Шпаргалка по "Таможенному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:57, шпаргалка

Краткое описание

2. Предмет таможенного права.
Таможенное право – отрасль российского права, которая регулирует общественные отношения, связанные с организацией таможенного дела. Предмет таможенного права – круг общественных отношений в сфере перемещения товаров через границу и связанных с этим иных общественных отношений: организация таможенного дела; таможенные процедуры; таможенное оформление товаров; специальные таможенные процедуры; правонарушения в таможенной сфере. Административно-правовой (императивный) метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления.

Вложенные файлы: 1 файл

Копия ответы Таможенное право для чтения.docx

— 120.64 Кб (Скачать файл)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

 

1. Понятие таможенного  права и его место в системе  права России.

2. Предмет таможенного права.

 

Таможенное право – отрасль  российского права, которая регулирует общественные отношения, связанные  с организацией таможенного дела. Предмет таможенного права –  круг общественных отношений в сфере  перемещения товаров через границу  и связанных с этим иных общественных отношений: организация таможенного  дела; таможенные процедуры; таможенное оформление товаров; специальные таможенные процедуры; правонарушения в таможенной сфере. Административно-правовой (императивный) метод регулирования основан  на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности  волеизъявления. Он выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений. Гражданско-правовой (диспозитивный) метод регулирования основан  на принципе равенства сторон и возможности  регламентирования правоотношений участниками этих отношений. Принципами таможенного права являются: законность, демократизм, полномасштабное и четкое таможенное регулирование; обеспечение эффективности таможенно-правовых средств и инструментов; принципы перемещения товаров и транспортных средств, принцип охраны государственной и общественной безопасности; принцип защиты экономических интересов государства; принцип единства таможенной территории.

 

3. Источники таможенного права

 

Под источниками таможенного права  имеются в виду правовые акты различных  государственных органов, в которых  устанавливаются нормы таможенного  права — общие правила поведения  в таможенной сфере. Основные источники  таможенного права в РФ: Конституция РФ, Таможенный кодекс РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза, Закон РФ «О таможенном тарифе».

 

4. Субъекты таможенного  права и их правовой статус.

 

Субъектом таможенного права признается тот, кто наделяется правами и  обязанностями в таможенной сфере. Субъектами таможенного права являются: таможенные органы; должностные лица таможенных органов; юридические лица; физические лица. Понятием специального субъекта таможенного права охватываются таможенные органы и государственные  служащие таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа. Понятием общие субъекты таможенного права охватываются: юридические лица — предприятия, учреждения и организации; физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами; международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.

 

5. Правовое регулирование  деятельности в области таможенного  дела.

 

Правовой основой для осуществления  таможенными органами Российской Федерации  таможенно – банковского валютного  контроля при перемещении товаров  через таможенную границу Российской Федерации являются Таможенный кодекс Российской Федерации (раздел 6, гл.29. ст. 198-201), а также Закон Российской Федераций "О валютном регулировании  и валютном контроле" (от 09.10.92г.). Возложение на российское таможенное ведомство обязанностей осуществлять таможенно – банковский валютный контроль является вполне логично поскольку таможенные органы осуществляют таможенное оформление и контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации на основании представления участниками внешнеэкономических связей на таможнях Грузовых таможенных деклараций (ГТД) как первичных контрольных документов.

