Шпаргалка по дисциплине "Таможенное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 09:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Таможенное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоргалк таможка.doc

— 486.50 Кб (Скачать файл)

 

1. Понятие таможенного  дела в современной России, его  содержание и структура.

Термин «таможенное дело» происходит от слова «тамга», которое употреблялось на Руси в 13-14 вв. применительно к сбору с торговых сделок. От слова «тамга» в дальнейшем произошел глагол «тамжить», т.е. облагать товар пошлиной.

В современном понимании термином «таможенное дело» обозначается сложный комплекс отношений, непосредственно связанных с внешней и внутренней политикой российского государства. В рамках государственной политики государственная таможенная деятельность имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению многочисленных интересов и потребностей.

Таможенное дело представляет собой сложный комплекс общественных отношений и направлений деятельности органов государственной власти. Приведенного в Таможенном кодексе легального определения явно недостаточно для полного исследования этого сложного комплексного явления. Необходимо тщательно изучить структуру таможенного дела, его составные части и характер связи между ними.

В нормативных правовых актах можно найти различные определения понятия таможенного дела. Так, по Таможенному уставу СССР 1924 года существо таможенного дела исчерпывалось «борьбой с контрабандой на территории страны». В Таможенном кодексе СССР 1991 года содержалось более полное определение таможенного дела, соответствовавшее времени перестройки, для которого были характерны расширение внешней торговли и либерализация внешнеэкономической деятельности. Таможенное дело рассматривалось в нем в качестве средства осуществления таможенной политики. В таможенном кодексе  РФ 2004 года таможенное дело определялось как совокупность методов и средств обеспечения соблюдению мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В действующем таможенном кодексе таможенного союза таможенное дело определяется как правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Каким бы то ни был набор компонентов таможенного дела, в своей совокупности они всегда направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей.

Экономические цели достигаются посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу.

Регулятивные цели достигается установление порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, принятием ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, а также введением запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, предоставлением льгот и преференций, выдачей разрешений и т.п.

Правоохранительные цели заключается в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества охране животных, растений, природы и т.п.

 

 

4. Таможенно-правовые нормы  и таможенно-правовые отношения.

ТПН – это устанавливаемые государством правила поведения в таможенной сфере, поэтому действующее таможенное право, так же, как и другие отрасли права, дифференцируются с точки зрения важности (значимости) правовых норм и регулируемых ими общественных отношений. ТПН различны также и по своей предметной направленности. Исходя из этого, они делятся на материальные нормы и нормы процессуальные.

Материальные ТПН (их большинство) закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов ТП отношений.

От содержания ТПН делятся на нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы. По техническим приёмам: (большинство) Определенные ( описание правил поведения в статье). Бланкетные (отс. в самом общем виде). Отсылочные (конкр. отсылка)

Пределы действия указанных правовых норм во времени регулируются общими правилами их вступления в силу и опубликования

Всю совокупность правовых норм в таможенной сфере можно разделить на две большие части 1) нормы, имеющие общее значение для всех направлений, сфер и аспектов таможенной деятельности, – общая часть; 2) нормы, регламентирующие отдельные виды таможенной деятельности, – особенная часть.

Общая часть таможенного права содержит таможенно-правовые нормы, в которых выражены общие положения, касающиеся правового регулирования всей совокупности общественных отношений в сфере таможенного дела.

К особенной части таможенного права относятся совокупности норм, регулирующих юрисдикционную деятельность таможенных органов. Эти нормы содержатся как в Таможенном кодексе таможенного союза, так и в нормативных правовых актах иной правоотраслевой принадлежности. Они регулируют дознание, осуществляемое таможенными органами, их оперативно-розыскную деятельность, производство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрение.

Таможенное правоотношения представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами таможенного права и возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Особенности таможенных правоотношений:

  • Они возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм, содержащихся в различных источниках.
  • Индивидуализированы, так как в них вступают конкретные субъекты – носители юридических прав и обязанностей.
  • Возникают на основе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу или связанные с такими перемещениями.
  • Имеют публичный характер.
  • Охраняются от возможных нарушений принудительной силой государства в лице его органов.

Как и любое правоотношение, таможенное правоотношение имеет свою структуру, которая включает:

Объект таможенного правоотношения является порядок, складывающийся в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Субъектами таможенных правоотношений являются их конкретные участники. Как правило таможенные органы и физ. или юр. лица.

Содержание таможенного правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности его участников.

Таможенные правоотношения классифицируются на регулятивные (связанные с правомерным поведением субъектов) и охранительные (складывающиеся в процессе совершения субъектом нарушений таможенного законодательства). Они также подразделяются на простые (в таком правоотношение задействованы две стороны) и сложные (отношение возникает между тремя и более субъектами).

