Власть и право в Ветхом Завете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 20:43, реферат

Краткое описание

Ветхий Завет является великой книгой, имеющей общечеловеческое значение. Его можно назвать трактатом о государстве и власти. Трактатом, в котором отражены главные принципы существования и развития общества, формирования структуры власти и судебной системы, принципы правления, сущность лидерства и образ грамотного лидера. Однако Ветхий завет не содержит четкого и логического учения о государстве, власти и обществе, но проследить концепцию все же представляется возможным

Содержание

Введение 3
Глава 1. История еврейского народа 4
Глава 2. Государство в Ветхом Завете:
2.1. Предназначение и власть правительства 6
2.2. Представитель 7
2.3. Судебная власть 7
Глава 3. Право в Ветхом Завете 8
Заключение 9
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат))).docx

— 38.40 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Юридический факультет

 

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

Реферат

 

Власть и право в Ветхом Завете

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса, 9 группы,

юридического факультета БГУ

специальности «Правоведение»

очной формы обучения

Лой Ирина Павловна

 

 

 

 

 

 

Минск

2013 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. История еврейского народа 4

Глава 2. Государство в Ветхом Завете:

2.1. Предназначение и власть правительства 6

2.2. Представитель 7

2.3. Судебная власть 7

Глава 3. Право в Ветхом Завете 8

Заключение 9

Список литературы 10

Введение

Ветхий Завет является великой книгой, имеющей общечеловеческое значение. Его можно назвать трактатом о государстве и власти. Трактатом, в котором отражены главные принципы существования и развития общества, формирования структуры власти и судебной системы, принципы правления, сущность лидерства и образ грамотного лидера. Однако Ветхий завет не содержит четкого и логического учения о государстве, власти и обществе, но проследить концепцию все же представляется возможным.

В  ветхозаветных  текстах  отражено  тысячелетнее  развитие правовой  идеологии.  Система  юридических  установлений  как  религиозно-культового, так и общественного характера представляется тут достаточно развитой и структурированной, базирующейся на реальном развитии нормативной  (в  т.ч.  юридической)  регуляции  разнообразных  отношений  в  рамках древнего  общества.  Наблюдается  историческая  эволюция  обычного  права  в формах как прецендентных, так и кодификованных юридических систем. Ветхозаветные правовые нормы испытали в "новозаветную" эпоху целиком мотивированное влияние римской системы права  древняя Палестина вошла в состав Империи. Однако в Ветхом Завете эти нормы сохраняют оригинальность, заслуживая серьезного историко-юридического анализа. Основоположные понятия Библии, такие, как Завет (как договор), Завет (как нормативный кодекс), Закон, Суд, Расплата и др., будучи наполненными теологическим содержанием, формировались, однако, под влиянием развития правовой идеологии. Это же можно утверждать относительно многих категорий современного  права,  а  также  его  структуры,  зачатки  которых  содержатся  в  Библии, в том числе в ее древнейшей части - Ветхом Завете.[1, с. 1]

 

 

 

 

Глава 1. История еврейского народа

Библейская история еврейского народа охватывает период от появления евреев на арене истории во времена Авраама, как родоначальника еврейского народа, до завоевания Иудеи Александром Македонским.

В качестве нации еврейский народ сложился примерно во 2 тыс. до н.э. Родоначальником является Авраам, который, по повелению Бога, покинул родину и стал жить кочевником в Ханаане. У него родился сын Исаак, у которого впоследствии родиться Иаков. Иаков вместе со своими 12 сыновьями отправиться жить в Египет. Причиной для переселения в Египет стало то, что в земле ханаанской был сильный голод, а Иосиф, его 11 сын, был первым министром египетского фараона.

Далее по истечении многих лет, к власти в Египте пришел фараон, который не знал Иосифа, и он стал притеснять еврейский народ, заставляя работать: «Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой»  (Исх.1:13,14). Однако, как говорит Библия, еврейский народ продолжал расти в числе, и фараон принимает указ убить всех младенцев мужского пола. Однако, упоминается о спасении одного младенца. Его звали Моисей, о котором будет сказано в следующей главе. Сейчас же скажем, что он вывел израильский народ из Египта после 210 лет рабства, передал о Бога 10 заповедей, водил народ по пустыне в течении 40 лет, после чего довел их в «землю обетованную». После смерти Моисее, главенство над израильским народом взял Иисус Навин, который руководил завоеванием Ханаана на протяжении 7 лет, а позже поделил эти земли по числу племен (12 племен).

