Государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Политический процесс, содержание которого можно трактовать как различные формы взаимодействия политических субъектов, включает в себя, в том числе и конфликтные взаимоотношения актеров.
Понятие "конфликт" для целого ряда зарубежных и отечественных исследователей является имманентно присущим самому феномену власти. Власть ассоциируется с противостоянием, сопротивлением, принуждением, санкциями и другими "негативными коннотациями", поэтому большинство авторов включают конфликт в число неотъемлемых элементов властных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 28.28 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

1. Политический  конфликт как социальное явление  2

2. Сущность политических  конфликтов и их типология3

3. Способы разрешения  политических конфликтов6

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы11 
 
 
 
 

 

1. Политический конфликт  как социальное  явление 

     Политический  процесс, содержание которого можно  трактовать как различные формы  взаимодействия политических субъектов, включает в себя, в том числе  и конфликтные взаимоотношения  актеров.

     Понятие "конфликт" для целого ряда зарубежных и отечественных исследователей является имманентно присущим самому феномену власти. Власть ассоциируется  с противостоянием, сопротивлением, принуждением, санкциями и другими "негативными коннотациями", поэтому  большинство авторов включают конфликт в число неотъемлемых элементов  властных отношений.

     Так, В.Ледяев пишет: "Власть часто связана  с конфликтом, некоторые формы  власти подразумевают конфликт само собой". В первую очередь, этот тезис  относится к власти политической. Некоторые авторы утверждают даже, что политика уже сама по себе выступает ничем иным, как глобальным конфликтом.

     Существует  поливариантность методологических оценок и подходов к определению феномена политического конфликта.

     Состояние конфликтности объективно присуще  как общественному развитию в  целом, так и отдельным его  сферам, в первую очередь, политической. Конфликты сиюминутны и преходящи. Во властных же структурах они вообще не должны иметь место - это является основным гарантом стабильного развития общественной системы. В действительности, конфликты, развернувшиеся в постсоциалистическом обществе, есть проявление и порождение серьезных противоречий, которые  не получали своего разрешения в рамках существовавшей системы, создавали  своеобразный "мультипликационный" эффект, обостряя имевшиеся ранее  латентные конфликты и приводя  к возникновению новых.

     При этом политический конфликт не представляет собой совершенно уникального феномена общественной жизни. На него распространяются общие характеристики любых социальных конфликтов. В первую очередь, это относится к участникам конфликтных взаимодействий.

     Субъектами (оппонентами) в политических конфликтах могут выступать как отдельные  индивиды, так и самые различные  социальные группы, при этом объектом противоборства выступают властные ресурсы как мощный распределительный  инструмент.

     Предмет конфликта, т.е. то, по поводу чего возникает  конфликт между сторонами, чрезвычайно  разнообразен: это может быть территория, право на использование ресурсов (например, морских), властные полномочия и т.д. Наиболее типичными предметами конфликтов выступают следующие: негативное отношение к режиму, территориальные  претензии, наличие или отсутствие каких-либо прав или привилегий, этно-национальные противоречия, имперские амбиции, экономические  проблемы, к которым относятся, например, вопросы налогово-бюджетной политики, тарифы, коммерческого судоходства  и другие. 

     2. Сущность политических конфликтов и их типология

     Конфликт (лат. "конфлитус" - столкновение) - столкновение двух или более разнонаправленных  сил с целью реализации их интересов  в условиях противодействия; это  серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.

       Конфликтами пронизана вся жизнь  человека, конфликты охватывают  все сферы общества. Изучением  конфликтов занимается специальная  отрасль науки - конфликтология.   

       Политический конфликт - это столкновение  противоположных общественных сил,  обусловленное определенными взаимоисключающими  политическими интересами и целями.

       Проблема политического конфликта  стара, как мир. Древние философы, изучая общество, пытались определить  источник развития. Китайские и древнегреческие философы видели источник всего сущего в противоположностях, в их взаимодействии, в борьбе противоположностей.

     В основе конфликта, считал А. Смит, лежат  деление общества на классы и экономическое  соперничество, которое рассматривалось  им как важнейшая движущая сила

     Важное  значение для исследования конфликтов имело учение Гегеля о противоречиях  и борьбе противоположностей .

     Во  второй половине 20-го века наибольшую известность получили взгляды на конфликт М. Дюверже (Франция), Л. Козера (США), Р. Дарендорфа (Германия) и К. Боулдинга (США).

     Морис Дюверже построил свою теорию на единстве конфликта и интеграции. По его  мнению, в любом обществе существуют как конфликт, так и интеграция, и эволюция интеграции никогда не снимет все общественные конфликты.

     Льюис Козер считает, что обществу всегда присуще неравенство и психологическая  неудовлетворенность его членов. Это приводит к напряженности, выливающейся в конфликт.

       Ральф Дарендорф обосновал "конфликтную  модель общества" Согласно этой  теории конфликт вездесущ, пронизывает  все сферы общества, и изменения  в обществе происходят под  воздействием конфликтов. Структурные  изменения в обществе происходят  из-за неравенства социальных  позиций людей по отношению  к власти, что вызывает трения, антагонизмы, конфликты. 

         Кеннет Боулдинг считает, что  конфликт неотделим от общественной  жизни. Стремление к борьбе  с себе подобными, к эскалации  насилия лежит в природе человека. То есть сущность конфликта  лежит в стереотипных реакциях  человека. В связи с этим Боулдинг  полагает, что конфликт можно  преодолевать и разрешать, манипулируя  ценностями, влечениями, реакциями  индивидуумов, не прибегая к радикальному  изменению существующего общественного  строя. 

