Государственно-политический режим РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – детально исследовать такое явление теории государства и права, как государственный (политический режим), а также охарактеризовать современный политический режим нашей страны.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
раскрыть понятие политического режима, определить грань между политическим и государственным режимом;
раскрыть принципы и виды существующих политических режимов: выявить отличия демократических режимов от недемократических;
охарактеризовать существующую систему отношений «общество-государство (в лице властных структур)» в Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Демина Гос-полит.режим РФ .docx

— 51.39 Кб (Скачать файл)

Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у других ветвей власти практически нет.

Усилению авторитарных тенденций способствуют такие факторы, как:

– перманентный рост преступности;

– природные катаклизмы;

– этнорегиональные конфликты;

– военные столкновения;

– нестабильность ситуации внутри правящих элит;

– распространение терроризма;

– военные действия в Чечне, нестабильная обстановка в целом на Северном Кавказе.

Надо отметить, что тенденции к авторитаризму усиливаются, когда перед обществом стоят качественно новые задачи, требующие времени и большого напряжения всех социальных ресурсов. Возможно данная форма оправдывает себя на современном этапе и так близка российскому народу в исторической преемственности, однако мы с Вами знаем множество примеров негативного характера при установлении авторитарных режимов. Надо уметь учиться на чужих ошибках или ошибках прошлого.

 

2.4 Демократические тенденции  в политическом режиме 

      современной России

 

В современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии, существует система разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от властных; нет ведущей идеологии и политической партии; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существует внешняя независимость средств массовой информации и коммуникации.

Для усиления в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей: реформа административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионная реформа (улучшение благосостояния граждан, ушедших на пенсию) и т.д.

Следует отметить, что наряду с тенденцией к авторитаризму и олигархизации власти действует и противоположная тенденция – укоренения в общественном сознании общедемократических ценностей. По данным Института социологического анализа, от 67 до 98 % населения разделяют ценности, нехарактерные для традиционной этатистской политической культуры России: свобода необходима российским гражданам не меньше, чем людям Запада; жизнь человека является самой большой ценностью; закон обязателен для каждого – от президента до простого человека; частная собственность священна и неприкосновенна; государство тем сильнее, чем выше благосостояние населения.

Ввиду неэффективности российской власти растет число сторонников внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую систему путем перераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства и премьера. Независимо от политических ориентаций многие из них выступают за предоставление парламентскому большинству права формирования правительства и контроля за его деятельностью.

В отсутствие массового среднего класса, влиятельных самостоятельных партий и независимого от власти местного самоуправления перспективы демократической трансформации авторитарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов – от наличия в самой правящей элите влиятельных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся «транснациональное гражданское общество».

Следует также отметить, что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, – это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.

Итак, мы видим, что вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.

 

 

 

Заключение

 

В заключение рассмотренного материала, хотелось бы остановиться на ряде положений. В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Наиболее логичным представляется классификация на основе существующих в них государственных и политических режимов. Понятия «государственный режим» и «политический режим» – не тождественны.

Государственный режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

Политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные). Основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти.

Идеальных демократических форм политического режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности политического режима.

Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.

В настоящее время, в соответствии с Конституцией 1993 года, Российская Федерация провозглашена демократическим правовым государством. Однако степень политического участия граждан, степень предоставления им реальной возможности осуществлять свой суверенитет довольно низка. Президентская власть приобретает все большую силу, институты сдержек и противовесов стираются посредством доминирования «Единой партии» как на федеральном уровне, так и в регионах. Правительство, как еще один элемент системы сдержек и противовесов, реально же действует по воле и выбранному курсу Президента страны. Политический режим современной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма. Авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений. Поживем, увидим, но даже в условиях финансово-экономического кризиса, число миллиардеров в нашей стране удвоилось, а число проживающих за чертой бедности неумолимо ползет вверх. Стоит задуматься, мы полагаем.

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Конституция Российской Федерации (Принята на Всенародном референдуме) (поправки от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;

2 Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М.: Юрайт, 1999.

3 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 2004.

4 Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. – М.: Новый Юрист, 1998

5 Ищенко А.В. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. // Свободная мысль. 2003 – № 8.

6 КашанинаТ.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М.: Инфра-М, 2000.

7 Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. – М.: Юристъ, 2007.

8 Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1993.

9 Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. – М.: Юрайт, 2004.

10 Комаров С.А. Теория государства и права. – М., Инфра-М, 2001.

11 Лазарев В.В. Общая теория государства и права – М., Инфра-М, 2000.

12 Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов//Советское государство и право. 2003.N 10.

13 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права – М., Инфра-М, 2002.

14 Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В. Лазарева. – з-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000.

15 Правовое государство в России: замысел и реальность: Круглый стол юристов. 19 января 2005 г./ Междунар. фонд соц.-экон. и политологич. исслед. – М.: Наука, 2005. – 95 с.

16 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М., Инфра-М, 2003.

17 Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2003.

18 Теория права и государства: Учебник для вузов. Под ред. профессора Г.Н. Манова – М.: БЕК, 2001.

19 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. Под ред. проф. Т.Н. Редько. – М.: Просвещение, 2001.

20 Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве// Государство и право. 2008. N 5.

21 Федеральный закон РФ от 5.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 2000. 8 августа // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;

22 Федеральный закон РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 12.05.2009) // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002. № 24. Ст.2253 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

 

 


Информация о работе Государственно-политический режим РФ