Юридический анализ целей наказаний при квалификации преступлений в сфере таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 17:29, реферат

Краткое описание

Целью реферата являются научное осмысление проблем квалификации и разграничение смежных составов таможенных преступлений.
Основными задачами ,которые мы поставили перед собой, являются:
- исследование системы таможенных преступлений;
- исследование юридического анализа наказаний за преступления в таможенной сфере;
- изучение путей предупреждения и борьбы с таможенными преступлениями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3-4
I. Характеристика таможенных преступлений. теоретические и практические основы применения уголовного законодательства…………………….5
1.1. Контрабанда………………………………………………………….5-6
1.2. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники………………………………………………………..6-7
1.3. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран……………………………………………………………………………7-9
1.4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте…………..9-11
1.5 .Уклонение от уплаты таможенных платежей……………………………11-12
II. Проблемные вопросы квалификации таможенных преступлений…………12
2.1. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей……….12-15
2.2. Контрабанда и невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран………………………………………………………………………………15-18

III. Основные направления борьбы с таможенными преступлениями……….18-21

Заключение……………………………………………………………….22

Библиографический список…………………………………………...23-25

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ТД!.docx

— 77.87 Кб (Скачать файл)

запрещенные к обороту предметы, так и желание уклониться от уплаты таможенныхплатежей. Уклоняясь же от уплаты таможенных платежей, лицо преследует 

только корыстную цель.

В этой связи представляется, что у лица, совершающего контрабанду, может 

быть, во-первых,

 

 корыстная цель (переместить товары и иные предметы сматериальной выгодой для себя) и,

 

 вовторых, цель, связанная с личной заинтересованностью (например, в перемещении наркотических средств). А приуклонении справедливо считать, что лицо не 

платит таможенные платежи из желания сэкономить денежные средства, т.е., преследует корыстную цель.

Все перечисленные различия прослеживаются непосредственно по элементам состава преступления: объекту, объективной стороне, субъекту, субъективнойстороне. К сожалению, несмотря на достаточное количество этих различий, по-прежнему проблема разграничения для юристов-практиков остается,возможно, потому, что предложенным вариантам решения проблемы присуща излишняя теоретизация.

В связи с этим, хотелось бы назвать два существенных различия между составами преступлений, предусмотренных ст. ст. 188 и 194 УК РФ, которыепринципиально их разграничивают.

Во-первых, для контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей по-разному установлен крупный размер. Контрабанда признается совершенной в крупном размере, если стоимость предметов контрабанды превышает 1,5 млн. руб. (примечание к ст. 169 УК РФ). Уклонение от уплаты таможенных платежейсчитается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных платежей превышает 3 млн. руб. (примечание к ст. 194 УК РФ). Таким образом,подчеркнем следующее. Если лицо совершает контрабанду, предусмотренную ч. 1 ст. 188 УК РФ, на сумму более 3 млн. руб., то оно должно бытьответственно еще и по ч. 1 ст. 194 УК РФ, так как, совершая контрабанду, заодно уклонилось от уплаты таможенных платежей на эти товары. Если жесовершена контрабанда на сумму 

меньше 3 млн. руб., соответственно и очевидно, что лицо будет ответственно 

только за совершение контрабанды. Так,крупный размер помогает четко разграничить эти два преступления. С другой стороны, представляется несколько противоречивым привлечение лица,совершившего контрабанду на сумму более 3 млн. руб., еще и за неуплату таможенных платежей, так как такое лицо в силу характера совершенных имдействий просто не имеет возможности уплатить необходимые таможенные платежи, не раскрывая факта совершения им контрабанды.

Во-вторых, предметом контрабанды могут быть не только товары и иные предметы в крупном размере, но и перечисленные в ч. 2 ст. 188 УК РФ предметы, вотношении которых установлены специальные правила перемещения.

