Социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:14, контрольная работа

Краткое описание

Становление социального государства в современной России сопряжено с большими трудностями. Реформирование экономики не привело к разделению собственности и власти, средний класс, гражданское общество находятся в процессе формирования, политические свободы не стали средством обеспечения экономической свободы. Асоциальные слои продуцируют асоциальную мораль, тиражируют ее не только в своей среде, но и распространяют на общество в целом. Государство не выполняет в полной мере свои основные функции обеспечения безопасности граждан, их экономического благосостояния, прав и свобод. Налицо регресс многих социально-гражданских ценностей, деформация многих социальных отношений. Констатацию тенденций, не приближающих, а удаляющих сегодня Россию от модели социально-правовой государственности, можно было продолжать. Но гораздо продуктивнее обозначить направления, наметить пути и приоритеты, реализация и воплощение которых позволит со сдержанным оптимизмом смотреть в будущее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и признаки социального государства……………………………. 4
2. Функции и условия формирования
социального государства………………………………………………………...6
3. Приоритеты социального государства на примере РФ……………………...9
4. Механизмы реализации социальной
политики государства…………………………………………………………...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)


20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….              3

1. Понятие и признаки социального государства…………………………….              4

2. Функции и условия формирования

социального государства………………………………………………………...6

3. Приоритеты социального государства на примере РФ……………………...9

4. Механизмы реализации социальной

политики государства…………………………………………………………...13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Становление социального государства в современной России сопряжено с большими трудностями. Реформирование экономики не привело к разделению собственности и власти, средний класс, гражданское общество находятся в процессе формирования, политические свободы не стали средством обеспечения экономической свободы. Асоциальные слои продуцируют асоциальную мораль, тиражируют ее не только в своей среде, но и распространяют на общество в целом. Государство не выполняет в полной мере свои основные функции обеспечения безопасности граждан, их экономического благосостояния, прав и свобод. Налицо регресс многих социально-гражданских ценностей, деформация многих социальных отношений. Констатацию тенденций, не приближающих, а удаляющих сегодня Россию от модели социально-правовой государственности, можно было продолжать. Но гораздо продуктивнее обозначить направления, наметить пути и приоритеты, реализация и воплощение которых позволит со сдержанным оптимизмом смотреть в будущее.

Тема приоритетов социального государства и путей претворения этих решений в жизнь для России, российских граждан сверх актуальная тема. Каждый из нас видит социальные проблемы на своем уровне, анализирует принимаемые государственные решения на высшем уровне, ощущает и не ощущает реализацию принятых решений, и хочет увидит результат закрепившийся в повседневной жизни. 

Целью настоящей работы является анализ теоретических вопросов: «сущность и функции социального государства» и практических вопросов: «приоритеты социального государства и механизмы его функционирования».

Для решения поставленных задач нами были изучены учебная литература и периодические издания описывающие вышеуказанные проблемы. Все использованные источники перечислены в списке литературы.

 

1 Понятие и признаки социального государства

 

Социальное государство – это демократическое государство, служащее интересам общества, обеспечивающее социальную ориента­цию развития рыночной экономики, проводящее активную, сильную и эффективную социальную политику, направленную на реализацию принципов социальной справедливости, социальной защищенности, социального партнерства и социальной солидарности членов общества, на повышение или стабильное обеспечение жизненного уровня населе­ния, защиту и осуществление прав и свобод граждан, создание современных систем здравоохранения, образования и социального обеспече­ния, поддержание неимущих и малоимущих социальных слоев, на предотвращение и разрешение социальных конфликтов и так далее[1].

Социальное государство - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г.

Сущностью этого типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие "гражданское общество". Принципиальное его отличие от предшествующих типов эксплуататорского государства состоит в том, что основной его целью является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не отдельной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности, приоритете прав человека перед интересами иных участников общественных отношений (хозяйствующих субъектов, государственных органов, должностных лиц и т.д.).

Понятие "социальное государство" столь многогранно, что специалистам так и не удалось прийти к единому мнению. Тем не менее, резюмируя мнения российских и зарубежных ученых, а также обобщая практику конституционного закрепления принципа социального государства и его реализации в ряде стран мира, П.К. Гончаров констатирует, что "социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности".

Практика социальных государств показывает, что все они в процессе своей деятельности опираются на ряд принципов, включая:

-экономическую свободу человека и признание права предпринимателей и их объединений, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;

-доверие к регулирующей роли рынка через спрос, предложение, ценообразование, конкуренцию, но одновременно и ответственность государства за игру рыночных сил и создание условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, направленной на обеспечение благополучия своих граждан;

-социальную справедливость и солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и загрузки трудоспособных, чтобы помочь уже нетрудоспособным;

-участие работников в управлении производством и распределением, в общественной и государственной жизни, развитие при этом различных форм экономической демократии[2].

Главная задача социального государства - достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное существование.

 

2 Функции и условия формирования социального государства

 

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового, на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства;

б) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства -- специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

1. поддержка социально незащищенных категорий населения;

2. охрана труда и здоровья людей;

3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10. забота о сохранении мира в обществе[3].

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Оно сглаживает имущественное или иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благополучной для человека жизненной среды.

С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства есть описание фактов, позволяющих сделать вывод о наличии интересующего явления. Таковыми являются:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего -- должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны[4].

Исходя из этого можно сказать, что социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, и идет по пути гуманизации общества - стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Оно призвано обеспечивать благо индивида: социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Государство непосредственно занимается распределением общественного богатства, но при этом не подрывает такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождает массовое социальное иждивенчество.

 

3. Приоритеты социального государства на примере РФ

 

Выбирая приоритеты при строительстве социального государства в России у российских граждан на референдуме в декабре 1993 года другой альтернативы социальному государству не было. Строить государство, обслуживающее чисто капиталистическую экономику, регулируемую стихией рынка, и соответствующее этому социальное устройство жизни страны было невозможно по ряду причин.

Во-первых, экономической основой социалистического государства была единая экономика, строившаяся десятки лет как единый народнохозяйственный комплекс на принципе специализации и кооперации как в масштабах бывшего Союза, так и в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. Практически все предприятия были монополистами, не способными к действиям в конкурентной среде.

Во-вторых, трудовые коллективы, имеющие многолетний опыт функционирования в условиях коллективного самоуправления, не приняли бы чисто капиталистическую модель, как экономическую основу государства, «выталкивающую» общественные формы управления с предприятий, учреждений и других форм организаций.

В-третьих, в стране отсутствовали кадры как в Германии «промышленных фюреров», способные организовать социальное рыночное хозяйство на базе капиталистического[5].

В то же время возврат к социалистическому государственному устройству стал также невозможным по многим причинам.

На каждом этапе своего развития социальное государство определяет приоритеты в реализации установленных принципов. Приоритеты определяются, исходя из степени остроты важнейших социально-экономических и политических проблем. Приоритеты определяются, исходя из проблемного видения самых значительных проблемных вопросов возникших в данной исторической ситуации, разрешение которых будет способствовать переходу общества на качественно новый уровень социально-экономического развития, опирающегося на демократические принципы и правовые нормы.

Информация о работе Социальное государство