Шпаргалка по "Таможенная система"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 17:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Таможенная система".

Вложенные файлы: 1 файл

Азашикова.docx

— 298.78 Кб (Скачать файл)

Другим базовым  законом в системе источников таможенного права является Закон  РФ «О таможенном тарифе», принятый 21 мая 1993 года. Этот закон устанавливает  порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации  как инструмента торговой политики и государственного регулирования  внутреннего российского рынка  товаров при его взаимосвязи  с мировым рынком, а также правила  обложения товаров пошлинами  при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

К «чисто таможенным законам» относится также и Федеральный  закон РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 года, который определяет порядок  прохождения службы в таможенных органах, а также основы правового  положения должностных лиц таможенных органов.

Немаловажное  место в системе источников таможенного  права занимает Федеральный закон  РФ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности», который  определяет основы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, порядок  ее осуществления российскими и  иностранными лицами, права, обязанности  и ответственность органов государственной  власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере внешнеторговой деятельности. В нем раскрываются также основные принципы внешнеторговой деятельности, к которым относятся  единство внешнеторговой политики Российской Федерации, единство ее таможенной территории, приоритет экономических методов  государственного регулирования внешнеторговой деятельности, равенство ее участников и их не дискриминация, исключение неоправданного вмешательства государства и  его органов во внешнеторговую деятельность и др.

Анализ законодательства позволяет отнести к числу  источников таможенного права также  ряд федеральных законов, которые  содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты таможенно-правовых отношений. Среди них можно выделить следующие.

Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», который имеет целью сохранение культурного наследия народов России и, наряду с законодательством о  государственной границе и таможенным законодательством, направлен на защиту культурных ценностей от незаконного  ввоза в Россию, вывоза за пределы  России и передачи права собственности  на них. К компетенции таможенных органов относится контроль за установленным  данным Законом порядком вывоза и  ввоза в страну культурных ценностей, а также привлечение виновных лиц к ответственности за незаконный ввоз, незаконный вывоз либо невозвращение  временно вывезенных культурных ценностей.

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», который определяет принципы осуществления валютных операций в  Российской Федерации, полномочия и  функции органов валютного контроля (к числу которых относится  и ГТК России), права и обязанности  юридических и физических лиц  в отношении владения, пользования  и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение  валютного законодательства.

Федеральный закон РФ «О наркотических средствах  и психотропных веществах», который  устанавливает правовые основы государственной  политики в сфере оборота наркотических  средств, психотропных веществ, а также  в сфере противодействия их незаконному  обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. К числу органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту  наркотических средств и психотропных веществ отнесены и таможенные органы России в пределах предоставленных  им полномочий.

Федеральный закон РФ «Об оружии», который  регулирует правоотношения, возникающие  при обороте (в том числе и  незаконном через таможенную границу) гражданского, служебного, а также  боевого ручного стрелкового  и холодного оружия на территории России, и направлен на защиту жизни  и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью  и незаконным распространением оружия.

Комплексный характер таможенно-правовых отношений  обуславливает использование в  качестве источников таможенного права  правовых норм, содержащихся в законодательных  актах ряда иных отраслей российского  права: уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и др.

Важными и  наиболее многочисленными источниками  таможенного права являются подзаконные  правовые акты по различным аспектам таможенного дела (их еще обозначают как «текущие» правовые акты, исходя из того, что они зачастую носят  временный характер). Принятие и  срок действия подобных актов обусловлены  социально-экономической обстановкой  в стране на данном конкретном этапе  ее исторического развития.

Среди текущих  правовых актов верховенство имеют  нормативные указы Президента РФ, а также утверждаемые его указами  положения, так или иначе затрагивающие  таможенно-правовую сферу. Они издаются при наличии пробелов в существующем законодательстве и утрачивают силу с принятием федеральных законов  по соответствующим вопросам. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 14.02.96 г. № 199 «Об утверждении  Временного положения о порядке  наложения взыскания на имущество  организаций»: принят в целях повышения  ответственности хозяйственных  товариществ и обществ, иных юридических  лиц по своим обязательствам, обеспечения  своевременной уплаты налоговых  и других обязательных платежей, реального  исполнения судебных актов о взыскании  с организаций денежных средств, а также в связи с противоречием  ст. ст. 411—413 56 части первой ГК РФ. Оговорен и срок действия этого Указа: до принятия федеральных законов, регламентирующих порядок исполнения решений об обращении  взыскания на имущество организаций, и внесения соответствующих изменений  в ГПК РСФСР.

Следующую ступень  в иерархии подзаконных нормативно-правовых актов — источников таможенного  права, занимают постановления Правительства  РФ, издаваемые им на основании и  во исполнение Конституции РФ, федеральных  законов и нормативных указов Президента РФ. Например, Постановление  Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 278, регламентирующее порядок ввоза  в Россию и вывоза из нее наркотических  средств, а также сильнодействующих  и ядовитых веществ: принято на основании  и во исполнение приведенного выше Федерального закона РФ «О наркотических  средствах и психотропных веществах» и международных обязательств, вытекающих из конвенций ООН, участницей которых  является Российская Федерация.

