Виды органов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 20:55, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: рассмотреть сущность понятия - система органов государственной власти, признаки и виды органов государственной власти.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- дать понятие органу государственной власти;
- дать определение системе органов государственной власти;
- рассмотреть признаки присущие органам государственной власти, компетенцию и принципы деятельности;
- рассмотреть классификацию органов государственной власти;

Содержание

Введение 3

1. Понятие системы органов государственной власти
и особенности ее деятельности 5
1.1 Понятие системы органов государственной власти и
признаки органа государства 5
1.2 Компетенция и принципы функционирования
органов государства 13
2. Виды органов государства 16
2.1 Классификация органов государства 16
2.2 Органы исполнительной власти 21
2.3 Органы законодательной власти 23
2.4 Органы судебной власти 24
2.5 Органы государства особой компетенции 26
Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по конст праву.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Среди ученых-государствоведов существуют различные взгляды на классификацию и объем признаков. Большинство из них подчеркивают, что важнейшим признаком принадлежности государственного органа к государственному аппарату является наличие у органа государства государственно-властных полномочий.

Государственно-властные полномочия — это сложное явление, в котором выделяют три основных элемента:

1) принятие решений,  обязательных для исполнения  всеми гражданами, должностными  лицами и организациями, на  которых распространяется компетенция  данного органа государства;

2) организация исполнения  принятых решений, опирающаяся на материальную основу, базу (например, фонды государства, средства государственного бюджета и т. д.);

3) охрана принятых  решений от нарушений путем  применения различных методов  и мер: убеждения, общественного  воздействия, а также государственного  принуждения.

Козлов А.Е. отмечает, что в той или иной степени органы государства применяют все эти элементы данных полномочий, взятые в совокупности. Однако принудительный характер властных полномочий государственного органа, его монополия на применение насилия принципиально отличают его от других политических и общественных институтов.[10]

Романова В.В. в своей статье посвященной понятию государственного органа, приводит следующие высказывания: « ни один государственный орган не может обладать правами, – подчеркивает А.Н. Талалаев, – которые вместе с тем не были бы правами самого государства. С другой стороны, государство может существовать и действовать только через свои органы» [14] Таким образом властное полномочие, с одной стороны, есть специфический признак правового режима органа государственной власти, а с другой –прямое выражение воли государства.

В то же время, как отмечают ученые, существуют и другие признаки, присущие государственному органу.

1) Органы государственной власти создаются и действуют только на правовой основе. Порядок их организации и функционирования определяется Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Органы государства, формируемые и действующие произвольно, имеют неконституционный характер, а следовательно, их существование незаконно.

2) Государство наделяет каждый свой орган специальной компетенцией. Компетенция означает, что орган обладает установленными в законном порядке правомочиями по осуществлению государственно-властных функций в определенной сфере государственной деятельности.

3) Орган государства наделен правом издания юридических актов правоприменения, содержащих обязательные общие и индивидуальные правовые предписания.

А. М. Астафуров в своей  статье дает следующее определение  органа государства: «Государственный орган – это организационно обособленное звено государственного аппарата, созданное по инициативе государства, действующее в рамках установленного правового режима и наделенное определенными полномочиями для осуществления возложенных на него задач по реализации функций государства.» [1]

Из приведенного выше определения он выделяет следующие признаки государственных органов:

1) государственный орган  создается по инициативе государства и наделен определенными властными полномочиями;

2) обладает организационной и финансовой обособленностью;

3) действует в соответствии с законодательством;

4) реализует функции  государства;

5) в рамках своей  компетенции имеет право издавать нормативные правовые и правоприменительные акты;

6) в состав государственного органа входят лица, выполняющие свои трудовые обязанности на возмездной основе (государственные служащие).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Компетенция и принципы деятельности органов государства

 

Каждый орган государства  имеет свой предмет ведения, то есть осуществляет какую-то определенную деятельность, а так же обладает своей компетенцией, т.е. наделен определенными полномочиями.

Компетенция органа государственной  власти  как отметил Иванец это определяемые Конституцией РФ предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объем полномочий и пределы деятельности органа государственной власти. Строго говоря, Компетенция органа государственной власти  включает в себя: полномочия органа государственной власти, предметы ведения и основные направления деятельности или функции данного органа. [7]

Как указывает Течиев С.Р. «компетенция как круг дел государственного органа не может заключать конкретные, наличествующие права и обязанности государственного органа. Содержанием компетенции является вид и мера возможного и одновременно должного поведения, выраженные на модельном уровне. В этом смысле компетенция – это способность органа государственной власти вступать в правоотношения в целях реализации возложенных на него задач и функций, наполнять конкретным содержанием возложенные на него полномочия.

