Государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

1. Государство – центральный элемент политической системы
2. Принцип разделения государственной власти

Вложенные файлы: 1 файл

Семестровая Государство.docx

— 34.13 Кб (Скачать файл)

Некоммерческое акционерное общество

Алматинский университет энергетики и связи

 

 

Кафедра социальных дисциплин

 

 

СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА

по политологии на тему: «Государство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

Выполнил: Пак А.Т.

Проверила: Кабылова А.С.

 

 

 

 

 

Алматы 2011

Содержание:План

  1. Государство – центральный элемент политической системы
  2. Принцип разделения государственной власти

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стр

2

6

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государство – центральный элемент политической системы

Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции.  
Термин государство трактуется в двух значениях. В широком смысле государство отождествляется по существу с такими понятиями как "страна", "общество". В узком смысле государство понимается как политико-территориальная суверенная организация, особой публичной власти, придающая своим велениям общеобязательное значение в пределах определенной территории. В этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. 

Признаки государства: 

  1. Суверенитет. Понятие суверенитет раскрывается через понятие "верховенство": общеобязательность решений для всего населения, возможность отмены решений негосударственных политических организаций. Государственный суверенитет характеризуется таким базисными признаками, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.
  2. Принудительность Государство располагает системой органов принуждения, применяемого в соответствии с законом в определенных ситуациях. 
  3. Всеобщность. Данный признак показывает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории.  
    Отличительные признаки государства дополняются его атрибутами. Наличие публичной власти, отделенной от общества, фиксированной в определенных границах. Появление особого аппарата управления обществом. Отношение господства и подчинения. Наличие монополии на правотворчество. Исключительные права государства - денежная эмиссия, осуществление бюджетной политики, монополия на средства вооруженной борьбы. 

Государство выполняет ряд  функций, которые отличают его от других политических институтов. Традиционно функции государства принято делить на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: 

1. Экономическая функция  - выражается в организации и  регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создание стимулов экономического роста. 

2. Социальная функция  - удовлетворение потребностей людей,  предоставление социальных гарантий, страхование и т.д. 

3. Правовая функция - обеспечение  правопорядка, установление правовых  норм, охрана общественного строя.

4. Культурно-воспитательная  функция - создание условий для  удовлетворения культурных потребностей  населения, организация системы  образования и приобщения к  достижениям мировой культуры. 

5. Политическая функция  - обеспечение политической стабильности, выработка политического курса  и т.д. 

Внешние функции делятся  на :  
1. Функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами  
2. Функцию обороны страны 

Типология государства. Одним  из общепринятых критериев классификации  государств является форма правления, определяемая структурой и правовым режимом высших органов государственной  власти. Традиционно выделяют две  основные формы правления - монархию и республику. Монархия (абсолютная, конституционная), Республика (источником власти является народ), Президентская, Парламентская, Смешанная. В зависимости от национально-территориальной организации государственной власти выделяют три формы государства - унитарное, федерация и конфедерация.

Формы государственного устройства. 

С точки зрения формы правления  различают две основные разновидности  государства: монархию и республику. 

Монархии бывают: 

1) абсолютные (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты); 

2) дуалистические (двойственные), где власть монарха в сфере  законодательства ограничена представительным  органом (парламентом), например, Иордания, Марокко и др.; 

3) парламентские, где монарх является как бы национальным символом и скорее царствует, чем правит. В данном случае реальная власть концентрируется в руках правительства и парламента (Великобритания, Бельгия, Голландия и др.). 

Республики подразделяются на: 

1) президентские (классический  пример - США), когда избираемый, чаще  всего непосредственно народом,  президент одновременно выступает  и главой государства, и главой  правительства. Он руководит внутренней  и внешней политикой, является  верховным главнокомандующим вооруженных  сил. Президент назначает членов  кабинета министров, которые ответственны  перед ним, а не перед парламентом.  При президентской республике  законодательная и исполнительная  ветви власти жестко разделены  и обладают значительной самостоятельностью. Парламент не может вынести  вотум недоверия правительству,  президент же не вправе распустить  парламент. Лишь в случае серьезных  антиконституционных действий или  преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент, и он досрочно отстраняется от власти (случай с президентом Р. Никсоном). Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдерживания, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решение парламента;

2) парламентские, когда правительство формируется на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и лишь формально ответственно перед парламентом. В случае необходимости последний может выразить правительству вотум недоверия, что влечет за собой либо его отставку, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. В отличие от президентской республики в парламентской членство в правительстве совместимо с парламентским мандатом. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально и не является главой государства, реально он - первое лицо в политической иерархии. Президент же как глава государства выполняет, чаще всего, только представительские функции (Италия, Германия и др.); 

3) смешанные (полупрезидентские: Австрия, Португалия, Франция и др.). В них существует сильная президентская власть, которая сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Последнее ответственно и перед парламентом, и перед президентом. К смешанному типу, сочетающему в себе черты и парламентской, и президентской республики, относится и Россия.