ТП является комплексной отраслью права, поскольку включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного права. Конституционное право, имеющее основополагающий характер для всех остальных отраслей права, играет такую же роль и по отношению к таможенному праву. Некоторые нормы конституционного права, не теряя своего основного значения, одновременно входят в состав таможенного права. Это, например, ч. 1 ст. 74 Конституции о недопущении установления на территории России таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, п. «ж» ст. 71 об отнесении к ведению РФ таможенного регулирования. Преобладающая часть отношений, урегулированных его нормами, относится к сфере административного и административно-процессуального права. К этой сфере должны быть отнесены также организационно-управленческие отношения в сфере таможенного дела. К материальному (административному) праву относятся общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, таможенным оформлением, таможенным контролем, организацией взимания таможенных платежей, ведением таможенной статистики, нарушением таможенных правил, ответственностью и видами взысканий за них. Правовые нормы, регулирующие производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение, относятся к административно-процессуальному праву (как составной части административного права). Таможенное право взаимодействует с финансовым правом в вопросах определения компетенции таможенных органов в осуществлении: контроля при перемещении через таможенную границу РФ объектов валютного контроля: валюты РФ, ценных бумаг РФ, валюты и валютных ценностей — иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, драгоценных металлов и камней и т.д.; документального контроля за валютными операциями и учета таких операций, ведения банка данных по валютным расчетам при экспортно-импортных операциях, перемещения иностранной наличной валюты как юридическими, так и физическими лицами. Таможенное и гражданское право соприкасаются в вопросах регламентации прав и обязанностей по договорам хранения и перевозки, заключаемым в связи с использованием услуг таможенного перевозчика, хранением товара на таможенном складе и складе временного хранения и в других случаях. Таможенное право тесно связано с уголовным правом, уголовно-процессуальным правом, законодательством в сфере оперативно-розыскной деятельности. Все указанные отрасли права регламентируют общественные отношения в связи с совершением таможенных преступлений: контрабанды, незаконного экспорта технологий, невозвращения на территорию РФ предметов художественного достояния, уклонения от уплаты таможенных платежей. С уголовно-процессуальным правом таможенное право имеет тесную связь по вопросам правоохранительной деятельности таможенных органов. Последние осуществляют дознание и оперативно-розыскную деятельность по делам, отнесенным к их компетенции. Таможенное право связано с международным правом в вопросах режима государственной границы РФ, нейтральных и прибрежных вод; приграничной территории, континентального шельфа, дипломатического иммунитета, режима наибольшего благоприятствования, международного сотрудничества государств, статуса международных и региональных организаций, представительств иностранных государств при них и т.д. Таможенное право связано с трудовым правом по вопросам организации службы и работы в таможенных органах России. В данной области применима аксиома: то, что не урегулировали специальные законы, регламентирует общее законодательство. Система таможенного права достаточно сложна, поскольку само таможенное право является комплексной отраслью права. В этой отрасли можно выделить три составные части: общую, особенную и специальную. Общая часть таможенного права включает следующие институты: 1) понятие, особенности, методы и систему таможенного права; 2) его институты; 3) правовой статус таможенных органов и их должностных лиц; 4) ответственность в таможенном праве. Особенная часть таможенного права содержит такие институты, как: 1) таможенное оформление; 2) таможенные тарифы; 3) таможенные процедуры; 4) таможенные платежи; 5) таможенный контроль. Специальная часть таможенного права включает в себя: 1) международное таможенное право; 2) сотрудничество РФ с государствами-участниками СНГ по таможенным вопросам; 3) международные соглашения и двусторонние договоры по таможенным вопросам.

 

 

6.  Порядок обжалования  решений, действий и бездействий  таможенных органов и их должностных  лиц. 

Любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного  органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его  права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к  их реализации либо незаконно возложена  на него какая-либо обязанность. Порядок  подачи, рассмотрения и разрешения направляемых в таможенные органы жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в области таможенного дела определяется настоящей главой. Порядок, определенный настоящей главой, не применяется в случае обжалования постановлений таможенных органов или их должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также иных решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, в отношении которых предусмотрен специальный порядок обжалования. Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд. Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, поданная в таможенные органы и в суд, арбитражный суд, рассматривается судом, арбитражным судом.  Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в вышестоящий таможенный орган. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуется. Жалоба на решение, действие (бездействие) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, подается в этот орган. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. В случае, если жалоба подается представителем, к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие его полномочия. Использование аналогов собственноручной подписи для подписания жалобы не допускается. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу.

 

7. Правонарушения в сфере таможенного дела и ответственность за них.