Предметом же уклонения от уплаты таможенных платежей являются таможенные платежи. Поскольку предметы, указанные в ч. 2 ст. 188 УК РФ, в силу своейспецифики запрещены к свободному ввозу и вывозу, с них не взимаются таможенные платежи. Это означает, что в случае, если лицо перемещает предметы,указанные в ч. 2 ст. 188 УК РФ, не имея должным образом оформленного разрешения, оно, определенно, совершает контрабанду.

Таким образом, к настоящему времени в юридической литературе и судебной 

практике сложилось четкое представление о разграничении составов,предусмотренных статьями 188 и 194 УК РФ. Оно сводится к тому, что по ст. 188 УК РФ могут квалифицироваться только такие незаконные действия, которыесовершаются в случае ввоза, при перемещении товара через таможенную границу, а при вывозе - в момент подачи таможенной декларации или иногодействия, непосредственно направленного на реализацию намерения вывезти товар. Иные действия, совершенные с товаром, который перемещается черезтаможенную границу на территорию России, должны квалифицироваться по другим статьям УК РФ, в зависимости от других элементов состава преступления.

 

2.2 Контрабанда и невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран

УК РФ определяет юридические признаки двух составов преступлений, связанных с оборотом культурных ценностей через Государственную границу РФ,определяя их следующим образом:

1) перемещение через таможенную границу РФ культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения черезтаможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманнымиспользованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием (ч. 2 ст.188 УК РФ), т.е., контрабанда культурных ценностей;

2) невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояниянародов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии сзаконодательством РФ (ст. 190 УК РФ).

Если непосредственным объектом контрабанды культурных ценностей является сложившийся в результате действия соответствующего законодательстваспециальный порядок перемещения (ввоза или вывоза) культурных ценностей через таможенную границу РФ, то непосредственным объектомпредусмотренного ст. 190 УК РФ невозвращения в Россию культурных ценностей - специальный порядок временного вывоза культурных ценностей,предполагающий их обязательное возвращение (обратный ввоз) из-за границы в Российскую Федерацию.

Определенные сходства между контрабандой культурных ценностей и их невозвращением из-за границы обнаруживаются и в признаках объективнойстороны, ибо оба преступных деяния связаны с перемещением указанных в ч. 2 ст. 188 и ст. 190 УК РФ предметов через таможенную границу РоссийскойФедерации. Однако, именно в данных признаках объективной стороны указанных составов преступлений усматриваются и основные отличия между ними.Так, контрабанда культурных ценностей совершается исключительно путем активных действий, которые выражаются в непосредственном, фактическомпересечении культурными ценностями линии таможенной границы РФ одним из альтернативно сформулированных в ч. 2 ст. 188 УК РФ способов, а именно:1) помимо таможенного контроля; 2) с сокрытием от таможенного контроля; 3) с обманным использованием документов; 4) с обманным использованиемсредств таможенной идентификации; 5) с недекларированием; 6) с недостоверным декларированием. Невозвращение же на территорию РФ предметовхудожественного, исторического или археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран выражается всегда в преступномбездействии - невыполнении субъектом данного преступления возложенной на него юридической обязанности по возвращению в установленные сроки натерриторию РФ временно вывезенных из нее определенных культурных ценностей. Сам же вывоз культурных ценностей, предшествующий совершениюпреступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ (в отличие от ч. 2 ст. 188 УК РФ), должен быть обязательно правомерным, то есть он должен быть осуществленна основании специального разрешения в соответствии с установленным действующим законодательством порядком временного вывоза культурныхценностей.

Следовательно, именно форма выражения общественно опасного деяния как главного признака объективной стороны рассматриваемых преступленийслужит основным отличием между ними: контрабанда культурных ценностей всегда совершается только путем указанных активных действий, аневозвращение культурных ценностей в Российскую Федерацию - это всегда преступное бездействие.