Компетенцию государственного органа можно определить как способность и обязанность государственного органа вступать в правоотношения в целях осуществления возложенных на него функций посредством реализации (наполнения конкретным содержанием) предоставленных ему полномочий». [16]

В.В. Эмих дает следующее  определение компетенции: «компетенция государственного органа представляет собой нормативно закрепленную систему направленных на осуществление функций государства государственно-властных и иных полномочий и публичных прав государственного органа, которые необходимы для воздействия на общественные отношения, составляющие предметы его ведения. Подобное понимание компетенции государственного органа тем не менее не исключает использование в законодательстве различных способов установления компетенции». [23]

Свою компетенцию государственные  органы могут реализовывать в  трех формах:

· путем издания предписаний общего характера (издание нормативный актов);

· путем принятия предписаний индивидуального характера (акты     применения);

· путем осуществления организационной деятельности.

Под принципами понимаются основополагающие идеи, на которых организуются и осуществляется деятельность государственных органов. Эти принципы нашли свое выражение в Конституции РФ, в законодательных актах, указах, постановлениях. На современном этапе известны следующие принципы:

1) верховенство Конституции  РФ, федеральных законов над иными  нормативными правовыми актами;

2) приоритет прав и  свобод человека и гражданина, их прямое

действие;

3) принцип разделения  властей на исполнительную, законодательную и судебную, их независимость друг от друга, система сдержек и противовесов;

4) принцип единства  системы государственной власти;

6) принцип демократизма;

7) принцип гласности  в работе государственных органов;

8) принцип единства  основных требований к работе государственных органов;

9) принцип профессионализма и компетенции служащих, работающих в государственных органах;

10) принцип равного  доступа граждан к работе в государственных органах;

11) принцип обязательности решения вышестоящих государственных органов для нижестоящих государственных органов;

12) принцип ответственности государственного органа за принимаемые решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды органов государства

2.1 Классификация органов государства

 

Разделение властей - это одна из основных черт современного правового государства. Предполагается, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. В настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих государств. Развил до современного понимания теорию разделения властей французский мыслитель Ш.-Л. Монтескье (1689-1755). Он отмечал, что в каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского (судебная). Первая - создает и исправляет законы, вторая - объявляет войну и заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия, третья власть - судебная - карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Словом, под разделением властей один из основоположников понимал не установление жестких барьеров, а наличие у различных ветвей власти возможностей сдерживать действия друг друга, чтобы не допустить концентрации всех полномочий у одной из них. Теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную признана во всех более или менее демократических странах. Как указывает Джоржиев «согласно современной теории права разделение властей осуществляется на трех уровнях: институциональном, функциональном и персональном. На деле принцип разделения властей строго соблюдается только в условиях классической президентской республики (США). В парламентарных государствах и в смешанной республике разделение властей как общий принцип признается, но здесь парламентская ответственность правительства уравновешена (хотя и в разной степени) полномочиями президента (или иного главы государства) на поле деятельности законодательной власти (регламентарные акты)». [6]

По мнению Чурова В.Б.: - «если на ранних этапах демократического государственного строительства под разделением властей понималось расчленение государственной власти на три самостоятельные власти, которые действовали изолированно друг от друга, то теперь имеется в виду разграничение функций — законодательства, управления и правосудия, которые осуществляются различными органами. Речь не идет о существующих параллельно и независимо друг от друга развивающихся властях, напротив, господствующей в мировой конституционной практике является идея их сотрудничества и даже единства, в рамках которых сохраняется и конституционно обеспечиваются различие и самостоятельность органов, осуществляющих государственные функции».[21]

Согласно ст. 10 Конституции  РФ основным принципом организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации является ее разделение на три ветви. [9] В результате органы государственной власти подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные. В пределах своей компетенции по осуществлению властных функций государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом. Как указывает Козбаненко В.А., организация государственной власти по принципу ее разделения не должна создать иллюзию о многовластии в обществе. В Российской Федерации власть едина изначально, так как ее единственным источником, согласно Конституции, является сам народ и только он. Это означает, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти, присвоить себе всю ее полноту или монополизировать ее отправление. Следовательно, сама по себе государственная власть не делится между государственными органами, ее осуществление связано с разделением определенных функций и полномочий, которыми они наделяются.[8]

Не смотря на то, что существуют разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, образуя двухуровневую систему, органы государственной власти реализуют принцип единства за счет выстраивания вертикали власти для осуществления этих полномочий. Как указывает Г.Н. Копятина - «самостоятельное осуществление субъектами РФ своих полномочий не исключает построения единой системы органов государственной власти, поскольку невозможна реализация государственных задач на уровне региона и для региона в отрыве от единых целей государственной политики, реализуемых посредством участия субъектов РФ в совместном законотворческом процессе, исполнении единых для всех решений правительства и федеральных министерств, применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации». [11]

Среди отечественных исследователей существуют различные мнения по вопросу классификации государственных органов. Например, В.Н Хропанюк органы государства классифицирует «по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач». М.В. Баглай классифицирует государственные органы: «по уровню своей деятельности», «по порядку формирования», «по иерархии соподчинения», «по ветвям власти», «по универсальности своей компетенции», «по способу принятия решения». [18]

Государственные органы классифицируются по разным основаниям.

1. По порядку создания  государственные органы делятся  на:

Информация о работе Виды органов государства