       Подводя итог краткого анализа  концепций конфликта, можно сделать  вывод, что общество сохраняется  как единое целое, благодаря  присущим ему внутренним конфликтам. Именно наличие конфликтов, их  сложное множественное переплетение  препятствует расколу общества  на два враждебных лагеря, что  может привести к гражданской  войне. 

     Большой интерес вызывают те конфликты, которые  затрагивают основу политической системы - государство. Подобные конфликты характеризуются  как политические кризисы.

     Политический  кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в  углублении и обострении имеющихся  конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

     Другими словами, политический кризис можно  охарактеризовать как перерыв в  функционировании какой-либо системы  с позитивным для нее или негативным исходом.

     Политические  кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические.

     Внешнеполитические  кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и  затрагивают несколько государств.

     Внутриполитические  кризисы - это:

    • правительственный кризис - потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами;
    • парламентский кризис - расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;
    • конституционный кризис - фактическое прекращение действия Основного закона страны;
    • социально-политический (общенациональный) кризис - включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти.

     Политические  конфликты и кризисы соотносятся  таким образом, что конфликт может  быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности  может включать в себя несколько  кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса.

     Политические  кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана  развития в случае их позитивного  разрешения. По словам В. И. Ленина, "всякие кризисы вскрывают суть явлений  или процессов, отметают прочь поверхностное, мелкое, внешнее, обнаруживают более  глубокие основы происходящего".  

     3. Способы разрешения политических конфликтов

     Вначале рассмотрим способы урегулирования конфликтов:

     1) "избегание", 2) откладывание разрешения, 3) сближение сторон через посредника, 4) третейское разбирательство (арбитраж), 5) переговоры сторон на основе  баланса интересов. Американский  политолог Т.Шеллинг делает упор  на силу в разрешении конфликта,  на достижение односторонней  победы, и отводит переговорам  роль "запасного выхода", когда  силовые методы бесперспективны  или невыгодны. Другой американский  политолог А.Раппопорт считает,  что все конфликты нельзя подгонять  под единую схему. Есть конфликты  3 типов "схватка" (цель - только  победа, противоречия неразрешимы), "дебаты" (компромисс возможен) и "игра" (общие правила для  сторон). Эффективное разрешение  политических конфликтов может  быть только на основе взаимных  уступок. Но надо учитывать  и то, что в ряде стран СНГ  исторически утвердилась конфронтационная  политическая культура, несущая  в себе нетерпимость к инакомыслящим.

     Конфликтная ситуация необязательно перерастает  в конфликт, если противоречия ликвидируются  удовлетворением сторон. Но если все  же возник конфликт, то появляются (по мнению американского политолога Р.Даля) три альтернативы: тупик, принуждение, мирное урегулирование. Тупик возникает, если каждый участник конфликта блокирует действия другого, что обостряет конфликтное принуждение, применяется чаще всего, если в конфликте участвует авторитарное государство, боящееся неповиновения. Мирное урегулирование наиболее реально при наличии политических институтов, обеспечивающих переговоры. Для успешного урегулирования конфликта, по мнению политолога Нордлинджера, необходимо придерживаться 6 принципов: 1) стабильная коалиция,                2) принцип пропорциональности, 3) деполитизация, 4) взаимное право "вето", 5) компромисс, 6) концессия (предоставление права урегулирования конфликта третьей стороне).

     Каждая  из сторон вырабатывает свои позиции, определяющие пределы уступок и  компенсаций. На основе этих позиций  возможны либо прямой контакт между  сторонами, либо обращение к посреднику (третейской стороне). Есть следующие  типы посредников: 1) нейтрально-независимые (требуют внимания и уважения к  своим рекомендациям, во время переговоров  берут на себя роль ведущего), 2) "создатели  правил" (стремятся сформировать единую систему ценностей как  основу для согласования интересов  и условия для успешных переговоров, активно участвуют в них, предлагают свои варианты, но не настаивают на них).

     Важен также вопрос о формах управления конфликтом, основной из которых является институализация конфликта, придание ему правовой и организационной  основы. Если этого не происходит, то возникает конфликт без правил, стихийный  и бесконтрольный взрыв недовольства. А конфликт в рамках означает предсказуемость  поведения его участников.

     Выделяют  три стадии разрешения конфликтов: 1) подготовительную (ведется детальный  анализ ситуации самими участниками, закладывается  основа её урегулирования), 2) переговоры (длительная и трудная стадия, предполагающая прямой контакт участников конфликта  или их доверенных лиц), 3) выход из конфликта (стадия включает контроль за согласованными решениями; здесь особенно важна роль посредника). Анализ конфликтной ситуации на 1-м этапе должен включать сведения об объекте и субъектах конфликта, об исторических корнях, поводах, уровне напряженности, ресурсах участников - т.е. "дерево конфликта". Вторая стадия (сами переговоры) требует особого искусства. Успех переговоров зависит от двух факторов: 1) проработки вопросов на 1-й стадии и 2) умения посредника создать из сторон коллектив, способный к совместной работе. Линия ведения переговоров может быть четырех типов: 1) уход от обострения, 2) стремление достичь соглашения любыми средствами, 3) неуступчивость с целью полной победы над противником и 4) тактика согласия (стремление достичь общего подхода участников к проблеме для достижения решения, удовлетворяющего обе стороны; внимание концентрируется на интересах, а не на позициях; просчет последствий решения проблемы).

Информация о работе Государство