По признаку территориального устройства различают: 

1) унитарное государство,  в котором имеют место одна  конституция, единые системы высших  органов власти, права и судопроизводства, единое гражданство. Административно-территориальные  части такого государства не  обладают политической самостоятельностью; 

2) федерацию, т. е. союзное  государство, состоящее из государственных  образований, обладающих определенной  юридической и политической самостоятельностью. Составные части федерации (республики, штаты, провинции, земли и т.д.) являются ее субъектами и имеют  свое собственное административно-территориальное  деление. Каждый субъект федерации  имеет свою конституцию, соответствующую  союзной, издает законодательные  акты, не противоречащие федеральным и т.д.; 

3) конфедерацию, другими  словами, союз государств, сохраняющих  независимое (суверенное) существование  и объединяющихся с целью координации  своей деятельности по некоторым вопросам, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи и т.д. Обычно конфедерации недолговечны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принцип разделения государственной власти

Сущность исполнительной власти постигается в изучении теории государственной власти и теории разделения властей. Исполнительная власть, государственная власть и теория разделения властей, будучи тесно взаимосвязаны, обеспечивают на практике процесс демократического государственного управления.

Государственная власть —  это система особых общественных отношений и деятельность государственных  органов, осуществляемая посредством  установленных законом форм и  методов и направленная на создание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека и  гражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля. Это власть государства, имеющего конкретные цели, функции и правовые средства воздействия на общественные отношения. Разнообразные и многочисленные функции государства обусловливает  наличие, как специальных органов государства, так и применяемых ими специальных форм и методов воздействия на общество, на само государство, на граждан, благополучие и безопасность которых составляют основную цель государственной деятельности.

Эффективность и демократизм  государственной деятельности достигается  посредством разделения государственной  власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Едва ли стоит задаваться вопросом: какая  из этих ветвей является главной. Все  они выполняют предписанные им функции, и отсутствие одной из них повлечет за собой нарушение принципов демократии.

Между тем считается, что  исполнительная власть является вторичной  по отношению к власти законодательной, так как издаваемые исполнительной властью правовые акты управления развивают, уточняют закон и в итоге направлены на исполнение принятого органами представительной власти закона. В. М. Манохин выделяет следующие организационно-правовые начала взаимоотношений законодательной и исполнительной власти: а) каждая власть имеет точно определенную компетенцию и не имеет права вмешиваться в осуществление полномочий другой власти; б) законодательная власть вправе приостанавливать и отменять акты исполнительной власти только в случае притиворечия их Конституции Российской Федерации и другим законам; в) представительная и исполнительная власть осуществляют взаимоконтроль; г) гарантией правильных взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью является судебная власть, разрешающая возникающие между ними споры. К. С. Вельский, подчеркивая активную, творчески воздействующую роль исполнительной власти по сравнению с другими ветвями, отмечает, что "исполнительная власть более всего копирует государство в целом и осуществляет те же функции, но на своем уровне: "законодательствует" — занимается правотворчеством, применяет право, "судит" — осуществляет юрисдикцию"

Первая власть создает  законы (законодательная власть); вторая — обеспечивает безопасность, общественный порядок и ведает внешними сношениями (исполнительная власть); а третья власть разрешает споры между частными лицами и наказывает преступников (судебная власть).

Принцип разделения властей  является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств. Однако это не означает, что он имеет  конституционно-правовое установление, т. е. он может не упоминаться в  тексте конституции того или иного  государства. Главное, чтобы он находил  реальное отражение в практике построения механизма осуществления государственной  власти.

Классически теория разделения властей предполагает создание независимых  государственных органов, осуществляющих государственную законодательную, исполнительную и судебную власть с  целью выполнения задач и функций  государства, обеспечения демократического развития общества, соблюдения прав и  свобод граждан; все ветви власти при этом уравновешивают и взаимно  контролируют друг друга. Для этой теории характерны следующие общие признаки:

1)   распределение   власти   между (различными  органами (с организационной точки зрения органы государственной власти представляют различные ветви власти и находятся между собой в равном положении, т. е. ни один из них не может легально осуществлять всю полноту государственной власти);

2)  рассредоточение практических функций государственной власти по различным государственным служащим (т. е. с точки зрения персонала, ни один руководитель государственного органа или чиновник, относящийся к одной ветви власти, не может одновременно являться руководителем органа или чиновником, принадлежащим другой ветви государственной власти);

3)  обеспечение взаимного равновесия органов власти;

4)  установленное законом равенство органов власти (отсутствие преимущества одного органа по отношению к другому);

5)  самостоятельность органов законодательной, исполнительной    и    судебной    власти    в    осуществлении    специальных государственных функций и специальной компетенции.

Как показывает история, теория разделения властей многократно  нарушалась по политическим соображениям, из-за "интересов исторического  момента"; как правило, это сопровождалось нарушениями законности, военными столкновениями и приводило к тяжким для общества и государства последствиям.

 

 

Взаимное сдерживание  ветвей власти обеспечивается различными способами:

1)   функционально, т. е. при использовании таких инструментов, как право вето, право контроля, право участия в общей государственной деятельности (например, участие президента и правительства страны в подготовке проекта конкретного законодательного  акта;  одобрение  парламентом межгосударственных договоров; наложение президентом вето на принятый парламентом закон; судебный контроль за действиями и решениями органов управления и должностных лиц);

Информация о работе Государство