Правонарушения в сфере  таможенного дела влекут различные виды ответственности: административную, уголовную, дисциплинарную, материальную (имущественную). Уголовная ответственность в таможенном праве предусмотрена за преступления в сфере таможенного дела. ТК к преступлениям в сфере таможенного дела относит контрабанду; уклонение от уплаты таможенных платежей; незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями.

ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ - преступления, предусмотренные уголовным  законодательством России: "Контрабанда", "Нарушение таможенного законодательства РФ", "Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического  и археологического достояния народов  РФ и зарубежных стран", "Незаконный экспорт товаров, научно-технической  информации и услуг, используемых при  создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения", "Уклонение  от уплаты таможенных платежей". При  наличии признаков любого из этих преступлений таможенный орган РФ обязан возбудить уголовное дело и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального  законодательства России, произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

 

 

8. Методы и принципы  таможенного права.

 

Принципами таможенного  права являются: законность, демократизм, полномасштабное и четкое таможенное регулирование; обеспечение эффективности таможенно-правовых средств и инструментов; принципы перемещения товаров и транспортных средств, принцип охраны государственной и общественной безопасности; принцип защиты экономических интересов государства; принцип единства таможенной территории.

1) Административно-правовой метод регулирования (стороны находятся в неравном положении, одна из них подчиняется другой; в таможенном деле установлен жесткий порядок перемещения товаров через таможенную границу; альтернатива действиям лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных параметрах);

2) Гражданско-правовой метод (предполагает равенство сторон правоотношения; с его помощью допускаются альтернативные действия; в случае спора стороны обращаются в суд для разрешения спорной ситуации) (пример: выбор таможенного режима для перемещения товаров через таможенную границу).

 

 

9. Таможенно-банковский  валютный контроль при перемещении товаров через таможенную границу.

 

 

10. Таможенные правоотношения  и нормы таможенного права. 

 

Таможенные правоотношения представляют собой урегулированные нормами  таможенного права общественные отношения, участники которых в  ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. В зависимости  от правовых последствий юридические  факты можно подразделить на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. К первой группе юридических фактов можно отнести пересечение таможенной границы, подача заявления об осуществлении внутреннего таможенного транзита, помещение товаров на временное хранение и т.д. Ко второй группе можно отнести подачу декларации об изменении процедуры использования товаров, подачу заявления об изменении, дополнении сведений в таможенной декларации. К третьей группе можно отнести заявление об отзыве таможенной декларации. По волевому признаку юридические факты подразделяются на события и действия, в первом случае наступление правовых последствий не зависит от воли людей, например, действие непреодолимой силы, истечение установленного срока, во втором случае порождаемые правовые последствия являются результатом волевого проявления людей, например, пересечение таможенной границы, подача таможенной декларации. Действия являются преобладающими среди юридических фактов для возникновения, изменения, прекращения таможенных правоотношений. Таможенные правоотношения неизменно представляют собой определенный блок таможенного дела. Сфера социальной жизни, отношения в которой могут быть определены как таможенные, представляет собой определенный элемент внешнеэкономической деятельности. В качестве таможенных могут быть определены только правоотношения, непосредственно связанные с перемещением через таможенную границу государства товаров и транспортных средств, урегулированные именно нормами таможенного законодательства. Таможенные правоотношения обязательно предполагают участие в них с одной стороны определенного специфического субъекта — таможенных органов. Это особый субъект правоотношений, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела. Таможенный орган как обязательный участник таможенных правоотношений служит рычагом государственно-административного воздействия на таможенное дело и вообще на процесс внешней торговли. Предоставление таможенным органам особого статуса во многом является определяющим функциональным назначением правового регулирования в таможенной сфере. Для возникновения правоотношения необходимо наличие субъекта, т.е. участника правового отношения, который определяется нормами права, наделяющими его какими-либо правами или обязывающими к соответствующему поведению. Круг субъектов таможенных правоотношений очерчен в Таможенном кодексе Российской Федерации: таможенный орган и лица.

Информация о работе Шпаргалка по "Таможенному праву"