Государственное устройство, форма правления и политический режим в современной РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:02, реферат

Краткое описание

Для характеристики территориальной организации федеративного государства чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти единого государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное устройство.docx

— 19.51 Кб (Скачать файл)

Министерство  спорта Российской Федерации

 

Российский  Государственный Университет Физической Культуры,

Спорта, Молодёжи и Туризма (ГЦОЛИФК)

 

Факультет: 2-е отделение Гуманитарного института

 

 

Реферат

по дисциплине:

Правоведение

 

 

Тема: Государственное устройство, форма правления и политический режим в современной РФ.

 

 

Москва,2013.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Введение.Чтобы разобраться какое государственное устройство, форма правления и политический режим в современной Российской Федерации, разберемся для начала что значат эти термины.

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

 

Для характеристики территориальной  организации федеративного государства  чаще применяется термин «политико-территориальное  устройство», поскольку он подразумевает  наличие некоторой самостоятельности  у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное  устройство», характеризующий территориальную  структуру органов государственной власти единого государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением.

 

Форма правления-это организация верховной власти в государстве или организация высших органов государственной власти. Форма правления говорит о том, кому принадлежит верховная власть в государстве, какими органами она представлена, как эти органы взаимодействуют друг с другом и с населением страны.

Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового  регулирования организации и  функционирования государства. Это  не просто абстрактно-теоритическая  категория науки, как суверенитет  или народовластие, а то, с помощью  чего мы сможем разобраться в той  или иной системе органов государственной  власти. Форма государственного правления  дает возможность уяснить:

- как создаются высшие органы  государства и каково их строение;

-какой принцип лежит в основе  взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;

-как строятся взаимоотношения  между верховной государственной  властью и населением страны;

- в какой мере организация  высших органов государств позволяет  обеспечивать права и свободы  гражданина.

 

Политический режим (от лат.  regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

 

Политический режим — это  совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной  системы, способов голосования и  принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в  западной литературе еще в XIX веке, а  в широкий научный оборот вошел  во второй половине XX века. Исследователи  насчитывают в современном мире существование 140—160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

 

 

 

2.Государственное устройство в РФ.

Конституция Российской Федерации  закрепляет федеративную форму государственного устройства нашей страны. Глава 3 Конституции  Российской Федерации так и называется «Федеративное устройство». Конституция  Российской Федерации закрепляет совокупность признаков, подтверждающих федеративную природу российского государства.

Российское государство — самобытная, уникальная федерация, построенная  на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизмом регулирования  и самонастройки федеративных отношений  выступают двусторонние договоры между  органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой  Татарстан) о разграничении предметов  ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.

 

Федеративное устройство Российской Федерации основано на 5 важнейших  принципах.

Принцип государственной целостности. Целостность государства в первую очередь обеспечивается федеральными органами государственной власти Российской Федерации, но эта обязанность возлагается и на субъекты Федерации. Они не должны совершать действия, подрывающие государственную целостность России: издавать законы и иные нормативные правовые акты, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральным законам, подрывать экономическую мощь и независимость России в целом, обязаны содействовать социально-экономическому и политическому ее укреплению и развитию. Обеспечение государственной целостности предполагает запрет выхода из Федерации, сепаратизма, центростремительных тенденций в развитии экономической и социальной сфер.

Принцип единства системы государственной  власти. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете Российской Федерации, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, а также в верховенстве Конституции Российской Федерации.

Принцип разграничения предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации.

Данное разграничение в федеративном государстве призвано обеспечивать и сохранять исторически сложившееся  государственное единство, территориальную  целостность государства; учитывать  и сочетать многообразные интересы государства и особенности его  частей; способствовать их самоорганизации и саморегулированию; противодействовать различным формам обособления территорий государства.