Кроме того таможенные правоотношения могут быть прямыми (их большинство) и косвенными. Прямыми они являются тогда, когда непосредственно основаны на перемещении груза через границу, а косвенные возникают лишь в связи или по поводу перемещения товаров через границу.

 

 

 

 

 

 

 

5. Система таможенного  права, принципы и критерии ее  построения.

ТП как совокупность правовых норм имеет свою специфику: оно носит комплексный характер и состоит из правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, объединенных общим предметом правового регулирования — кругом общественных отношений, возникающих в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. А комплексный характер таможенного права как отрасли права накладывает свой отпечаток и на критерии его систематизации. Фундамент системы таможенного права составляют ТПН — устанавливаемые или санкционированные государством правила поведения в таможенной сфере.

Юридические нормы образуют отрасль права не самостоятельно, а через правовые институты, каковыми в таможенном праве являются взаимосвязанные и взаимообусловленные совокупности ТПН, объединенные по признаку родства А поскольку таможенное право является кодифицированной отраслью, то порядок расположения этих институтов внутри таможенного права как отрасли права определяется порядком их включения в Таможенном кодексе РФ, внутренней структурой ТК РФ.

Институты таможенного права, в свою очередь, объединены в соответствующие разделы таможенного права, для которых характерна высокая степень специализации входящих в них норм. Например, таможенное оформление — это раздел таможенного права. В него входит основной институт (глава 21 ТК РФ), три предметных института: предварительные операции, временное хранение и декларирование (главы 22, 23 и 26 ТК РФ соответственно), а также два вспомогательных института: таможенный брокер и таможенный перевозчик (главы 24 и 25 ТК РФ), имеющих непосредственное отношение к таможенному оформлению.

С некоторой долей условности таможенное право можно подразделить на общую и особенную части. Условность деления обусловлена комплексным характером таможенного права как отрасли права.

Положения Общей части таможенного права применяются при реализации всех ТПН, образующих отрасль таможенного права. В состав Общей части таможенного права входят следующие ТП институты: закрепляющие цели, принципы и содержание таможенного дела и таможенной политики России; регулирующие правовой статус таможенных органов и упорядочивающие правовой статус иных субъектов таможенного права; регулирующие государственную службу в таможенных органах и определяющие правовой статус должностных лиц таможенных органов; определяющие формы и методы таможенной деятельности и т.д.

Особенная часть таможенного права включает в себя расположенные в определенном Таможенным кодексом РФ порядке и логической последовательности институты таможенного права, связь между которыми объективно обусловлена самим существом таможенного дела. В нее входят правовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, применения таможенных режимов, таможенного оформления и таможенного контроля, таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей, порядок применения таможенных льгот, порядок ведения таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

К Особенной части таможенного права относятся также совокупность правовых норм, регламентирующих юрисдикционную деятельность таможенных органов.

Помимо общей и особенной частей, в системе таможенного права выделяют также и специальную его часть, куда входят правовые нормы, регламентирующие участие России в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела.

 

6. Источники таможенного  права, их классификация и краткая  характеристика.

Под источниками таможенного права имеются в виду нормативные правовые акты различных государственных органов, в которых устанавливаются нормы таможенного права – общие правила поведения в таможенной сфере.

Поскольку таможенное дело и регулирование в этой сфере отнесено Конституцией РФ (п. «Ж» ст. 71) к ведению федеральных органов государственной власти, законодательство о таможенном деле представлено исключительно нормативными правовыми актами федерального уровня.

Основные виды актов таможенного законодательства определены в ст. 3 Таможенного кодекса таможенного союза.

Таможенной законодательство таможенного союза состоит из:

  1. Таможенного кодекса таможенного союза
  2. Международных договоров государств – членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе.
  3. Решения Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения  в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с кодексом и международными договорами государств.

Принцип федерального таможенного регулирования ограничивает круг источников таможенного права исключительными правовыми актами законодательных и исполнительных органов государственной власти, принимаемыми исключительно на федеральном уровне.

В систему источников таможенного права входят:

  • Конституция РФ. Положения Основного закона формируют основы таможенного регулирования (ст. 71). Нормы Конституции гарантируют единство экономического пространства на территории страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст. 8), обязывают каждого платить установленные налоги и сборы (ст. 57), устанавливают единство таможенной территории (ст. 74). Названные и иные положения Конституции находят свое отражение и развитие в нормах таможенного законодательства и подзаконных нормативных актах.
  • Международные договоры и соглашения имеют особое значение для формирования национального таможенного законодательства, образуют особую группу источников таможенного права.
  • Федеральные законы как источники таможенного права делятся в науке на две группы:
    • Кодифицированные законы.
    • Иные текущие законы.
  • Подзаконные нормативные акты составляют наиболее многочисленную группу источников таможенного права.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Таможенное право"