После смерти Иисуса, страной управляли судьи, такие как: Девора, Гедеон, Самсон и др. Они приходили в тот момент, когда израильские земли завоевывали филистимляне или другие соседские племена и народы. Наиболее значимым из них является Самуил. Именно он, по просьбе народа, попросил у Бога царя. Бог указал на Саула, в результате чего он был поставлен царем. Саул приобрел несколько очень значительных побед над филистимлянами и другими притеснителями Израиля. Однако в одной из битв он был убит, и на смену ему на престол воссел Давид, который написал одну из книг Ветхого Завета – Псалтырь. Он являлся «другом Божьим», и помог Израилю вновь обратиться к Нему. Давид хотел построить храм, однако Бог сказал, что это должен сделать его сын Соломон, который после смерти отца воцарился над Израилем. Для управления над Израилем Соломон попросил у Бога мудрости, благодаря которой прославился среди всех народов и племен. Однако, своим важнейшим долгом он считал повеление отца – построить храм Богу. Это храм на протяжении многих лет являлся гордостью евреев.

После смерти Соломона, при его преемнике, неопытном и заносчивом Ровоаме, народ израильский разделился на два царства, из которых большее (десять колен) отошло к Иеровоаму из колена Ефремова (около 978 г. до н. э.). Эти половины стали называться Иудейским царством и Израильским царством, и между ними началось ожесточённое соперничество. Войны между этими царствами ослабили страну, в результате чего она была завоевана Навуходоносором, а позже персами. Часть евреев возвратилась в Иудею, где ими был восстановлен Храм и возрождён религиозный центр в Иерусалиме, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев. Персидские цари официально признали право евреев жить по законам праотцов, запечатлённым в Торе. После разрушения персидской монархии Александром Македонским Земля Израиля (Палестина) сначала была подчинена Птолемеям в Египте (320—201 г. до н. э.), затем Селевкидам в Сирии.

Таким образом, мы видим, что израильский народ прошел очень долгий путь в развитии и становлении своей государственности и права.[2, с. 3-84; 3]

 

Глава 2. Государство в Ветхом Завете

2.1. Предназначение и власть правительства

До появления разветвленной системы в Израиле все функции правительства нес на себе Моисей. Однако эта устаревшая система руководства больше не отвечала основной задаче управления. Основной функцией правительства является предоставление народу объективного и заслуживающего доверия правосудия. Правительственная система была организована таким образом, чтобы удовлетворять потребности как "малого, так и великого" (Втор. 1:17).

После выхода из Египта народ Израиля не имели опыт управления государством. Поэтому Моисею, по указанию Бога, пришлось доносить до него основные принципы управления. Одним из таких принципов является право выбора правительства народом: "Изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими" (Втор. 1:13). Этот принцип прослеживается на протяжении всей истории Израиля. Позже, когда народ захотел назначить себе царя, он был выбран из одного из племен Израиля. Если задачей правительства является справедливое разрешение споров и разногласий, если власть правительства основана на поддержке людей, тогда народ должен быть справедливо представлен в правительстве. Качества, которыми должен обладать представитель, были четко представлены народу Моисеем: мудрость, разум и опыт. Это основные критерии, по которым избирались цари и судьи. [4. с. 21-28]

2.3. Судебная власть

16."И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря:

17.«Выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его. Не различайте лиц на суде; как малого, так и великого выслушивайте. Не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его».

18. И дал я вам в то время повеления обо всем, что надлежит вам делать"  (Втор. 1:16-18).

Одной из функций правительства является осуществление правосудия. Основные библейские принципы, которые легли в основание многих судебных систем современного мира:

  1. Справедливость и беспристрастность принятия решений: “6.Не суди превратно тяжбы бедного твоего. 7.Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника. 8.Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых” (Исх. 23: 6-8) [4, с.73].

Правосудие в Израиле должно было быть слепым в отношении национальности, цвета кожи, пола, убеждений или политических взглядов. Правосудие должно предоставлять всем равные возможности и судить всех одинаково.

    1. Наличие апелляционного суда

Если дело слишком сложное для рассмотрения или же улики и свидетельства неубедительны, то суд должен принять решение о назначении нового слушания дела, отправив его на рассмотрение к Моисею. Это способствовало принятию наиболее справедливых решений.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что израильскому народу удалось построить очень крепкое и основанное на правильных принципах, государство, не имея никаких понятий, о том, как оно должно выглядеть, но имея мудрого руководителя Моисея, который был послушен Богу.[4. с. 29-31]

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Право в Ветхом Завете

Древние евреи, пройдя через важный этап первоначального морально-правового нормотворчества, создали свою нормативно-ценностную систему, в которой, наряду со специфическим национальным содержанием, оказалось чрезвычайно мощно представлено и универсальное, общечеловеческое содержание. Именно поэтому религиозно-философские идеи и морально-правовые принципы Ветхого завета были в последующие века приняты многими другими народами мира. Однако следует отметить, что право в Ветхом Завете характеризуется синкретизмом  религиозного, морального и правового сознания. Синкретизм – соединение разнородных вероучительных и культовых положений. [9]

Однако можно выделить в его структуре законы, специфичные как по направленности, так и по своим функциям. Наиболее часто выделяются законы обрядово-религиозные, гражданско-государственные, хозяйственные, криминальные.

