Правительство РФ - высший орган исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:19, контрольная работа

Краткое описание

Конституция Российской Федерации, впервые разделившая государственную власть на три ее составляющие – исполнительную, судебную, законодательную – была принята 17 лет назад (12 декабря 1993 года). Однако процесс окончательного формирования трех ветвей власти, разграничений функций, определения места Президента РФ в этой системе и др. до сих пор продолжается. В условиях преобразований, проводимых в России в политической, экономической и социальной сферах, перестраивается и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объём работы в сфере управления государственными делами. Об изменениях свидетельствует указы Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», от 24.09.2007 № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». Количество принятых нормативных правовых актов и вносимых в них изменений, а также статей, рассматривающих исполнительную власть и Правительство РФ как высший орган исполнительной власти, в разных аспектах, говорит о том, что данная тема является актуальной как для правоведов, так и для представителей самой исполнительной власти. Состояние дел в сфере исполнительной власти освещается во всех средствах массовой информации: в политических ток-шоу, на радио, во многих печатных изданиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...………. 3
1. Правительство РФ в системе федеральных
органов исполнительной власти РФ …………………………...…… 5
1.1. Конституционные характеристики исполнительной власти РФ…..… 5
1.2. Основы административно-правового статуса Правительства РФ...…. 7
1.3. Компетенция, полномочия, задачи Правительства РФ…………...….. 8
2. ФОРМИРОВАНИЕ И СОСТАВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ…………………..… 14
2.1. Порядок формирования и состав Правительства РФ…………………. 14
2.2. Состав Правительства…………………………………………………… 17
3. ПОРЯДОК И ОРГАНИЗАЦИЯ деятельности
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ…………………………………………………………….. 19
3.1. Порядок работы Правительства РФ……………………………………. 19
3.2. Нормативно-правовые акты Правительства РФ………………………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 27
Список использованных источников……………………………….. 29

Вложенные файлы: 1 файл

Правительство РФ.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Филиал  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Байкальский  государственный университет

  экономики и права»  в г. Усть-Илимске 

(Филиал ГОУ ВПО «БГУЭП» в г. Усть-Илимске) 

Кафедра Права 

Специальность 030501 Юриспруденция 
 
 
 

контрольная работа

по  ДИСЦИПЛИНЕ «административное  право» 

Правительство РФ – высший орган

исполнительной  власти РФ 
 
 
 
 
 

Руководитель 

ст. преподаватель                                                                           

Исполнитель

Студент группы                                            

        
 
 
 
 

Усть-Илимск 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……….  3

1. Правительство РФ в системе федеральных

органов исполнительной власти РФ …………………………...……  5

      1.1. Конституционные характеристики  исполнительной власти РФ…..…  5

      1.2. Основы административно-правового  статуса Правительства РФ...….  7

      1.3. Компетенция, полномочия, задачи  Правительства РФ…………...…..  8

2. ФОРМИРОВАНИЕ И СОСТАВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ…………………..…  14

      2.1. Порядок формирования и состав Правительства РФ………………….  14

      2.2. Состав Правительства……………………………………………………  17

3. ПОРЯДОК И ОРГАНИЗАЦИЯ деятельности

ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ……………………………………………………………..  19

      3.1. Порядок работы Правительства РФ…………………………………….  19

      3.2. Нормативно-правовые акты Правительства  РФ……………………….   24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………  27

Список  использованных источников………………………………..  29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Конституция Российской Федерации, впервые разделившая государственную власть на три ее составляющие – исполнительную, судебную, законодательную – была принята 17 лет назад (12 декабря 1993 года). Однако процесс окончательного формирования трех ветвей власти, разграничений функций, определения места Президента РФ в этой системе  и др. до сих пор продолжается. В условиях преобразований, проводимых в России в политической, экономической и социальной сферах, перестраивается и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объём работы в сфере управления государственными делами. Об изменениях свидетельствует указы Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»,  от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»,  от 24.09.2007 № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». Количество принятых нормативных правовых актов и вносимых в них изменений, а также статей, рассматривающих исполнительную власть и Правительство РФ как высший орган исполнительной власти, в разных аспектах, говорит о том, что данная тема является актуальной как для правоведов, так и для представителей самой исполнительной власти.  Состояние дел в сфере исполнительной власти освещается во всех средствах массовой информации: в политических ток-шоу, на радио, во многих печатных изданиях.

      Также актуальность выбранной темы «Правительство РФ - высший орган исполнительной власти РФ» обусловлена тем, что Правительство РФ играет важную роль в жизни государства, решает задачи страны в целом.

          Таким образом, предметом данной работы определяется Правительство РФ как высший орган исполнительной власти. Объектом исследования является Правительство Российской Федерации.

      В связи с этим целью контрольной  работы является рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью и характером структуры и задач Правительства Российской Федерации.

      Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач. Во-первых, необходимо определить административно-правового статуса Правительства РФ, его компетенции, полномочия и задачи. Во-вторых, в работе необходимо охарактеризовать порядок формирования Правительства, определить его состав. В-третьих, изучить порядок и организацию деятельности Правительства Российской Федерации и, как результат этой деятельности, нормативно-правовые акты, издаваемые Правительство РФ.

      Для достижения поставленной цели контрольная работа разделена на 3 части, каждая из которых решает задачи, определенные в работе: первая часть дает представление правовом статусе Правительства Российской Федерации и месте его в системе федеральных органов исполнительной власти, вторая – посвящена процедуре формирования Правительства РФ, третья – организации деятельности высшего органа исполнительной власти.

