное  грубое нарушение Конституции и  законов Российской Федерации, а  также иные действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации. Президенты и главы администраций (губернаторы) отстраняются от должности указом Президента РФ на основе решения Конституционного Суда РФ.

Представительные и законодательные  органы субъектов Российской Федерации  могут быть распущены за неоднократное  грубое нарушение Конституции и  законов Российской Федерации, принятие законов и иных нормативно-правовых актов, подрывающих суверенитет  и территориальную целостность  Российской Федерации, наносящих ущерб  обороноспособности государства и  разрушающих единую денежную и бюджетно-финансовую систему Российской Федерации. Представительные и законодательные органы субъектов  Российской Федерации распускаются указом Президента РФ по представлению  Федерального Собрания РФ и на основе заключения Конституционного Суда РФ.

Местные органы государственной  власти несут конституционную ответственность  за действия, нарушающие единство системы  государственной власти в Российской Федерации. Формы ответственности  местных органов государственной  власти за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации устанавливаются  конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ. Как уже было отмечено выше, характерная  черта всякой федерации – разграничение  предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов. Часть 3 статьи 11 Конституции РФ гласит, что «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении  предметов ведения и полномочий». Основной закон России определяет предметы ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения (ст. 72), а также полноту государственной  власти субъектов Российской Федерации (ст. 73).

Информация о работе Становление и развитие Российской Федерации