Система и виды органов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 05:59, доклад

Краткое описание

Система органов государственной власти — это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по конститутц.doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)

70. Система и виды органов государства.

Система органов  государственной власти — это  обусловленная функциями государства  и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные  виды.

Несмотря на то что  органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему, олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

 

Существует несколько  вариантов систематизации органов  государственной власти.

 

Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. I ст. 72 Конституции РФ). Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в каждом из входящих в состав России субъектов. Их полномочия касаются предметов ведения субъектов РФ и той части предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые отнесены федеральным законом к компетенции субъекта РФ. Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ они обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

 

В отличие от федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.

Федеральным законодательным  органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные но наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея и т. д.).

 

Система федеральных  исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ч. 1 сг. 112 Конституции РФ). К числу последних относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства1. В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

 

Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст. 4 указанного Закона).

Виды органов  государственной власти

 

 

 

Органы государственной  власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.

 

По месту  в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.

 

По месту  органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.

 

По способу  формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

 

По первичной  нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

 

По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

 

По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).

 

В зависимости  от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

 

Система органов государственной  власти субъектов Федерации устанавливается  ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Эту систему составляют: представительные (законодательные) органы; главы (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов Федерации; исполнительные органы власти (администрации, министерства, комитеты, управления); конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

 

71  Основные принципы организации и деятельности органов государства

Принципы организации  и деятельности органов государства 

Принципы – это  основные начала, идеи, которые положены в основу организации органов  государства и которым они  должны следовать в своей деятельности.

 

Принцип потому и принцип, что он требует, чтобы его придерживались, соблюдали его, принципы организации  и деятельности государственного аппарата конкретного государства находят  закрепление в его конституции  и соответствующих законах, посвященных отдельным ветвям власти, отдельным системам механизма государства: законах о судебных системах, правительстве, министерствах и ведомствах, прокуратуре.

 

Одни из этих принципов  четко сформулированы в законах, другие выведены, вычленены из законов  путем некоторого обобщения, индуктивным путем.

 

Очевидно, что  ниже будут рассмотрены только наиболее общие принципы, касающиеся так или  иначе механизма государства  в целом.

В ряду указанных  принципов рассмотрим нижеследующие:

 

1.Принцип территориальности положен в основу организации системы органов;

Государство – организация  территориальная, его власть, суверенитет  распространяются на определенную территорию, которая делится на территориальные  единицы.

 

По этим единицам, как  уже отмечено, подразделяется подвластное государству население, но и сама система государственных органов привязывается к этим единицам, каждый орган действует в определенном территориальном пространстве, очерченном административно-территориальными единицами и это относится не только к местным органам, но и к низовым федеральным органам.

 

2.Принципы иерархичности;

Государство – это  единый, слаженный механизм его органов, такое единство ему придает принцип  иерархичности, заключающийся в  том, что органы государства занимают в системе механизма разные уровни, одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих.

 

Иерархичность по разному проявляется  в разных частях системы государственных  органов, одно дело иерархичность в  исполнительных, прокурорских органах, в армии и совсем другое – в системе представительных или судебных органов.

3. Принципы централизма или децентрализма;

Принципы централизма или децентрализма  в деятельности государственных  органов проявляются в том, на каком уровне принимаются решения - принимаются ли они централь­ными органами и в силу иерархичности нижестоящие органы только их исполняют, или важные решения принимаются и территориальными местными органами с учетом местных условий.

 

В зависимости от степени самостоятельности  тер­риториальных органов может преобладать централизм или децентрализм в принятии решений, здесь важно оптимальное соотношение централизма и децентрализма, первый придает определенное единство государственной политике, второй способствует развитию инициативы нижестоящих органов и учету местных условий.

 

Централизм может быть ярко выраженным бюрократическим или демократическим, когда решения центральных органов  принимаются с учетом общественного  мнения, местных представительных и  исполнительных органов или же с  их прямого согласия.

 

4.Принципы выборности  и назначаемости противоположны  в своей сути;

Первый отражает демократические, а второй – бюрократические начала в формировании государственных  органов, оба принципа присущи современным  государствам и реализуются в  разных частях государственного механизма.

5.Принципы коллегиальности  и единоначалия;

Первый выражает демократические, второй — бюрократические начала, разным органам в силу их специфики  свойственны разные принципы, представительным и судебным органам свойственна  коллегиальность, другим же, например прокурорским и в особенности военным органам, органам МВД, - единоначалие.

 

6.Принципы гласности,  открытости или тайны;

Первый принцип, безусловно, свойствен  демократическому государству, второй – государству недемократическому, бюрократическому, однако даже и в демократическом государстве деятельность некоторых органов или некоторые стороны де­ятельности не являются гласными и открытыми, например, вопросы государственной тайны, следственной тайны.

 

7.Принцип законности  в организации и деятельности органов государства;

Принцип законности в организации  и деятельности органов государства  состоит, во-первых, в том, что в  государстве существуют и действуют  органы, только предусмотренные конституцией и иными законами, во-вторых, в том, что эти органы создаются согласно процедуре, предусмотренной законами и в-третьих, в том, что все органы действуют в рамках своей компетенции, решения принимают на основе закона и согласно процедуре, установленной законами.

 

 


Информация о работе Система и виды органов государства