      Для написания работы была использована следующая литература: в первую очередь, Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации», указы Президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также работы авторов, рассматривающих вопрос о деятельности Правительства Российской Федерации и исполнительной власти в целом: Козлов Е.И, Кутафин О.Е., Ноздрачев А.Ф. и др. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Правительство РФ в системе федеральных

органов исполнительной власти РФ 

    1. Конституционные характеристики

исполнительной  власти РФ 

      Конституция Российской Федерации 1993 года знаменует  собой качественно новый этап и подход в регулировании всей системы исполнительной власти. Следует подчеркнуть ряд принципиально новых концептуальных по характеру и значимости теоретико-нормативных положений, касающихся исполнительной власти в целом.

      Первое  – это осуществление государственной  власти в Российской Федерации на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Причем органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

      Второе  – это нормативное положение  ст. 11 Конституции об осуществлении  в Российской Федерации государственной власти Президентом, Федеральным Собранием, Правительством РФ, судами Российской Федерации. Из смысла данной, а так же предыдущей, 10-й статьи, вытекает, что в Российской Федерации серьёзно расширился круг органов государственной власти. К ним теперь относятся представительные, исполнительные и судебные органы. А по Конституции 1978г. к числу органов государственной власти относились только Советы народных депутатов.

      Идея  отделения исполнительной власти от законодательной и судебной нашла своё выражение в выделении в Конституции РФ отдельной главы 6 – «Правительство Российской Федерации». Согласно ст. 110 этой главы исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Наряду с этим в ст. 11 Конституции РФ указывается, что Правительство РФ наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами РФ осуществляют государственную власть.

    В то же время ни ст. 11, ни ст. 80 Конституции  не относят Президента РФ ни к одной  из ветвей государственной власти. Это порождает известную неопределённость в вопросе о правовом статусе, полномочиях Президента и прежде всего его праве «вторгаться» в сферу формирования и компетенции других ветвей власти. Особенно остро стоит вопрос среди теоретиков конституционного права о слиянии функций Президента РФ и Правительства РФ.

    Однако  Президент РФ юридически не является главой исполнительной власти и не входит каким-либо образом в её систему. Все его управленческие полномочия вписываются в модель главы государства, призванного обеспечивать единство государства и государственной власти в целом, устойчивое и согласованное функционирование всех органов государственной власти, а следовательно, не могут быть оценены как чисто исполнительские. Таким образом, нормы Конституции не позволяют говорить о слиянии института Президента и Правительства.

    Однако  представления о сущности, правовом статусе и системе органов  исполнительной власти в целом выходят за рамки главы 6 Конституции РФ. Более того, её ст. 110 сводит по существу всю исполнительную власть в деятельности Правительства РФ. Поэтому субъектная характеристика исполнительной власти, основанная только на указанной статье Конституции РФ, была бы неполной, неправильной.

          Из содержания ст. 11 и 110 Конституции РФ вытекает, что  Правительство РФ – высший орган исполнительной власти, хотя термин «высший» к нему в Конституции не применяется. В ч.1 ст.112 Конституции РФ указывается, что Председатель Правительства не позднее недельного срока после его назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти [2, ст. 24]. А это имеет непосредственное отношение к формированию системы органов исполнительной власти в РФ.

      Поэтому в организационную основу исполнительной власти следует включать всю систему органов государственной власти, призванную обеспечивать её фактическую и юридическую реализацию на всей территории РФ. Речь идёт о единой системе исполнительной власти, о которой говорится в ч.2 ст. 77 Конституции РФ. Эта система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их ведения, а также в рамках полномочий по предметам совместного ведения Федерации и её субъектов. В систему органов исполнительной власти подлежат включению и органы исполнительной власти, формируемые субъектами Федерации самостоятельно (вне пределов ведения Федерации и предметов её совместного ведения с субъектами). Нормативной базой построения конкретной системы органов  исполнительной власти являются федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ», федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», указ Президента РФ «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти».  

    1. Основы административно-правового статуса

Правительства РФ 

      Несмотря  на то, что Конституция РФ не употребляет  по отношению к Правительству термина «высший», оно, тем не менее, является высшим исполнительным органом государственной власти в масштабе всей страны. В федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 1) довольно своеобразно решен вопрос о статусе Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации. В названии статьи слово «высший» присутствует, а в тексте статьи такое определение отсутствует [7, с. 213].

      Правовую  основу деятельности Правительства  РФ составляют Конституция РФ, федеральные  конституционные законы, федеральные  законы и нормативные указы Президента РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» (принят 17 декабря 1997 года).

      Являясь высшим исполнительным органом государственной  власти Российской Федерации, Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

      Правительство – это коллегиальный орган, который  возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В  его состав входят Председатель, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. Возможно включение в состав Правительства не только федеральных министров, но и руководителей иных федеральных органов исполнительной власти (например, на правах федерального министерства действует директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации).

      Возглавляет Правительство РФ его Председатель. Он определяет направления деятельности Правительства и организует его работу, представляет Правительство внутри страны и в международных отношениях, подписывает акты Правительства, вносит Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.  

1.3. Компетенция,  полномочия, задачи  Правительства  РФ 

Информация о работе Правительство РФ - высший орган исполнительной власти