К обрядово-религиозным предписаниям, входившим в общую структуру закона, принадлежали правила устройства и почитания священных предметов, таких, как Ковчег Завета и скиния (Исх.25:10-22; 33:7-11); обязанности священников  (Исх.28:1-39;  Лев.10:9-11,21,16-24;  Чис.3:5-10);  правила  жертвоприношений  (Исх.34:19-20;29:38-42;  Лев.1:3-17;2:1-16;3:1-7;5:1-34;22:17-19;27:30-33);требования ритуальной чистоты (Лев. 3:17;7:32-25;11;12:1-8;13-15; Чис.19:11-22;  Втор.14:3-20)  и  соблюдения  праздников, например,  субботы, пасхи (Исх.23:10-11;34:17-18; Лев. 23:24,26-32; Втор. 5:12-15;16:1-7,9-11,13-17).

Основой государственного законодательства были предписания, определявшие  статус  и  построение  основных  государственных  институтов.  Это предписания относительно установления верховной власти и качеств ее носителей  (Втор.17:14-20);  организации  армии  (Чис.26:2;  Втор.  20:5-7); гражданства (Втор.23:1-8).  Тут  же  значительное  место  занимало формулирование принципов организации судопроизводства  - назначения  и обязанности  судей,  свидетелей (Исх.18:13-26;23:1-3,6-9;  Лев.19:5,16;  Чис.35:30;  Втор.5:20;16:18-20;17:7-6;19:15;27:15).

Криминальное  законодательство  в  ветхозаветную  эпоху  отражало определенную  структуру  позитивных  в  моральном  плане  религиозно обрядовых,  государственно-политических, гражданских,  семейно-брачных утверждений-предписаний  и  формально  представляло  собою  систему соответствующих запретов и санкций-наказаний за их нарушение. Определялись преступления  против  религии  - вероотступничество,  кощунство, идолопоклонничество  (Исх.20:4-6;22:18,20;34:14;35:2-3; Лев.14:16;18:21;20:2-5;  Второ-зак.5:11-15;13:1-18); против власти и общественного порядка такие, как отказ от  выполнения  законов,  нарушение  клятвы  (Исх.23:8;  Лев.19:25;  Втор.5:20;16:19-20;19:16-21);  посягательства  против  собственности  - воровство, обманное присвоение чужого (Исх.22:1-4; Лев.6:2-7;19:35-37; Втор. 19:14; 25:13-16;27:17). Особо стоит отметить осуждение преступлений против мора-ли и личной свободы  -половых извращений и брачных измен, зависти, обмана, клеветы, различных форм насилия  -нападений, похищений, притеснений,  избиений  и  убийств  (Быт.9:5-6;  Исх.21:12-14;22:21-24; Лев.19:11,14,16,20-22;29;21:15,18,26-27;24:19; Чис.35:14-34; Втор. 5:17;22:25-29).

Не смотря на то, что право в Ветхом Завете регулирует традиции жизни еврейского народа, очень многое это право принесло и в другие правовые семьи.

 

 

Заключение

В целом, в Ветхом Завете на протяжении веков было собрано много глубоких суждений о сфере политики и права. Авторы книг Ветхого Завета внесли заметный вклад в формирование политико-правового сознания Древнего мира, оказали влияние на последующее развитие правовой и политической мысли, особенно на правовую и политическую идеологию иудаизма и христианства. К числу наиболее важных моментов политико-правовых идей Ветхого Завета могут быть отнесены: попытки осмысления места человека, народов, человечества, системы властных отношений и системы законов, регулирующих человеческое поведение и общественное развитие в своеобразной космической системе координат, в единстве и взаимосвязи властеотношений и законов всех уровней; идеи о необходимости преодоления войн и мирном развитии человечества; поиск смыслового содержания справедливости и справедливой основы в деятельности власти, суда, закона; критическая констатация несовершенства и несправедливости политико-правовых институтов древнего общества; стремление найти новую меру свободы и ответственности отдельных людей и народов; фиксация основных заповедей человеческого поведения как детализации основного принципа поведения и в свою очередь основы для конструирования разветвленной системы религиозно-нравственно-правового регулирования; осмысление различных аспектов нормативного регулирования поведения людей и народов в контексте нового монотеистического мировоззрения; и др.

Информация о работе Власть и право в Ветхом Завете