Принцип равноправия и самоопределения  народов. Россия - многонациональное государство, населенное более чем 125 нациями и народностями, различными по численности, языку, быту, верованиям, культуре, письменности и уровню социально-экономического развития. Однако, несмотря на указанные различия, Конституция Российской Федерации предоставляет всем народам равные условия для существования и развития, запрещает дискриминацию граждан по национальному признаку.

Принцип равноправия субъектов  Российской Федерации. Он закрепляет равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие прежде всего проявляется:

-   в равенстве их прав  и обязанностей как субъектов  Российской Федерации;

-           в  конституционно установленных равных  пределах компетенции субъектов  всех видов, в одинаковой степени  ограниченной компетенцией самой  Российской Федерации;

-            в равном представительстве всех  субъектов в Совете Федерации.

 

3.Форма правления в РФ.

Форма правления, т.е. порядок организации  и взаимоотношений высших органов  государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т. д.

 

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность  обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления  установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными  президентскими республиками рядом  особенностей.

 

Во-первых, наряду с признаками президентской  республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная  Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

 

Во-вторых, налицо дисбаланс между  законодательной и президентской  властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое  равновесие и устойчивость государственной  власти в целом.

 

Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может не быть отраженной в механизме государственной  власти, особенно с учетом того, что  в ряде ее республик также существует институт президентства.

 

4. Политический режим в РФ.

Политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность  в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического  режима в стране пока нет. Коль скоро  политическая ситуация в стране изменчива, подвижна, то и политический режим  может развиваться по одному из нескольких вариантов.

 

В последние годы политическим ориентиром реформаторов первой волны был праволиберальный (буржуазно-демократический) политический режим. Его социальной опорой обычно служит обширный средний класс, который  в России пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у этого  режима, похоже, немного.

Весьма перспективен в нашей  стране социал-демократический вариант  политического режима скандинавского образца. В политической сфере для  него характерны широкая политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные  реформы и эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане — это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально ориентированный рынок.

 

Предпосылками для перехода к социал-демократическому режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность экономики  к государственно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь прочную  социальную базу. Вместе с тем социал-демократические  партии и движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных  и понятных народу программ, объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности  пока слабо реализуются.

 

На основе взаимодействия социал-демократических  и национально-патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их социальной базой могут  стать не только широкие слои населения, но и военнослужащие, предприниматели. Не исключена в России и жесткая  диктатура мафиозно - криминального капитала. Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов.

 

Какой из названных вариантов политических режимов станет реальностью в  Российском государстве, покажут время  и степень мудрости россиян.

 

 

 

 

5.Заключение.

Россия, полностью исчерпала лимит  революционных потрясений, крутых реформ, волюнтаристского экспериментаторства, бездумного заимствования чужеземного опыта. В опоре на собственные силы, богатые возможности, исторические, социально-культурные и национальные традиции, талантливый народ она может и должна твердо встать на испытанный мировым опытом путь преобразований, сочетающий необходимую стабильность, преемственность и динамизм. В социально-экономическом отношении это построение общества, которое бы органично синтезировало бесспорные преимущества социализма с эффективной рыночной экономикой, с социально ориентированным рынком. В социально-политическом плане сказанное означает курс на создание гражданского общества и демократического правового социального государства. Исторический опыт показывает, что без развитого гражданского общества государственная власть приобретает тоталитарный характер. Благодаря же гражданскому обществу она получает мощный импульс демократизма, становится на службу человеку, на защиту его прав и свобод.

Особенность российской ситуации заключается  в том, что параллельно становлению  гражданского общества создаются основы демократического правового государства, которое объективно заинтересовано в оказании поддержки институтам гражданского общества, стремится активно  помогать тем из них, кто способен непосредственно усиливать могущество и демократизм государственной  власти. Гармонизация закономерных взаимоподдерживающих связей и отношений гражданского общества и правового государства — столбовая дорога мировой цивилизации, по которой рано или поздно все равно пойдет Россия.

Информация о работе Государственное устройство, форма правления и политический режим в современной РФ