Виды органов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 20:55, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: рассмотреть сущность понятия - система органов государственной власти, признаки и виды органов государственной власти.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- дать понятие органу государственной власти;
- дать определение системе органов государственной власти;
- рассмотреть признаки присущие органам государственной власти, компетенцию и принципы деятельности;
- рассмотреть классификацию органов государственной власти;

Содержание

Введение 3

1. Понятие системы органов государственной власти
и особенности ее деятельности 5
1.1 Понятие системы органов государственной власти и
признаки органа государства 5
1.2 Компетенция и принципы функционирования
органов государства 13
2. Виды органов государства 16
2.1 Классификация органов государства 16
2.2 Органы исполнительной власти 21
2.3 Органы законодательной власти 23
2.4 Органы судебной власти 24
2.5 Органы государства особой компетенции 26
Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по конст праву.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

а) избираемые на свободных  выборах населением (парламент, президент);

б) назначаемые каким-то другим органом или должностным  лицом (правительство);

в) создаваемые в порядке  престолонаследия (монарх).

2. По характеру компетенции  выделяют органы:

а) общей компетенции, решающие широкий круг вопросов (парламент, правительство);

б) специальной компетенции, специализирующиеся на деятельности в одной сфере общественной жизни, выполнении одной функции (министерство культуры, министерство образования).

3. По объему властных  полномочий органы государства подразделяются на:

а) высшие, полномочия которых распространяются на всю территорию данного государства (правительство, парламент);

б) высшие органы субъектов федерации (этот вид органов имеется в федеративных государствах, состоящих из отдельных самостоятельных субъектов);

в) местные органы (этот вид органов не во всех странах  входит в систему государственной  власти. Так, в Российской Федерации и Великобритании они являются органами местного самоуправления).

4. По территориальной  юрисдикции выделяют государственные  органы:

а) федеральные (например, Правительство РФ);

б) субъектов РФ (например, правительство Ростовской области);

в) местные (например, налоговая  инспекция города, района).

5. По способу принятия  решений государственные органы делятся на:

а) коллегиальные (коллективные), принимающие решения большинством голосов посредством голосования (парламент, высшие суды);

б) единоначальные, где  решение принимается единолично руководителем (президент, министерства).

6. По длительности  действия различают:

а) постоянные органы, образование которых предусмотрено конституциями государств, и функционирующие на постоянной основе (парламенты, правительство, верховные суды);

б) временные органы, формирование которых обусловлено чрезвычайными обстоятельствами, например военным положением.

7. По характеру выполняемых  задач выделяют:

а) законодательные органы (парламент);

б) исполнительно-распорядительные (правительство, министерства, ведомства);

в) судебные;

Таким образом, существует большое  количество классификаций государственных органов, каждая из которых позволяет познать определённую группу подобных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Органы исполнительной  власти 

 

В Российской Федерации  в системе органов государственной  исполнительной власти существует два  уровня, каждый из которых характеризуется самостоятельностью и независимостью, собственной сферой компетенции.

Первый уровень - Федеральные органы государственной исполнительной власти. Установление системы органов исполнительной государственной власти этого уровня, порядок и организация их деятельности находятся в ведении РФ (п. "г" ст. 71 Конституции). К их компетенции относятся задачи, возложенные на них Конституцией (ст. 71, 72). Вне пределов ведения федеральных органов исполнительной государственной власти и их компетенции субъекты Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов имеют собственную компетенцию (обладают всей полнотой государственной власти) ст. 73 Конституции РФ.[9]

Второй уровень - Органы исполнительной государственной власти субъектов Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - устанавливаются субъектами Федерации самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и с общими принципами организации исполнительных органов власти, закрепленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции).[9]

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в пределах ведения Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  образуют единую систему органов  исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2, ст. 77 Конституции). [9]

В научной литературе существует большое  разнообразие в определении понятия исполнительной власти. По мнению Гончарова В.В. это вызвано ее сложным и многогранным характером, обширностью признаков и отсутствием единого легального определения.[5]

Так, ст. 10 Конституции РФ закрепляет такой признак исполнительной власти, как ее самостоятельность (наряду с законодательной и судебной). [9] Однако акцентирование внимания на независимости исполнительной власти вряд ли оправдано в силу подзаконного характера ее деятельности и необходимости постоянного систематического контроля над осуществлением исполнительной власти со стороны двух других ветвей власти и главы государства во избежание разбалансировки принципа разделения властей. Так, Конституционный Суд РФ наделен полномочиями по осуществлению контроля над конституционностью нормативных правовых актов Правительства РФ и аналогичных ему органов общей компетенции субъектов

Российской Федерации. Но в тоже время никакой другой орган государственной власти или местного самоуправления не имеет права, ни вторгаться в деятельность исполнительной власти, осуществляемую в рамках ее компетенции, ни подменять последнюю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Органы законодательной власти

 

Представительные (законодательные) - органы, принимающие законы (и иные нормативные правовые акты), имеющие высшую юридическую силу

Представительные (законодательные) - органы, принимающие законы (и иные нормативные правовые акты), имеющие  высшую юридическую силу.

