Соотношение реадмиссии и административного выдворения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 13:30, реферат

Краткое описание

Как уже отмечалось выше, основанием для применения института реадмиссии является заключенный и вступивший в законную силу с учетом требований Конституции Российской Федерации международный договор Российской Федерации, нормы которого получают развитие в актах национального законодательства (Федеральный закон от 6 мая 2008 года № 60-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») и подзаконных актах (в настоящее время разрабатываются)

Вложенные файлы: 1 файл

Соотношение реадмиссии и административного выдворения.docx

— 33.83 Кб (Скачать файл)

Соотношение реадмиссии и административного выдворения

1. Как уже отмечалось выше, основанием для применения института реадмиссии является заключенный и вступивший в законную силу с учетом требований Конституции Российской Федерации международный договор Российской Федерации, нормы которого получают развитие в актах национального законодательства (Федеральный закон от 6 мая 2008 года № 60-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») и подзаконных актах (в настоящее время разрабатываются).

Институт же административного  выдворения урегулирован только на основании актов федерального законодательства, а именно:

• Конституции Российской Федерации;

• Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях;

• Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации»;

• Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Феде рации и въезда в Российскую Федерацию» и

• ведомственного нормативного правового акта — приказа МВД  России от 26 августа 2004 г.

2. Административное выдворение:

• вид административного  наказания (применяется как в качестве основного, так и дополнительного наказания);

• назначается только судьей;

• реализуется в двух формах:

– принудительное и контролируемое перемещение за пределы Российской

Федерации;

– контролируемый самостоятельный  выезд иностранного гражданина за пределы Российской Федерации;

• предусмотрена возможность  обжалования постановления об административном выдворении;

• осуществляется только в  государство гражданской принадлежности или постоянного проживания иностранного гражданина или лица без гражданства;

• постановление об административном выдворении исполняется органами внутренних дел;

• административное выдворение может также осуществляться за счет средств стороны, пригласившей выдворяемое лицо;

• о факте административного  выдворения уведомляется дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего иностранного государства.

Реадмиссия:

• в отличие от административного  выдворения не является видом наказания;

• в отличие от административного  выдворения решение о реадмиссии принимается во внесудебном порядке — директором (заместителем директора) ФМС России;

• в отличие от административного  выдворения может осуществляться, в том числе в государство, с территории которого иностранный гражданин или лицо без гражданства непосредственно прибыли в Российскую Федерацию;

• лица, подпадающие под  реадмиссию, содержатся отдельно от лиц, в отношении которых принято решение об административном выдворении,  в специальном учреждении ФМС России;

• в отличие от административного  выдворения решение о реадмиссии исполняется ФМС России.

Следует иметь в виду, что международная практика не выделяет реадмиссию как самостоятельный правовой

институт и, соответственно, в актах национальных законодательств  иностранных государств реадмиссия не урегулирована, оставаясь исключительно категорией международного права. С точки зрения международной практики реадмиссия представляет собой лишь технический механизм, используемый при реализации решения о принудительном удалении иностранного гражданина или лица без гражданства с территории государства. Подробнее об этом см. часть первую настоящего Руководства.

Соотношение реадмиссии и депортации

1. Помимо рассмотренных  выше общих черт, присущих всем  без исключения формам принуди тельного возвращения иностранного гражданина или лица без гражданства, некоторые критерии двух данных форм совпадают.

Так, депортация, как и  реадмиссия, не является видом наказания и представляет собой механизм принудительной высылки иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

Депортация и реадмиссия осуществляются во внесудебном порядке — решения принимаются ФМС России. Практическая реализация вынесенных решений также осуществляется подразделениями Федеральной миграционной службы.

Реадмиссия и депортация общие черты:

• не являются видами наказания;

• высылка иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации;

• решения принимаются  ФМС России;

• решения реализуются  подразделениями ФМС России.

2. Вместе с тем процедуры  депортации и реадмиссии имеют и существенные различия.

Правовую основу института  депортации составляют исключительно  акты федерального законодательства:

• Конституция Российской Федерации;

• Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

• Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;

• Ведомственный нормативный  правовой акт — приказ МВД России от 26 августа 2004 г.

Депортация:

• применяется в случае несоблюдения иностранным гражданином  или лицом без гражданства ранее объявленного ему требования покинуть территорию Российской Федерации в связи с:

– сокращением срока пребывания (проживания) в Российской Федерации (обязан выехать из Российской Федерации в течение 3 дней);

– аннулированием разрешения на временное проживание или вида на жительство (обязан выехать из Российской Федерации в течение 15 дней);

– отказом в удовлетворении ходатайства о признании беженцем (обязан выехать за пределы Российской Федерации в течение 1 месяца со дня получения уведомления об отказе);

– получением уведомления  об утрате или лишении статуса беженца (обязан покинуть территорию Российской Федерации в течение 1 месяца со дня получения уведомления об утрате или лишении статуса беженца);

– вынесением решения о  нежелательности пребывания (проживания).

