Виды органов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 20:55, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: рассмотреть сущность понятия - система органов государственной власти, признаки и виды органов государственной власти.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- дать понятие органу государственной власти;
- дать определение системе органов государственной власти;
- рассмотреть признаки присущие органам государственной власти, компетенцию и принципы деятельности;
- рассмотреть классификацию органов государственной власти;

Содержание

Введение 3

1. Понятие системы органов государственной власти
и особенности ее деятельности 5
1.1 Понятие системы органов государственной власти и
признаки органа государства 5
1.2 Компетенция и принципы функционирования
органов государства 13
2. Виды органов государства 16
2.1 Классификация органов государства 16
2.2 Органы исполнительной власти 21
2.3 Органы законодательной власти 23
2.4 Органы судебной власти 24
2.5 Органы государства особой компетенции 26
Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по конст праву.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

 

Введение           3

 

1. Понятие системы органов государственной власти

и особенности ее деятельности       5

1.1 Понятие системы органов государственной власти и

признаки органа государства        5

1.2 Компетенция и принципы функционирования

органов государства         13

2. Виды органов государства        16

2.1 Классификация органов государства      16

2.2 Органы исполнительной  власти       21

2.3 Органы законодательной  власти      23

2.4 Органы судебной  власти        24

2.5 Органы государства особой компетенции     26

Заключение          29

Список литературы         31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общепризнано, что государство  – это абстрактное, обезличенное понятие. Оно действует опосредованно через уполномоченные органы государственной власти и должностные лица. В любых правоотношениях непосредственным участником выступает либо орган государственной власти, либо конкретное должностное лицо, именно они, выступая от имени государства, реализуют его волю. Законодательно, определение органа государства в настоящее время не закреплено ни в одном нормативно-правовом акте.

Согласно Конституции РФ (ст. 3) Органы государственной власти - это проводники, посредством которых народ осуществляет свою власть.[9]

Органы государства, объединяясь в систему государственных органов которые осуществляют управленческую деятельность и наделены для этого властными полномочиями образуют аппарат государства.

Согласно ст. 10 Конституции  РФ основным принципом организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации является ее разделение на три ветви.[9] В результате органы государственной власти подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные. Видовое многообразие традиционных и наиболее распространенных государственных органов не исключило появление и других специализированных органов для осуществления определенных функций государства, но не входящих, ни в одну из ветвей власти.

Современная правовая литература неоднозначна в выборе терминов, характеризующих государственные органы власти и их организацию. Конституция России, а также текущее законодательство активно используют термины как «орган государственной власти», так и «государственный орган». В этой связи в юридической науке возникла полемика относительно соотнесения этих понятий.

Цель контрольной работы: рассмотреть сущность понятия -  система органов государственной власти, признаки и виды органов государственной власти.

В соответствии с поставленной целью  решались следующие основные задачи:

- дать понятие органу государственной власти;

-  дать определение  системе органов государственной власти;

- рассмотреть признаки присущие органам государственной власти, компетенцию и принципы деятельности;

- рассмотреть классификацию органов государственной власти;

Объект курсовой работы: система органов государственной власти;

Предмет курсовой работы: орган государства.

Методы исследования:

- обработка, изучение научных источников;

- анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой  проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие системы органов государственной власти

и особенности ее деятельности

1.1 Понятие системы органов государственной власти и

признаки органа государства

 

Российская Федерация (Россия) осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Законодательно, определение органа государства в настоящее время не закреплено ни в одном нормативно-правовом акте.

Согласно Конституции РФ (ст. 3) Органы государственной власти - это проводники, посредством которых народ осуществляет свою власть.[9]

Орган государства - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.[18]

Близко к такому определению понятие органа государства как составного и в то же время относительно обособленного подразделения государственного аппарата, которое участвует в осуществлении задач и функций государства и действует от его имени и по его поручению, имеет соответствующую компетенцию и структуру, наделено установленным законодательством объемом властных полномочий, применяет присущие ему формы и методы деятельности, именно так его определяет  Черкасов К.В.[20]

В юридической науке на данный момент не сложилось однозначного мнения о соотношении таких понятий, как "механизм государства" и "государственный аппарат". Одними авторами они употребляются как синонимы (Черданцев А.Ф.), другие же ученые находят в них ряд различий.[19]

Так, существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система государственных органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.[4]  

В свою очередь под  системой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность ее федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных органов государственной власти. При этом система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти. Однако органы местного самоуправления обладают властными полномочиями. Но они не носят государственного характера и, в отличие от государственно-властных полномочий, не осуществляются от имени Российской Федерации.[8]

Так, С. В. Нарутто отмечает, что  само понятие «система» в отношении  органов государственной власти употребляется в Конституции РФ в семи статьях: «система государственной власти» (ч. 3 ст. 5); «система федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти» (п. «г» ст. 71); «система органов государственной власти» (п. «н» ч. 1 ст. 72); «система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов» (ч. 1 ст. 77); «система исполнительной власти в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 77); «судебная система Российской Федерации» (ч. 3 ст. 118); «единая централизованная система» — о прокуратуре Российской Федерации (ст. 129). [11]

Без существования единой системы, четко выстроенной иерархии органов  государственной власти не может  наблюдаться единого и слаженного механизма работы всей системы государственной власти.