Разграничение данных преступных посягательств, совершаемых в отношении культурных ценностей, можно производить и по другому признаку объективнойстороны - месту их совершения. Так, местом совершения контрабанды должен считаться определенный участок таможенной границы Российской Федерации,через который было совершено противоправное перемещение культурных ценностей. В то же время местом совершения преступного невозвращениякультурных ценностей надлежит признавать территорию того иностранного государства, где незаконно сверх срока временного вывоза находятся предметыпреступления и где, собственно, и происходит соответствующее преступное бездействие, откуда они не ввозятся обратно на территорию РоссийскойФедерации.

Кроме того, с позиции хронологической характеристики объективной стороны сравниваемых преступных деяний, контрабанда культурных ценностейявляется единичным, одномоментным или кратковременным преступлением, и, тем самым, существенно отличается от невозвращения на территорию РФпредметов художественного, исторического или археологического достояния народов РФ или зарубежных стран, которое является длящимся преступлением.Поэтому, контрабанда культурных ценностей, предусмотренная ч. 2 ст. 188 УК РФ, признается оконченным преступлением с момента фактическогопересечения предметами посягательства таможенной границы. Предусмотренное же ст. 190 УК РФ невозвращение в Россию культурных ценностей следуетсчитать оконченным преступлением с момента окончания установленного в свидетельстве на право вывоза предельного срока возвращения в РФ из-заграницы предметов художественного, исторического или археологического достояния. То есть, оба рассматриваемые состава по законодательнойконструкции их объективной стороны являются формальными, и для признания данных преступлений оконченными не требуется наступления каких-либообщественно опасных последствий. Если же, например, происходит уничтожение или повреждение культурных ценностей, то содеянное, при наличиипредусмотренных уголовным законом условий и в зависимости от конкретных обстоятельств, может квалифицироваться по совокупности с одним изсоставов преступлений, предусмотренных ст. ст. 167, 168 или 243 УК РФ.

Уголовную ответственность как по ч. 2 ст. 188 УК РФ, так и по ст. 190 УК РФ, могут нести только лица, достигшие к моменту совершения преступленияшестнадцатилетнего возраста. При этом, субъект контрабанды культурных ценностей является общим, то есть им может быть любое физическое вменяемоелицо, достигшее указанного возраста. Субъект же преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, - всегда специальный. Это лицо, на которое персональнобыла возложена юридическая обязанность по полному и своевременному обратному ввозу на территорию Российской Федерации временно вывезенных изнее предметов художественного, исторического или археологического достояния (например, собственник культурных ценностей, руководитель илиуполномоченный представитель организации, являющейся владельцем таких ценностей, и др.).

Что касается субъективной стороны контрабанды культурных ценностей и невозвращения предметов художественного, исторического и археологическогодостояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, то ее признаки также характеризуются значительными сходствами. Во-первых, обапреступления могут быть совершены только с прямым умыслом. Их совершение с косвенным умыслом или по неосторожности исключается. Во-вторых, наквалификацию рассматриваемых преступных деяний, совершаемых в отношении культурных ценностей, не влияют ни мотивы, ни цели, которымируководствовались преступники, хотя они и должны учитываться при назначении конкретного вида и размера наказания.

Отсюда можно сделать следующий вывод. Признаки каждого из элементов рассмотренных составов преступлений, связанных с оборотом культурныхценностей через Российскую границу, несмотря на их родственную юридическую природу, все же характеризуются собственным специфическимсодержанием. Думается, что сформулированные выше критерии отграничения контрабанды культурных ценностей от невозвращения на территорию РФпредметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран по объективным исубъективным признакам данных составов преступлений могут быть использованы в практической деятельности таможенных органов в ходе осуществленияими своих функций по борьбе с контрабандой и другими преступлениями в сфере таможенного дела, противодействии незаконному ввозу, вывозу и иномуобороту культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, а также следователями при расследовании соответствующих уголовныхдел.

Информация о работе Юридический анализ целей наказаний при квалификации преступлений в сфере таможенного дела