За правительственными постановлениями в череде источников таможенного права подзаконного характера следуют ведомственные  нормативно-правовые акты, издаваемые Федеральной таможенной службой  России во исполнение положений и  норм, содержащихся в Таможенном кодексе, других федеральных законах, указах Президента и правительственных  постановлениях. По количественным параметрам ведомственные нормативно-правовые акты — это наиболее многочисленный элемент в системе источников таможенного права.

Содержание  ведомственных нормативных актов  во многом определяется их формой. В  соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 в настоящее  время органы исполнительной власти издают: приказы, постановления, распоряжения, правила, инструкции и положения. Издание  нормативных правовых актов в  виде указаний, писем и телеграмм  не допускается.

Наиболее  распространенным видом ведомственных  нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере таможенного  дела являются приказы Федеральной  таможенной службой России. ФТС России издает приказы по различным вопросам. В ряде случаев приказы Председателя ФТС России устанавливают общие  правила и порядок регулирования  различных таможенных правоотношений, но зачастую ими утверждаются различные  положения о таможенных органах  и их структурных подразделениях (например, Приказ ГТК России (Государственный  таможенный комитет Российской Федерации - орган федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в  РФ до 9 марта 2004 года. ГТК РФ был преобразован в Федеральную таможенную службу России Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года №314) от 10 января 1996 г. № 12, утвердивший  Общие положения о таможенных органах России и др.), либо инструкции, в которых вопросы, относящиеся  к соответствующему участку таможенного  дела, регламентируются более подробно (например. Приказ ГТК России от 14 мая 1997 г. № 265).

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 необходимым условием вступления в силу нормативных актов федеральных  органов исполнительной власти является их обязательная государственная регистрация  в Министерстве юстиции РФ и официальное  опубликование в специально для  этого предусмотренных изданиях. При этом нормативные акты, кроме  актов и их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную  тайну или сведения конфиденциального  характера, не прошедшие государственную  регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном  порядке, не влекут правовых последствий  как не вступившие в силу и не могут служить основанием для  регулирования соответствующих  правоотношений, применения санкций  к гражданам, должностным лицам  и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные  акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Помимо приказов, положений и инструкций руководство  Федеральной таможенной службой  РФ издает указания и информационные письма. Эти документы издаются с  целью разъяснения порядка применения тех или иных норм таможенного  законодательства, их единообразного применения территориальными органами таможенной системы, новых норм не содержат и, следовательно, в число источников таможенного права не входят.

Кроме издаваемых самим Федеральной таможенной службой  России нормативно-правовых актов, в  систему источников таможенного  права входят также и совместные нормативные акты ФТС России с  другими министерствами и ведомствами  России. Например, Инструкция о порядке  осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию  валютной выручки от экспорта товаров, утвержденная ГТК России и ЦБ РФ 12 октября 1993г.

Вопрос 13. Понятие, правовой статус и задачи таможенных органов.

Таможенные органы России — это  государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.

Правовой статус таможенных органов  определяется их местом и ролью в  общей системе органов государственной  власти Российской Федерации. Таможенные органы являются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации. Структурa федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. и утверждена в новой редакции Указом Президента РФ от 9 июля 1997 г.

Исходя из понимания федеральной  исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической реализации норм и положений Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что таможенные органы осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Эта деятельность состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела в стране.

Важной отличительной чертой таможенных органов, определяющей их место в  общей системе органов исполнительной власти, является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов. Однако, это отдельная тема курса и она будет рассмотрена нами позднее.

Таможенные органы действуют под  общим руководством Президента РФ и  Правительства РФ и обладают строго определенной компетенцией в сфере  таможенного дела.

Вопрос 14. Компетенция таможенных органов  и форма ее реализации.

Компетенция таможенных органов —  это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и государством. Никакие иные государственные органы не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции таможенных органов.

Реализация компетенции таможенных органов осуществляется в различных правовых формах — путем правоустановления (издания нормативно-правовых актов), правоприменения и правоохраны. Остановимся на этом подробнее.

Таможенные органы во исполнение возложенных  на них функций и решения поставленных перед ними задач имеют право издавать правовые акты управления (как нормативного, так и индивидуального характера), обязательные для исполнения всеми субъектами-участниками правоотношений, урегулированных нормами таможенного права (государственными и муниципальными органами, организациями и учреждениями, юридическими и физическими лицами — как российскими, так и иностранными).

Правоприменение в деятельности таможенных органов — это властно-регулятивные действия должностных лиц таможенных органов по претворению в жизнь предписаний правовых норм. Правоприменение должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, устанавливающих процедуру правоприменительной деятельности, круг субъектов правоприменительной деятельности и другие вопросы. Правоприменительная деятельность с нарушением требований правовых норм по ее осуществлению влечет привлечение виновных в этом должностных лиц таможенных органов к соответствующему виду юридической ответственности (вплоть до уголовной).

Правоохрана осуществляется таможенными  органами путем контроля за соблюдением  субъектами таможенных правоотношений требований нормативно-правовых актов, входящих в систему источников таможенного  права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер  юридического воздействия.

Информация о работе Шпаргалка по "Таможенная система"