Что касается разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, то, образуя двухуровневую систему, органы государственной власти реализуют принцип единства за счет выстраивания вертикали власти для осуществления этих полномочий. Самостоятельное осуществление субъектами РФ своих полномочий не исключает построения единой системы органов государственной власти, поскольку невозможна реализация государственных задач на уровне региона и для региона в отрыве от единых целей государственной политики, реализуемых посредством участия субъектов РФ в совместном законотворческом процессе, исполнении единых для всех решений правительства и федеральных министерств, применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.

Существует научная  позиция, в соответствии с которой  под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства.[12]

Исходя  из этой научной  позиции понятие «государственный орган» так же можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти (как часть аппарата), с другой же, — это орган, выполняющий определенные задачи и функции (как элемент механизма государства).

Современная правовая литература неоднозначна в выборе терминов, характеризующих государственные органы власти и их организацию. Большинство авторов учебников по теории государства и права, рассматривая государственный механизм, употребляет термины «органы государства» (в контексте - «государственные органы»), не употребляя при этом термин «органы государственной власти». Некоторые авторы учебной литературы по конституционному (государственному) праву в соответствующих разделах (главах) учебников, посвященных организации государственной власти России, употребляют все три термина - «органы государства», «государственные органы», «органы государственной власти» - с трудноуловимым смысловым различием, по сути, как идентичные [18]. По мнению Б.Н. Габричидзе следует понимать, что между терминами «органы государственной власти» и «органы государства» нет противоречий, поскольку в целом   речь идет об  однотипных,    однопорядковых    явлениях... [3]

Наиболее точно критерий отличия данных понятий определил Г.В. Мальцев. По его мнению: «Критерий, принятый за основу при разделении функций властных (государственно-властных) и обеспечивающих государственно-властную деятельность, может быть применен и при классификации государственных органов. Последние также могут быть подразделены на «органы государственной власти» и «органы, обеспечивающие государственно-властную деятельность» [13]. 

Г.В. Мальцев так же считает, что давать определения нужно исходя из функции (компетентность, полномочия) конкретного органа.

Среди полномочий ученые особо выделяют тип государственно-властных или просто властных полномочий. Считается, что именно эти полномочия выражают функции органов государственной власти, связанные с принятием властных государственных решений, включая принятие законов. А так же с осуществлением исполнительной, распорядительной, координационной и другой управленческой деятельности, включая реализацию форм контроля судебной власти над соответствием общественных отношений конституции и законам.

Слепнев А.В. предполагает, что именно государство непосредственно или опосредованно действует во всех правовых отношениях как правовой субъект, а государственные органы осуществляют его особое представительство в этих отношениях. Государственный орган - это «профессиональный представитель» государства в правовых отношениях. Он создается именно для этих целей.

Будучи особым субъектом, допускающим признание тех или иных лиц субъектами права, государство способно признать их своими «частями», т.е. государственными органами, наличие правосубъектности в целях более эффективного осуществления власти. Тогда государственные органы получают возможность взаимодействовать друг с другом, а также с иными субъектами.

Наличие правосубъектности у государственных органов способствует повышению качества работы всего государственного механизма. Раз уж государство может действовать только посредством механизма своих органов, следует понимать, что эти органы не могут быть в правовом смысле обособлены от государства. Но и не следует создавать конструкцию государственного органа, в основе которой лежит двойственность. Государственный орган не должен в одних правоотношениях (например, административных) выступать как особый субъект, а в других (например, гражданско-правовых) как юридическое лицо. В таком случае в государстве существовало бы два министерства финансов, две администрации президента, причем под одними и теми же наименованиями. [15]

Каждый орган государства имеет собственную структуру, устанавливаемую законом, а так же несет определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Козбаненко В.А. указывает «поскольку государственными органами вырабатываются и реализуются властно-управленческие решения, их следует отличать от тех организационных структур государства, в которых создаются материальные, социальные и духовные продукты: от государственных предприятий, осуществляющих экономическую деятельность на базе государственной собственности; от государственных учреждений, связанных, как правило, с оказанием социальных и духовных услуг; от государственных организаций, выполняющих обычно организационные функции в различных социальных сферах». [8] Причем все органы, как элементы государственного механизма должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частями системы государственных органов.

Все государственные  органы образованы и действуют на основе правовых актов: Конституции и соответствующих законов.

Государственные органы, как и все структурные элементы государства, обладают рядом признаков.

Информация о работе Виды органов государства