В России таким органом является Федеральное Собрание, состоящее  из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. В Совет Федерации  входят по два представителя от каждого  субъекта Федерации - по одному от представительного  и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из депутатов, избираемых в соответствии с федеральным законом и работающих на постоянной основе. Главная функция Государственной Думы - принятие федеральных законов. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права издавать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ, предписаниям которых должны следовать все государственные органы, общественные объединения, должностные лица, граждане.

При этом Совет Федерации  имеет право одобрить или отклонить  принятый закон.

Глава 5 Конституции РФ посвящена Федеральному Собранию как  парламенту Российской Федерации, представительному  и законодательному органу РФ.[9]

Понятие "представительные органы" и "законодательные" не совпадают по объему. Всякий законодательный орган является представительным, но не каждый представительный является законодательным.

Представительные органы - это те органы, которые представляют весь многонациональный народ РФ, формируясь, прежде всего, путем всеобщих свободных выборов.

 

2.4 Органы судебной власти

 

Судебные органы призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные  споры физических и юридических  лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе в РФ", правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. [17] Суды независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Непосредственная реализация судебной власти, или осуществление правосудия, происходит в установленном законом  процессуальном порядке, основанном на таких общепризнанных принципах, как равенство граждан перед законом и судом, открытое судебное разбирательство, национальный язык судопроизводства, состязательность и равноправие сторон.

Судебная власть в России приобрела  реальные полномочия по контролю за актами других ветвей власти, что непосредственно следует из права Конституционного Суда РФ проверять соответствие Конституции федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также из права граждан обжаловать в суд решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ).[9]

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля; рассматривает  дела о соответствии других нормативных  правовых актов Конституции РФ, дает ее толкование. Осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ".

Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и др. делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, осуществляет над ними надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Государственные органы особой компетенции

 

Видовое многообразие традиционных и наиболее распространенных государственных органов не исключило появление и других специализированных органов для осуществления определенных функций государства, но не входящих, ни в одну из ветвей власти. Подобно тому, как статус Президента РФ и Администрации Президента не позволяет однозначно отнести его к одной из трех классических ветвей власти, также затруднительно понимание принадлежности к ним государственных органов особой компетенции. Такими органами на федеральном уровне являются Прокуратура, Следственный комитет, Счетная палата, Центральный банк, Федеральное казначейство, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека. Место таких органов в государственном механизме находит свое предметное воплощение в реализуемых ими функциях. Они представляют собой основные направления деятельности, осуществляемые в соответствии с особо определенной компетенцией с использованием специфических форм и методов в рамках очерченных полномочий. Их наличие определяется реальными потребностями государственно-правовой жизни, необходимостью управленческого воздействия на нее с помощью таких институтов, которые не вписываются в рамки законодательной, исполнительной или судебной власти. [2]

Сложная организация современного государства и многофакторность политических процессов способствовали оформлению института политических советников в постоянно действующие структуры. В России эту функцию выполняет Администрация Президента РФ (далее АП), хотя она и имеет свою специфику. Администрация Президента – достаточно молодое образование, появившееся после ликвидации ЦК КПСС. В соответствии с Положением об АП, данный орган призван обеспечивать деятельность президента и осуществлять контроль над исполнением его решений. «По умолчанию считается, что она должна просто поддерживать Президента во всех его начинаниях – и никаких руководящих полномочий». Однако заметная активность АП в политической жизни страны заставляет задуматься о ее роли в политическом процессе современной России.

Вопрос о роли АП можно рассматривать  с различных сторон. Правоведы указывают на ее оторванность от известных ветвей власти. Суть проблемы заключается в том, что в президентских нормативно-правовых актах АП характеризуется в качестве государственного органа. Однако в соответствии с Конституцией РФ государственными могут быть только органы законодательной, исполнительной и судебной власти. АП не может быть отнесена к какому-либо из названных звеньев государственного аппарата, т.к. является опорной структурой президента, который, в свою очередь, располагается над всеми ветвями власти в положении арбитра. В силу этого обстоятельства понимание подлинной организационно-правовой а, следовательно, и политико-правового статуса АП значительно усложняется.

А. В. Щипанов  в своей статье посвященной вспомогательным и совещательным органам при президенте Российской Федерации указывает что:- «принадлежность той или иной структуры к президентскому механизму зачастую определяется указанием в ее названии слов «Президент Российской Федерации» (управления Президента РФ, Управление делами Президента РФ, Ситуационный центр Президента РФ, представитель Президента РФ)». Однако в других случаях указание наименования высшей государственной должности Российской Федерации производится через предлог «при» (Комиссия по гражданству при Президенте РФ, Совет по местному самоуправлению при Президенте РФ). [22] В связи с этим во избежание терминологической путаницы автор данной статьи предлагает ввести в научный оборот понятие «аппарат при Президенте Российской Федерации», которое по объему шире понятия «аппарат Президента Российской Федерации» (Администрация Президента Российской Федерации) и призвано отразить принадлежность отдельных органов к президентскому механизму, вхождение этих формирований в окружение главы государства, «пристроенное» к Президенту. Связь деятельности этих органов с конституционными прерогативами главы государства выражается в том, что Президент осуществляет свои полномочия при помощи этих органов.

Информация о работе Виды органов государства