Форма государственного политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Итак, целью данной работы является изучение такого вопроса права как формы государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач
- рассмотреть что такое форма правления,
- изучить такой вопрос как форма государственного устройства,
- изучить формы политического (государственного) режима.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Форма правления. 5
1.1. Монархия. 5
1.2. Республика. 8
Глава 2. Форма государственного устройства. 12
2.1. Унитарное государственное устройство. 12
2.2 Федеративное государственное устройство. 14
2.3. Конфедеративное государственное устройство. 16
Глава 3. Форма государственного политического режима. 18
3.1. Тоталитарный режим. 18
3.2. Авторитарный режим. 20
3.3. Демократический режим. 21
Заключение. 22
Список использованной литературы. 24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТГП.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства.

Традиционно отечественная  теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если форма правления  отвечает на вопрос о том, кто и  как правит, осуществляет государственную  власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные задачи.

Нетрудно заметить, что  содержание такого понятия как «форма государства» - три указанных выше блока, весьма четко привязывается к трём основным характеристикам государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества, раскрывают предметно, где, собственно, эти характеристики можно наблюдать и, соответственно, изучать.

Вот почему форму государства можно определить как такое «устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения». Учитывая все большее внимание, уделяемое государством социальной сфере жизни необходимо также отметить то, что серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями партиями, профсоюзами, общественными  движениями, церковью и другими организациями.

В настоящий период вопрос формы государства является весьма злободневным для нашей страны и  юридической науки. В обществе все чаще слышны заявления о формировании авторитарного государства в России, об усилении централизации власти и уменьшении роли местных властей. В связи с этим подробное рассмотрение вопроса формы государства, его всестороннее изучение и осмысление позволит сформировать наиболее достоверные выводы о современном положении Российской государственности.

  Итак, целью данной работы является изучение такого вопроса права как формы государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач

- рассмотреть что такое  форма правления,

- изучить такой вопрос  как форма государственного устройства,

- изучить формы политического (государственного) режима.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Форма правления.

1.1.  Монархия.

Монархическая форма  правления (греч. monarchia - единовластие) – весьма древняя форма правления. В этой форме правления «высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху, который престол по наследству и не несет ответственности перед населением».

Монархия  как  форма  правления  отличается  следующими  признаками: 

1) существование  единоличного  носителя  верховной  власти, - монарха  (фараона,  короля,  царя,  императора,  великого  князя,  шаха,  эмира и  т.п.),  который,  как  правило,  пользуется  этой  властью  пожизненно;

2) наследственным  порядком  преемственности  верховной  власти,  регулируемым  законом  о  престолонаследии  или  обычаем;

3) тем,   что  монарх  представляет  государство  по  собственному  праву,  которое  не  производно  от  власти  народа  (чаще  всего  подчеркивается  божественное  происхождение  монарха,  благодаря  чему  царь  становится  помазанником  Божьим,   иногда  получает  корону  из  рук  Папы  Римского и т.п.);

4) отсутствием  юридической  ответственности  монарха  как  главы  государства.      

 Эти  признаки  в  своей  идеальной  совокупности   встречаются  достаточно  редко.  В  Византии,  например,  где  из  109  царствовавших  императоров  74  были  убиты,  во  всех  74  случаях  престол  переходил  к  цареубийце  не  по  наследству,  а  по  праву  захвата.  И  при  коронации  императора  Цхимисхия  патриарх Полуевкт  провозгласил  даже  новый  догмат:  таинство  помазания  на  царство  смывает  все  грехи,  в  том  числе    и  грех  цареубийства.  Римские  легионеры  назначали  и  смещали  императоров.  Как  свидетельствуют  историки,  арагонские  феодалы  возводили  на  престол  королей  по  формуле: «Мы,  которые  стоим  столько  же,  сколько  и  Вы,  и  которые  можем  больше,  чем  можете  Вы,  мы  назначаем  Вас  нашим  королем  и  сеньором  при  том  условии,  что  Вы  будете  соблюдать  наши  привилегии.  А  если  нет,  -  нет».  Реальная  история  оказывается  весьма  далекой  от  идеальных  моделей  теоретиков.

В свою очередь она  делится на:

  • абсолютную
  • ограниченную
  • конституционную

 

     Абсолютная монархия  -  такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.     

 По формуле Петровского  Воинского устава  — “ самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. 

   Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.       

 Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.  

 Государственное вмешательство  в частную жизнь в эпоху  абсолютизма приобретает более  цивилизованные формы, получает  юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - IX и Франция до революции 1789 года.

С развитием  буржуазных отношений  абсолютистская монархия в некоторых странах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь к интересам нового господствующего класса - буржуазии.      

Ограниченная монархия - представляет такую форму монархии, при которой монарх будучи юридически и фактически независимым от парламента (представительного учреждения народившегося и окрепшего “третьего сословия”) в сфере исполнительной власти, тем не менее вынужден считаться с его деятельностью. Таковой была монархия в России после 1905 года.    

Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию.     

 Как форма правления,  конституционная монархия возникает  в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).  

 Конституционная монархия  характеризуется следующими основными  признаками:     

- правительство        формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство                              голосов на выборах в парламент;       

- лидер партии, обладающий наибольшим  числом депутатских мест, становится главой государства;       

- в законодательной ,  исполнительной и судебной сферах 

власть монарха фактически отсутствует, она является  символической;      

- законодательные акты принимаются парламентом и  формально подписываются монархом;         

-  правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.      

 Примерами такой монархии  можно считать  -  Великобританию, Бельгию, Данию и др. 

 Такова краткая характеристика  основных разновидностей монархической формы государственного правления.      

 Монархия как форма правления  - это сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации  и осуществления, социально-психологического  состояния общества. Как показывает  современная история, монархия  еще не отжившая свой век форма правления, а имеющая при определенных условия достаточные исторические перспективы. Примером могут послужить постоянно поднимающиеся в современной России разговоры о восстановлении монархии. 

1.2. Республика.

Республика (лат. respublica – общенародное дело) – это «форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущими ответственность перед избирателями». Республика  как  форма  правления  отличается  следующими  признаками:

1)  выборностью  органов  государственной  власти  на  определенный  срок  и  их  коллегиальным  характером;

2)  наличием   выборного  на  определенный  срок  главы  государства; 

3)  производным  характером  государственной  власти,  которая  пользуется  властными  полномочиями  не  по  собственному  праву,  а  по  поручению  суверенного  народа;

4)  юридической  ответственностью  главы  государства.

Она подразделяется на две  основные республики:

  • парламентарную
  • президентскую

 

     Парламентская республика  -  разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.   

 В такой республике  правительство формируется парламентским  путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.      

 Как правило, глава  государства в подобных республиках  избира-ется парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии например президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет. 

 Глава государства  в парламентарной республике обладает полномочиями : обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.  

 Глава правительства  (премьер-министр, председатель совета  министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.  

 Главной функцией  парламента является законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру  высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 года), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Информация о работе Форма государственного политического режима