• при утрате или прекращении  законных оснований для дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

Под такими основаниями понимаются, например, случаи аннулирования разрешения на временное проживание либо вида на жительство, сокращения рока временного пребывание или проживания,тлишения соответствующего статуса.

• осуществляется только в  государство гражданской принадлежности или

постоянного проживания иностранного гражданина или лица без гражданства;

• о факте депортации уведомляется дипломатическое представительство  или

консульское учреждение соответствующего иностранного государства.

Реадмиссия:

• в отличие от депортации не обусловлена критерием неисполнения иностранным гражданином или лицом без гражданства требования покинуть

территорию Российской Федерации;

• может осуществляется, в том числе в государство, с территории которого иностранный гражданин или лицо без гражданства непосредственно

прибыли в Российскую Федерацию;

• лица, подпадающие под  реадмиссию, содержатся отдельно от лиц, в отношении которых принято решение о депортации, в специальном учреждении ФМС России.

Соотношение административного  выдворения и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства

Административное выдворение как мера административного принуждения имеет сходство с такой мерой принуждения, как депортация. В международном праве депортация означает принудительную высылку лица в другое государство, обычно под конвоем. По смыслу ст.ст. 2, 31, 34 Закона «О правовом положении иностранных граждан» под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации и случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Субъектами депортации могут быть только иностранные граждане или лица без гражданства.

Порядок применения депортации строго регламентирован. Текущее законодательство устанавливает, что иностранный гражданин подлежит депортации в случаях:

1. если срок проживания  или временного пребывания иностранному  гражданину сокращен и он не выехал из Российской Федерации в течение 3 дней;

2. если аннулировано разрешение  на временное проживание или  вид на жительство и иностранный гражданин не выехал в течение 15 дней;

3. в отношении иностранного  гражданина принято решение о  нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;

4. в отношении иностранного  гражданина совместно с членами  семьи, получившего уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или об отказе в признании беженцем либо уведомление об утрате или о лишении статуса беженца либо утратившего временное убежище или лишенного временного убежища, не использовавшего право обжалования вынесенного решения или получившего отказ на жалобу и не имеющего иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, а также лишенного статуса беженца или временного убежища в связи с его осуждением за совершение преступления на территории Российской Федерации, - после отбытия наказания, если иные правила не предусмотрены международными договорами Российской Федерации;

5. в случае выявления  у него ВИЧ-инфекции.

Следует отметить, что депортация не является видом административного  наказания, применяемого к иностранным  гражданам (лицами без гражданства). Это особый инструмент государственного принуждения, применение которого, прежде всего, направлено на обеспечение безопасности и охрану здоровья иных граждан. Для применения депортации в отношении иностранного гражданина (лица без гражданства) наличие события правонарушения не обязательно. По общему смыслу существующего законодательства основанием для депортации служит само пребывание иностранного гражданина в государстве, создающее угрозу как всему обществу, так и отдельным его членам Российский Б.В. Административная ответственность: Курс лекций. М., Норма, 2004..

Депортация иностранных  граждан (лиц без гражданства) характеризуется  следующими особенностями:

1. Это мера государственного  принуждения, направленная на  ограничение прав и свобод  иностранных граждан (лиц без  гражданства) в Российской федерации.

2. Субъектами депортации  выступают только иностранные  граждане и лица без гражданства.

3. Депортация за пределы  Российской Федерации иностранных  граждан (лиц без гражданства)  осуществляется только на основании  решения компетентного органа исполнительной власти.

4. Депортация не является  видом административного наказания,

5. Депортация применяется  как за правомерное, так и  за неправомерное деяние (действие или бездействие).

Что касается административного  выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, оно было рассмотрено в предыдущем параграфе. При этом оно имеет следующие особенности Шерстобоев О.Н. Административное выдворение иностранных лиц и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации: сущностные характеристики // Право и политика. 2008, № 3.:

1. Эта мера административного  принуждения, направленная на  ограничение прав и свобод  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Российской  Федерации.

2. Субъектами административного  выдворения выступают только иностранные граждане и лица без гражданства.

3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется за совершенное административное правонарушение.

4. Решение об административном  выдворении принимается и осуществляется в одностороннем порядке. Оно назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами. Постановление об административном выдворении выносится без согласования с государством, гражданином которого является лицо, оно может только уведомляться об этом.

5. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.

6. Исполнение решения  об административном выдворении  предполагает либо контроль за выездом, который осуществляется за счет средств выдворяемого или физического (юридического) лица, которое его пригласило, либо принудительное перемещение через Государственную границу за пределы Российской Федерации.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что административное выдворение и депортация представляют собой специальные средства государственного принуждения: первое - является мерой административного наказания и применяется только за совершенное административное правонарушение; второе - есть разновидность мер защиты, применяемых исключительно по отношению к иностранным гражданам в случаях, предусмотренных законом в интересах национальной безопасности, общественного благополучия и здоровья Аскеров М.С. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2006..

Информация о работе Соотношение реадмиссии и административного выдворения